Глава 1.Особенности ранней поэзии М. Ю. Лермонтова 5 1.1.Влияние Западноевропейской поэзии на творчество М.Ю. Лермонтова 5 1.2. Мотивы поэзии раннего Лермонтова 10 Глава 2.Вольнолюбивая лирика поэта 18 2.1.Знакомство М. Лермонтова с декабристами 18 2.2. Декабристские мотивы свободы и воли в поэзии М. Лермонтова 26 Список использованной литературыв 33

декабристская тема в юношеской поэзии лермонтова

курсовая работа
Литература
0 страниц
100% уникальность
2013 год
134 просмотров
Дорожинская Л.
Эксперт по предмету «Русская литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Глава 1.Особенности ранней поэзии М. Ю. Лермонтова 5 1.1.Влияние Западноевропейской поэзии на творчество М.Ю. Лермонтова 5 1.2. Мотивы поэзии раннего Лермонтова 10 Глава 2.Вольнолюбивая лирика поэта 18 2.1.Знакомство М. Лермонтова с декабристами 18 2.2. Декабристские мотивы свободы и воли в поэзии М. Лермонтова 26 Список использованной литературыв 33
Читать дальше
На первом этапе своего творчества Лермонтов, исходя из романтического индивидуализма, связанного с утверждением свободы и прав человека, осуществил невиданное еще в русской литературе единство трагического протестующего сознания, которое организует и подчиняет себе все элементы его поэзии. Кто не заметил и не понял это единство, тот, подобно Шевыреву, мог считать Лермонтова эклектиком и «протеем», ибо лермонтовское творчество действительно представляет собой итог и синтез всех прогрессивных моментов русского романтизма. Но стоило понять это единство (впервые это удалось Белинскому) – и каждое лермонтовское слово, – хотя бы оно восходило к Жуковскому, или к Пушкину, или к Языкову, – наполнилось новым содержанием; творчество Лермонтова оказалось принципиально новым этапом развития русской культуры. Лермонтов — одно из самых высоких, героических имен в русской литературе. Читатель Лермонтова при первом же соприкосновении с творчеством поэта ощущает себя стоящим у порога огромного и неповторимого поэтического мира. Этот мир поражает и завораживает своей таинственной глубиной и мощью, своим мужественным трагическим строем. В этом мире господствует ни на что не похожий, но безошибочно узнаваемый «лермонтовский элемент» (Белинский), который легче почувствовать, чем определить и объяснить. Трудность такого определения зависит не только от естественного сопротивления, которое оказывает искусство неизбежно обедняющему его анализу, но и от некоторой недоговоренности, недосказанности поэзии Лермонтова, остановленной на полном ходу и далеко не реализовавшей всех своих возможностей. Лермонтову пришлось жить и писать в одну из самых реакционных эпох русской истории.


Не хотите писать диплом сами? Попробуйте заказать написание дипломной работы по инвестициям у Work5! Мы выполним работу в соответсвии со всеми требованиями вашего ВУЗа.


. Начало этой эпохи было ознаменовано разгромом декабризма, а конец, до которого Лермонтов не дожил, — сплочением и активизацией революционной демократии. Поэзия Лермонтова, как и всякое неповторимо-индивидуальное личное творчество, не может быть целиком выведена из содержания своего времени. И вместе с тем Лермонтов неотделим от своей эпохи, и его нельзя понять в отрыве от той действительности, которая его окружал Глава1.Особенности ранней поэзии М. Ю. Лермонтова 1.1.Влияние Западноевропейскойпоэзии натворчествоМ.Ю. Лермонтова Образ, объединяющий лермонтовскую лирику и непрестанно воплощаемый в последовательном ряду его поэм, драм, повестей – от «Кавказского пленника» 1828 года до «Героя нашего времени», – единодушным приговором читателей был отнесен к числу «байронических героев». Лермонтов до конца сохраняет соотношение между двумя романтическими героями – восторженным и разочарованным, – то противопоставляя их друг другу (как, например, в драме 1836 года «Два брата»), то объединяя в одном лице; в последнем случае восторженность оказывается психологической предпосылкой будущего разочарования в жизни. Это соотношение, вовсе не обязательное для «байронической» темы (так например, чтобы психологически обосновать хандру Онегина, не потребовалось ни ударов судьбы, ни нравственного перелома героя), в творчестве Лермонтова имело принципиальный смысл; оно позволило Лермонтову открыто и прямо пользоваться мерилом высоких ценностей и идеалов. Молодой Лермонтов в высшей степени чужд духу иронии и вольтерьянского скептицизма, владевшему русскими поэтами начала века. Лермонтов серьезен и патетичен. Его политические, общественные, философские взгляды могли оставаться до конца непроясненными. Но он несомненно исходил из ценностей, выработанных в XVIII – начале XIX века гуманистической и революционной мыслью, сформулированных в литературе Руссо, Шиллером, Байроном, воспринятых русским декабризмом. Народность, личность, права человека, природа, творчество, высокая любовь и – в центре всего – основная идея Французской революции, руссоизма, байронизма: идея свободы. Демоническая тема, столь близкая Лермонтову, непосредственно связана со всем этим кругом идей. Начиная с Мильтона новая европейская литература подхватила библейский миф о падшем ангеле, чтобы претворить его в литературный миф, во множестве вариантов просуществовавший вплоть до XIX века и от романтиков унаследованный французскими декадентами. История ангела, восставшего против небесного самодержца, давала прекрасный материал для символики революции и протеста. Сатана Мильтона провозглашает идеи английской революции. Чорт средневекового фольклора в гетевом Мефистофеле становится грандиозным символом скептического, анализирующего разума. К «Потерянному раю» и к «Фаусту» отчасти восходит Люцифер Байрона(«Каин»), в котором выражено могущество свободной мысли, враждующей с догмой и деспотизмом.2 Демоническая тема имеет и примирительный вариант: кающийся Абаддона Клопштока, «Лалла Рук» Томаса Мура и пр[2]. Знакомство М.Ю. Лермонтова с творчеством Томаса Мура относится к периоду отрочества, когда, находясь в Московском университетском благородном пансионе, поэт, по свидетельству А.П. Шан-Гирея, «начал учиться английском у языку по Байрону и через несколько месяцев стал свободно понимать его», обратился к произведениям современников Байрона – Мура и Вальтера Скотта(«кроме этих трех, других поэтов Англии я у него никогда не видал»), однако совершенных познаний в языке не достиг, «свободно объясняться по-английски никогда не мог»1. В.С. Межевич, знавший Лермонтова по пансиону, еще при жизни поэта в статье о его стихотворениях, опубликованной за подписью Л. Л. в № 284–285 газеты «Северная пчела» за 1840 г., подробно рассказывал о пансионских рукописных журналах («Арион», «Улей», «Пчелка», «Маяк») и отмечал, что уже не м ожет вспомнить «первых опытов Лермонтова, но кажется, что ем у принадлежат <...> отрывки из поэмы Томаса Мура "Лалла Рук" и переводы некоторых мелодий того же поэта…»2. Перевод Лермонтова из «Лалла Рук» неизвестен, более того – других свидетельств, способных подтвердить приведенные выше слова, также нет. Вместе с тем в 1842 г. В.С. Межевич вновь убежденно говорил о существованииперевода, утверждал, что у него сохранился «билет на получение книги "Лалла Рук", соч. Томаса Мура, перев. с английского в стихах» и что перевод для этого неосуществленного издания был сделан в 1830 г. Лермонтовым

