ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7 1.1. Развитие словообразования в онтогенезе 7 1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольника с общим недоразвитием речи 18 1.3. Особенности процессов словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 24 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОМ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 33 2.1. Организация и планирование эмпирического исследования 33 2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 37 2.3. Рекомендации по оптимизации процесса словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71

Особенности слово образования у дошкольников с общем недоразвитием речи 3 уровня

дипломная работа
Педагогика
0 страниц
100% уникальность
2013 год
155 просмотров
Соловьева Е.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7 1.1. Развитие словообразования в онтогенезе 7 1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольника с общим недоразвитием речи 18 1.3. Особенности процессов словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 24 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОМ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 33 2.1. Организация и планирование эмпирического исследования 33 2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 37 2.3. Рекомендации по оптимизации процесса словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
Читать дальше
В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей дошкольного возраста с различными видами речевой патологии. Одной из самых распространенных патологий является общее недоразвитие речи 3 уровня, при которой отмечаются нарушениях во всех компонентах речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, которые проявляются, в первую очередь, в нарушениях смысловой и произносительной составляющих речи [43]. В работах Р.Е. Левиной [22], Т.Б. Филичевой [43], В.


Диссертация по физике на заказ - один из наиболее успешных способов получить качественно написанную работу. Доверьте вашу диссертацию экспертам из Work5.


