ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………... 3 ГЛАВА 1. Синонимы в русском языке …………..………………………...... 5 1.1. Общая характеристика синонимов …………………………….... 5 ГЛАВА 2. Изучение синонимов в начальной школе ………………………. 14 2.1. Определения методических путей работы над синонимическими отношениями и с целью формирования у младших школьников понятия «системные отношения» в лексике …………………………………………………………. 14 2.2. Определения фактического уровня знаний и умений учащихся по распознаванию и употреблению слов-синонимов в речи …………………………………………. 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….... 22 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………. 24 Приложение ……………………………………………………………………….. 25

Синонимы русского языка и их изучение в начальной школе

курсовая работа
Культура
0 страниц
100% уникальность
2013 год
179 просмотров
Оболенцева Е.
Эксперт по предмету «Культура речи»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………... 3 ГЛАВА 1. Синонимы в русском языке …………..………………………...... 5 1.1. Общая характеристика синонимов …………………………….... 5 ГЛАВА 2. Изучение синонимов в начальной школе ………………………. 14 2.1. Определения методических путей работы над синонимическими отношениями и с целью формирования у младших школьников понятия «системные отношения» в лексике …………………………………………………………. 14 2.2. Определения фактического уровня знаний и умений учащихся по распознаванию и употреблению слов-синонимов в речи …………………………………………. 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….... 22 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………. 24 Приложение ……………………………………………………………………….. 25
Читать дальше
Лингвистические исследования лексической системы языка теоретически обосновывают связь слов друг с другом как внутри определенной группы, так и между лексическими объединениями разного типа, что дает объективную возможность для практической работы над расширением словарного запаса младших школьников целыми семантическими блоками и для активного использования слов в устной и письменной речи. Анализ методического наследия, описывающего работу над словом (Ф.И.Буслаев, И.И.Срезневский, В.Я.Стоюнин, К.Д.


Самый сложный этап в учебе это написание диссертации по политологии. Чтобы облегчить это вы можете заказать написание диссертации у нас!


.Ушинский, В.П.Шереметевский, А.Я.Острогорский, В.Я.Смирнов, Н.М.Соколов, Г.Г.Тумим, В.Д.Данилов, Н.Ф.Бунаков, М.А.Рыбникова, К.Б.Бархин, П.О.Афанасьев, В.А.Добромыслов, М.Т.Баранов и др.) убедил в актуальности изучения семантических связей учащимися начальных классов в процессе словарносемантической работы. В школьной методике созданы для этого научнотеоретические и практические предпосылки (М.Т.Баранов и др.), которые дают основание полагать, что через анализ системных лексических связей слова будет не только активно пополняться словарный запас детей, но и будет создана база для формирования учебно-языковых умений, обеспечивающих введение младших школьников в лексическую систему языка. Реализация системного подхода помогает осознать системность строения лексического яруса языка на основе синонимических связей. Цель работы рассмотреть вопрос об использовании резервов языкового материала грамматических упражнений для формирования представлений о синонимии. Для проверки сформированности представлений о системности лексики предлагаются критерии доступности понимания отношений между словами русского языка. Работа над синонимами присутствует на уроках русского языка при изучении грамматических тем, но принцип систематизации и обобщения лексических понятий не реализуется. Вместе с тем языковой материал упражнений содержит значительные резервы для работы над формированием представлений о системности лексики (на материале синонимии). Эти резервы могут быть реализованы за счет: а) включения в теоретическую часть сведений о синонимии; б) количественного увеличения упражнений по осмыслению системных отношений в лексике; в) тренировки учащихся в подборе как однокоренных, так и разнокоренных синонимов; г) наблюдений над словообразовательными гнездами синонимов; д) активного привлечения учащихся к работе со словарями (толковым, синонимов); е) усиления работы творческого характера: включения синонимов как в устную, так и в письменную речь. Экспериментальная работа по осознанию синонимических отношений как системных проводится либо в соответствии с изучаемой основной темой, либо как этап словарной работы. В конце каждого из трех этапов проводится целый урок по систематизации и обобщению изученного. Основными формами работы на таких занятиях являются коллективная, групповая и индивидуальная. Творческие речевые упражнения позволяют судить о результатах проведенной работы и доступности осознания механизмов организации языкового материала в передаче мысли. Для проверки сформированности представлений о системности лексики существуют критерии доступности понимания отношений между словами русского языка: 1. Понимание лексического значения слова. 2. Осознание многозначности слов. 3. Осознание синонимических отношений между словами. 4. Понимание взаимосвязей между членами синонимическими рядами. 6. Осознание способности многозначного слова иметь синонимические ряды по каждому из его значений. 7. Способность использовать синонимы в речи.