Читать дальше
Творчество Лермонтова развивалось в тяжелых условиях, возникших в России после поражениядекабристов в 1825 г. Продолжая традиции Пушкина, Лермонтов вместе с тем открывал новуюстраницу в истории русской литературы. Лирика занимает центральное место в художественном наследии Лермонтова. Идеал, нашедшийвыражение уже в ранней лирике Лермонтова, включал в себя представление о свободе иестественности, связанной с природными началами — будь то сама природа, наивысшаянепосредственность первобытного народа, детская простота или чувство матери . Мысль о высоком предназначении поэта — «неведомого избранника» постоянно присутствует враннем творчестве Лермонтова . Он чувствует себя обязанным рассказать миру о своих сомненияхи тревогах . Не случайно в самом начале творческого пути Лермонтова в его лирике возникаютмотивы, связанные с жаждой активного действия, борьбы: «Так жизнь скучна, когда боренья нет. Чувства и переживание лермонтовского героя всегда предельный, в них нет полутонов . Главнымсредством для обрисовки характера становится контраст . Это достаточно отчетливо проявляется влюбовном лирике Лермонтова, для которой очень характерна мечта о высокой духовной любви,основанной прежде всего на взаимопонимании Творческая позиция Лермонтова, в отличие от Баратынского, была позицией борьбы. «Скептическая потерянность» Лермонтова, о которой писал Герцен (XIV, 157), соответствовала только одной грани творческого сознания поэта. Лермонтов не обольщался мыслью о победе, но не складывал оружия. Его точный и проникновенный художественный анализ давал ему возможность обнажать противоречивые и болезненные стороны души современного человека и отчасти выявить ту общую почву, с которой они были связаны. Лермонтов был озабочен миром, задумался о нем. Он выдвигал вопросы, волновавшие современников, и, ища путей к разрешению этих вопросов, противопоставлял недостойной действительности свои высокие требования. В условиях 30-х годов это была героическая миссия поэта-борца Список использованной литературыв Арабажин К.И. Поэт мировой скорби : [М.Ю. Лермонтов].-М.:Гардарика,2007 Асатиани Г. Л. О поэзии классической и романтической // Асатиани Г-.М:. Классики и современность,2007 Андроников И.Л. Лермонтов. Новые разыскания. - Л.: Советский писатель, 1948. Лермонтовская энциклопедия.-М,2006 Архипов В.А. М. Ю. Лермонтов. Поэзия познания и действия. - М.: ИНФРА-М,2008 Висковатов П.А. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. - М.: Книга, 2000818. Русская литература. / Под. ред. А. Г. Алексина. – М.: Просвещение, 2007 Афанасьев В.В. М. Ю. Лермонтов. - М.: Молодая гвардия, 2007 Марченко М. Михаил Лермонтов.Жизнь и творчество .- М.:Алетейя,2007
Читать дальше
1. Арабажин К.И. Поэт мировой скорби : [М.Ю. Лермонтов].-М.:Гардарика,2007 2. Асатиани Г. Л. О поэзии классической и романтической // Асатиани Г-.М:. Классики и современность,2007 3. Андроников И.Л. Лермонтов. Новые разыскания. - Л.: Советский писатель, 1948. 4. Лермонтовская энциклопедия.- М,2006 5. Архипов В.А. М. Ю. Лермонтов. Поэзия познания и действия. - М.: ИНФРА-М,2008 6. Висковатов П.А. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. - М.: Книга, 2000818. Русская литература. / Под. ред. А. Г. Алексина. – М.: Просвещение, 2007 7. Афанасьев В.В. М. Ю. Лермонтов. - М.: Молодая гвардия, 2007 8. Марченко М. Михаил Лермонтов.Жизнь и творчество .- М.:Алетейя,2007
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image