Нужно быстро купить дипломную работу? цена приятная на Work5.
. При этом существует инаяинтерпретация. Развитие человеческого общества сопровождалось расширением знаний об окружающем мире, накоплением сведений о близких и дальних народах. Уже в древности наряду с этнографическими наблюдениями, в основе которых лежали естественная человеческая любознательность, военные, политические и экономические интересы, предпринимались попытки теоретического обобщения этнопсихологических данных. 1.Характеристика этноса Термин «этнос», вошедший в научный дискурс российской этнологии относительно недавно и заместивший скорее общеупотребительное и к тому же многозначное слово «народ»,имеет достаточно сложную историю. Роль такихученых, как С.М. Широкогоров, Ю.В. Бромлей,Л.Н. Гумилев, В.И. Козлов и других, в развитиитеории этноса, с одной стороны, очевидна, сдругой стороны, еще ожидает взвешенного подхода, развернутого описания и оценки. Историяи теория этноса как раздел этнологии (было даже предложено назвать этот раздел этноэтнологией– некоторый аналог историографии кактеории и истории исторической науки) накапливает соответствующий материал, излагаемый,как правило, во вводных разделах учебных пособий по этнологии. Обнаруживаемое при этомразнообразие взглядов на этнос, аследовательно, и разных определений (около 30-ти) этогопонятия, приводит к поразительному результату: целый ряд изданий учебного характера поэтнологии не включает его теоретическую характеристику. Этнос, наряду с остальными устойчивыми общностями - классами, сословиями, является сложной системой. Ее наглядные элементы определяются как этнические маркеры, «стереотипные, привычные черты образа» [5]. К ним относятся: язык, религия, наследие предков, элементы материальной и духовной культуры, мифологизированные представления о генетически общем происхождении, о «золотом веке», об исконной территории. Отечественная теории этноса достаточно долго основывалась на определении,предложенном Ю. В. Бромлеемещев начале80-х гг. ХХ в. Сегодня же разрабатываются разные направления, в рамках которых исследуется категория этноса. К примеру, особый интерес вызывает социобиологическое направление, основоположники которого (П. ВанденБерг, Л. Н. Гумилев) предполагают существование этничности благодаря социологической и биологической сущности общности. Нельзя не согласиться сих концепцией, согласно которой этническая принадлежность примордиальна, изначально свойственна людям. Вместе с тем в процессе формирования и развития этого типа общности становится особенно важнымтакой маркер, как этническое самосознание. При таком подходе конструктивным является определение этноса, считающее его относительно устойчивой общностью людей, «осознающих свою целостность во времени и пространстве на основе единства территории, языка, культуры, исторической судьбыВотличие от социального этническое развитиедискретно,т. е. прерывисто. Это связано с внутренними и внешними процессами, влияющими на функционирование этносов, аследовательно, и на их существование. В специальной литературе выделяются следующие способы существования этносов: зарождение; расширение; снижение (распад) уровня активности; переход в гомеостаз, т. е. статическое состояние этноса. Под зарождениемпонимается процесс образования этноса в ходе сецессии либо ассимиляции. Это начальный этап образования этнической общности. Вторым этапом существования и развития этноса является расширение.Под ним подразумевается укрепление связей внутри этноса, а также увеличение его численности за счет ассимиляции соседних этнических групп. В ходе расширения этническая группа находится в постоянном прогрессе, так как внутри данного этноса происходят внутренние психологические процессы, обусловливающие его непрерывное развитие. На этом этапе растет уровень этнического (и национального) самосознания, результатом чего являются гармонизация этноса и его развитие. Однако этот процесс происходит до тех пор, пока члены этнической общности не станут выделяться по отдельным признакам в новые этнические группы. Стремление к отделению может быть обусловлено тем, что в результате ассимиляции соседних этносов происходит дифференциация в пределах данной этнической общности по каким-либо критериям (экономическим, культурным, социальным, религиозным).