ВВЕДЕНИЕ3
1. ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ5
1.1 Принципы и компоненты здоровьесбережения школьников5
1.2 Основные принципы здоровьесбережения в организации урока как основной формы учебного процесса11
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХТЕХНОЛОГИЙНА УРОКАХБИОЛОГИИ17
2.1 Требования к содержанию обучения биологии с позиции здоровьесбережения17
2.2 Организация уроков биологии в условиях здоровьесберегающего обучения21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ29
Приложение31
Читать дальше
Проведя исследованиемы пришли к следующимвыводам.
Роль учителя в организации здоровьесберегающего, здоровьеформирующегопространствадля учащихся в образовательном процессенесомненновелика.
Образовательный процесс - специальноорганизованное, целенаправленноевзаимодействиепедагогов и воспитанников, учащихся между собой, направленноенарешениеобразовательных, воспитательныхи развивающихзадач, в том числеиздоровьесберегающих.
Соблюдениепринципов здоровьесбережениянаурокахбиологии позволит в школерешитьследующиепроблемы, связанныесоздоровьем учащихся:
• снятиеучебныхперегрузок школьников, приводящихихк состояниюпереутомления, науровнепредмета;
• организация физической активности учащихся, профилактикагиподинамии,использованиережимадвигательной активности научебныхзанятиях;
• предупреждениевредноговоздействия наздоровьеучащихся факторов,непосредственносвязанныхсобразовательным процессом (профилактикашкольныхболезней: нарушений осанки, заболеваний органов зрения, неврозови т.п.);
• охранаи укреплениепсихическогоздоровья учащихся (предупреждениешкольныхстрессов, воспитаниекоммуникативной культуры, распространениясреди учащихся вредныхпривычек, зависимостей и т.д.)
• формированиекультуры здоровья учащихся и компетентности педагогов ввопросахздоровья и здоровьесберегающихтехнологий;
• организация сотрудничествас родителями учащихся повопросам сохраненияи укрепления здоровья ихдетей.
Читать дальше
Безруких М. и др. «Вкусные» уроки - путь к здоровому образу жизни // Народное образование. -2001. - №4.
БереговойЯ. Школа угрожает здоровью детей и учителей. Как их защитить? //Народное образование. - 2001. - №5.
БлаубергИ. В., Годин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1993.
ГаврильчукА. Здоровый образ жизни, его принципы и составляющие //ОБЖ. -2001.-№5
ГерчакЯ.М. Формирование готовности кздоровьесбережениюстудентов высшего профессионального образования. Автореферат диссертации. Новокузнецк, 2007.
Деятельность школы и здоровье //Народное образование. - 2001. - №2.
ДзодзиковаЛ.А. Педагогическое сопровождениездоровьесбереженияшкольников. Научно-теоретический журнал «научные проблемы гуманитарных исследований», Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе. Пятигорск, 2008.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005 – (Мастерская учителя).
КолбановВ.В.Валеология: основные понятия, термины и определения.- СПб.: Издательство ДЕАН, 2001.
МитинаЛ.М.Здоровьесберегающиеобразовательные технологии и их практическое применение. – М.: АРТИ, 2004
Профессиональная деятельность и здоровье педагога : учеб.пособие / под ред. Л.М. Митиной. – М.: «Академия», 2005.
СинягинаН.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю.Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004 – (Семейная библиотека)
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающиеобразовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003
СукталиеваЭ.В. Системный подход к проблемездоровьесбережениястудентов // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 10
СонькинВ.Д. Пути формирования здорового образа жизни в школе. -М.: ООО «Издательство АСТ»; «Астрель», 2001.
ТельЛ.З.Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. - М.: ООО «Издательство АСТ»; «Астрель», 2001.
ТюмасеваЗ.И., Зотов В.В. Эколого-валеологическаяаттракция как фактор интеграции образования.http://council.gov.ru/files/journalsf/item/20061107113304.pdf
Чупаха, И. В. Здоровьесберегающиетехнологии в образовательно-воспитательном процессе / И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю.Соколова. – М.: Илекса, Народное образование,2003.
ШкляроваО. В. Кандидат педагогических наукЗдоровьесберегающиепринципы в организации образовательного процесса.- Некоммерческое образовательное учреждение “Центр образования “Школа Здоровья “САМСОН”, 2010
Приложение
Физкультминутканаурокебиологии
"Экскурсия полесу"
- Зайкапроскакал(прыжки наносочках8-10 раз).
- Посмотрим вверхнадеревья. Птичкапролетела(рукиотводим назад и помахали крылышками).
- Совасидит надереве- “ух, ух, ух” (навыдохе).
- Бабочкалетит (руки в стороны и помахали крылышками).
-Зажмурить сильноглаза(1-2-3), затем открыть и помахать ресничками как бабочка. Повторить 2-3 раза.
- Пришли наболото. Цапля идет (ходьбас высоким подниманием колен).
- Мы немногоустали, отдохнем, сидя напенечкеи подышим. Развернули грудную клетку - вдох, наклонились вперед - выдох.
Повторить3-4 раза.
Физкультминуткадля старшеклассников
- Исходноеположение- сидя запартой руки наколенях, стопы ног наполу.1-2-3 - сжать кисти в кулак, стопы потянуть насебя. 4 - расслабиться. Повторить 2-3 раза.
- Исходноеположениетоже–подняли правоеплечо, подняли левоеплечо,опустили правоеплечо, опустили левоеплечо.Повторить 3-4 раза.
- Развернуть грудную клетку, соединить лопатки и локти назад - вдох.
Наклонились вперед - выдох.Повторить 2-3 раза.
- Исходноеположение- тоже, локти согнуты
Скользя ягодицами посиденью парты, продвигаемся вперед- назад. Повторить 2-3 раза.
- Исходноеположение- тожесопорой рук сзади.
1-2 - прогнулись и опустились накрай сиденья
3-4 - вернулись в исходноеположение. Повторить 3-4 раза.
- Исходноеположение- тоже
1-2 - руки подняли вверх, потянулись(вдох).
3-4 локтями нажали нагрудную клетку,наклонились вперед (выдох).Повторить 3-4 раза.
Читать дальше