Читать дальше
Учение о синонимах имеет длительную традицию в лингвистической литературе. Синонимия является одной из традиционных категорий, но как отмечает В. А. Звегинцев, в теоретическом плане она остается почти не изученной. По вопросам синонимии написано немало исследований, однако проблемы, такие как определение синонимов, критерии синонимичности, остаются по сей день спорными. О том, что такое синоним, какие бывают синонимы, насколько это понятие вообще реально, в лингвистической литературе были высказаны самые разнообразные, часто противоречивые соображения. Сущность синонимов как слов с одинаковым или схожим значением и употреблением по-разному понимается различными исследователями. Существуют различные определения как слова, имеющие тождественное значение, как слова, имеющие близкое значение, как слова, обозначающие одно и то же понятие или же способные обозначать один и тот же предмет. Многие определения синонимии содержат признак либо семантического или смыслового тождества, либо семантической или смысловой близости слов. Таким образом, в определении синонимов выявилось два основных направления. Для одного из них синонимы – это слова с близкими, но различными значениями Синонимами обычно называются слова с близким, но не тождественным значением. Под это определение подпадают, например, такие синонимы как мягкосердечие, которые, кроме этого одного ядерного значения, могут также употребляться соответственно в значениях: добродушие, доброта, приветливость и т. д. Следовательно, такое определение отражает реальность существования таких синонимов и в русском языке. Для другого направления синонимы – слова с тождественными значениями. Многие определения синонимов как слов, тождественных по значению включают их различия в оттенках значения. Синонимы определяются как слова, тождественные по значению, обозначающие одно понятие, но различающиеся лишь оттенками значения, либо стилистической окраской. Лексические синонимы определяются как слова, обозначающие одну и ту же вещь, но выделяющие различные ее аспекты, или как слова, имеющие одно и то же значение, но различающиеся его оттенками. Наблюдения за процессом деятельности младших школьников, за их эмоциональными реакциями на предложенный материал, на вопросы и задания позволяют сделать вывод о продуктивности предложенной работы. Это подтверждает и количественно-качественный анализ результатов экспериментального обучения. У значительной части испытуемых улучшились лексикологические знания и умения: определение синонимов – на 25 %, толкование лексического значения слов и выявление особенностей семантики – на 23 %, подбор синонимов – на 12,5 %, подбор синонимов к различным значениям многозначного слова – на 47 %, использование синонимов в речи – на 57 %. У многих школьников сформировались и новые учебно-языковые умения: умение моделировать синонимические отношения, подбирать языковой материал по предложенным схемам-моделям (79 %), умение выстраивать градационные ряды с возрастанием или убыванием качества (62 %), умение составлять синонимические ряды, образовывать синонимические ряды (67 %), умение определять функции синонимов в речи (40 %), умение точно использовать слова в речи из предложенного синонимического ряда (65 %). В результате проведенного эксперимента было установлено, что учащиеся начальной школы способны рассматривать лексические явления в совокупности парадигматических и синтагматических отношений, воспринимая в адаптированном виде идею о системности лексики. Изучение системных синонимических связей позволило формировать у детей лексико-семантический взгляд на слово.
Читать дальше
1. Абрамов Н., Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений, СПБ, 2005. – 396 с. 2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. — М.: Языки русской культуры, 1998. – 356 с. 3. Винокур Т. Г. Варианты речевого поведения. — М: Наука, 1993. – 298 с. 4. Жуков А.В.Русская фразеология. М.: Высшая школа. – 2006. – 360 с. 5. Кодухов В.И. Изучение синонимов: Книга для учащихся, начальных классов. - М., Просвещение, 2004. - 146 с. 6. Колшанский Г. В. Лингвистическое наследие XX века. – М.: "КомКнига" 2010. – 410 с. 7. Кузнецова Н.В. Выявление знаний и умений младших школьников с целью формирования понятия «системные отношения» в лексике, М.: 2011. – 116 с. 8. Словаря синонимов русского языка» под ред. А.П.Евгеньевой. – 292 с. 9. Шали Б. Общая лингвистика и вопросы французского языка, СПб.: 1961. – 312 с. 10. Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. - М., 1986. – 402 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image