.К. Воробьевой [8] указывается, что к одной из главных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР III уровня, относится формирование навыков словообразования. Это необходимо для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по развитию способности словообразования у дошкольников с ОНР(III уровень) является одной из актуальных проблем логопедии, так как по мнению многих специалистов (О.С. Ушакова, В.П. Глухов, Е.М. Мастюкова, Л.Т. Журба), является предпосылкой полноцен¬ной подготовки детей этой категории, к усвоению школьных навыков. Большое значение для развития теории словообразования сыграли труды В.В.Виноградова, Г.О. Винокура, А.И. Смирницкого, Левковской, М.Д. Степа¬нова, И.И. Ковалика, Н.Д. Арутюновой, Н.М. Шанского, Е.А. Земской, В.П. Григорьева, И.С. Улуханова, В.В. Ло¬патина, А.Н. Гвоздева, Е.С. Кубряковой. Эффективные технологии коррекционной логопедической работы по данному направлению предлагают Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова, Т.А. Ткаченко, Т.В. Волосовец и др.. Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне - возможность выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие их значения, представляют собой необходимые условия для пополнения словарного запаса за счёт производных слов (известно, что в русском языке 90% слов производные), овладения грамматической системой языка, создания основы орфографически правильного письма, важнейшим принципом которого всегда был морфологический. Актуальность исследования. Отечественные лингвисты, психологи и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования. Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной, а затем и в письменной речи. Поэтому проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников с ОНР является актуальной. Кроме того, предполагается, что в игре ребенок примеряет на себя совсем иные роли и ему легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности. Таким образом, исходя из выше изложенного, цель данной работы в определении особенностей словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Объект исследования – словообразование у дошкольников. Предмет исследования – особенности словообразования у дошкольником с общим недоразвитием речи III уровня. Гипотеза исследования: особенности речевого развития оказывают влияние на процесс формирования словообразования. Недоразвитие словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках. Задачи исследования: 1. Определить специфику развития словообразования в онтогенезе. 2. Осуществить психолого-педагогическую характеристику дошкольника с общим недоразвитием речи. 3. Охарактеризовать особенности процессов словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. 4. Спланировать и реализовать эмпирическое исследование, направленное на определение особенностей словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. 5. Осуществить описание и анализ полученных в рамках эмпирического исследования результатов. 6. Сформулировать выводы и предложить рекомендации по проблеме оптимизации процесса формирования словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Проблема словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня нашла свое рассмотрение в трудах множества отечественных исследователей. Определяющую роль при выполнении настоящего исследования сыграли исследования, таких ученых, как: А.К. Бондаренко, О.М. Вершининой, В.К. Воробьевой, В.А. Гончаровой, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, Т.В. Тумановой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Т.Н. Ушаковой, А.М. Шахнаровича, Н.А. Янко-Триницкой и многих других. Методы исследования: • теоретический (сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); • эмпирический (психолого-педагогический констатирующий эксперимент); Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в определении качественного своеобразия процессов словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, в настоящем исследовании находят свое подтверждение исследования отечественных ученых по проблеме словообразования, а также определяются некоторые новые положения. Практическая значимость настоящего исследования заключается в разработке рекомендаций по оптимизации процесса словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Полученные в исследовании данные могут быть успешно использованы в рамках практической деятельности логопеда системы дошкольного образования. Структура настоящего исследования соответствует цел и задачам и включает введение, две основные главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Читать дальше
Итак, общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. При общем недоразвитии речи отмечается позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени: это может быть лепетная речь, отсутствие речи и развернутая речь с элементами фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития. Овладение словообразованием старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи находится на более низком уровне, чем у нормально развивающихся сверстников. Словообразовательная деятельность дошкольников с ОНР характеризуется рядом специфических особенностей: 1. Правильное образование слов возможно на материале хорошо усвоенных, часто употребляемых в речи слов (с соответствующими аффиксами). 2. Затруднен перенос усвоенных навыков словообразования на новый, менее употребляемый в речевой практике лексический материал. 3. Отсутствие контекста в ситуациях, требующих словообразования, значительно усложняет задачу образования новых слов дошкольниками с речевым недоразвитием, в то время как для их сверстников с нормальным речевым развитием образование слов вне контекста не является затруднительным. Все вышеперечисленные особенности детей следует учитывать при разработке методических рекомендаций к проведению логопедической работы по коррекции нарушений словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Эту работу необходимо проводить не только с дошкольниками с общим недоразвитием речи, но и с ребятами, посещающими массовый детский сад, причем работа должна проводиться дифференцированно, в зависимости от уровня владения навыками словообразования. Экспериментальное исследование проводилось с использованием методики Р.И. Лалаевой, которая включала задание на словообразование существительных, прилагательных и глаголов. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей с ОНР старшего дошкольного возраста имеются типичные ошибки, такие как: повторение заданного слово; образование сравнительной степени без изменения корневой согласной; образование сравнительной степени прилагательного, синонимичного заданному; повторение заданного прилагательного со словом «сильнее»; неправильное использование суффиксов при образовании относительных прилагательных; пропуск суффикса; добавление окончания –ая при образовании относительных прилагательных; замена суффиксов; неправильная постановка ударения; пропуск слогов в образуемых словах; добавление окончания инфинитива –ть к заданному существительному при образовании глагола; избегание операций словообразования путём называния других частей речи, синонимов, антонимов, слов, похожих по звучанию. Дети с ОНР в основном пользуются суффиксальным способом словообразования, но и оно вызывало большие трудности, часто связанные с вариативностью суффиксов в языке, их многозначностью. Детям необходимо не только придумать прилагательное, имея основу и какой-то запас морфем, но еще и сравнить, сопоставить его с аналогичными построениями («березовый, осиновый», но – «тополиный»). У детей с ОНР выбор морфем очень ограничен. Кроме того, на речевое дошкольника с ОНР влияет предыдущий способ словообразования. Для создания новых слов дети пользовались наиболее часто употребляемыми суффиксами. Таким образом, нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта как, общее недоразвитие речи. Цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены. Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Особенности речевого развития оказывают влияние на процесс формирования словообразования. Недоразвитие словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках.
Читать дальше
1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 48 с. 2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. М. Мозаика-Синтез. 1999г. – 270 с. 3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: АСТ : Астрель, 2007. - 224 с. 4. Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе.//Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 141. 5. Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1974. c. 10 6. Бородич А.Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Профессиональное образование, 2004. - 202с. 7. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О.М. Вершинина // Логопед. – 2004. – №1. – С. 34-40. 8. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2009. 9. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч. – Т.2. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с. 10. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Логопедическая занятия с детьми 6-7 лет - СПб.: КАРО, 2004 - 176 с. 11. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 56 с. 12. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. 13. Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР. / В.А. Гончарова // Логопед в детском саду. – 2005. – №1. – С.9 -15с 14. Грибова, О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предложения / О.Е. Грибова // Дефектология. - 1999. - № 3. - С. 3 - 11. 15. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – С. 5-91. 16. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. – М.: Валдос, 2007, - 450с. 17. Жукова Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.: Просвещение, 2003. - 222с. 18. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи/Под ред. Гаркуша Ю.Ф. - М.: ТЦ СФЕРА, 2007 - 128 с. 19. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 1999. - 160 с. 20. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. – М., 2004. 21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. – 224 с. 20. Левина Р. Е. Основы теории практики логопедии. М., 1968. 22. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма: избранные труды. М., 2005. 23. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. – М., 1965г. 24. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969г. 25. Лепская Н.И. Язык ребенка. – М., 1997г. 26. Логопедия. Методическое наследие: В 5 книгах. - М.: Владос, 2008 - 480 с. 27. Микляева Ю.В. Рекомендации по развитию речи у детей с ОНР 2-го уровня//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2003 - №4 28. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология - № 2, 2001 29. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 2001. - 208с. 30. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с. 31. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Развитие связной речи; Систематизация речевого материала: Взаимосвязь в работе специалистов ДОУ и др.: Учебно-методическое пособие/Под ред. Волосовец Т.В. - М.: Сфера, 2007 32. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с. 33. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 - 77 с. 34. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. – М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с. 35. Туманова, Т.В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Дефектология. – 2004. – №5. – С.34-41. 36. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Дефектология. – 2001.-№4. – С.69-76. 37. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. М., 2010. 38. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. М., 2008. 39. Уварова, Т.Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР/ Т.Б. Уварова // Логопед. – 2000. -№4. – С.48-54. 40. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.- 240 с. 41. Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка // Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. – М., 1970г. 42. Федеравичене, Э.А. Обучение старших дошкольников элементам словообразовательного анализа. Автореферат. –М., 1981 43. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2002. -360с. 44. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2006 45. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с. 46. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240с. 47. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: На материале онтогенеза речи. – М., 1990. 48. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. / Под ред. В.В. Гербовой. М, 1983. 49. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. с. 68, 70,82 50. Янко-Триницкая, Н.А. Словообразование в современном русском языке / Н.А. Янко-Триницкая. – М.: Индрик, 2001.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image