В современном человекознании одним из важнейших направлений становится поиск путей благоприятного социального развития личности ребенка. Понимание роли семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества привело к бурному росту научно-практических изысканий в области психологии родительско-детских отношений. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром, этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и, наверное, не будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям. В западной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой теме – развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отношений. По мнению Р. Дрейкуса, родители, продолжающие говорить с детьми с позиции власти и превосходства, не осознают того, что дети слушают их с позиции равенства, и по этой причине авторитарные методы воспитания обречены на неудачу. Психологи различных направлений и ориентаций посвятили свои работы проблемам роди-тельско-детских отношений. Среди них известные имена – А. Адлер, Р. Дрейкус, А. Фрейд, Дж. Боулби, Э. Эриксон, К. Роджерс и многие другие. В последние годы наметился рост интереса к проблемам семейного воспитания и в нашей стране. Новые социально-экономические условия, смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Вместе с тем, проводящаяся демократизация общественных институтов не могла не коснуться и семейных отношений. Изучение особенностей отношений детей и родителей в отечественной психологии проводится в основном в рамках педагогической, возрастной и медицинской психологии, при этом решаются важные вопросы влияния того или иного поведения, личностных качеств, установок родителя на формирование ребенка как личности или на возникновение отклонений и нарушений в развитии, определяются типы неправильного воспитания ребенка в семье (А.Л. Спиваковская, А.Я. Варга, В.В. Столин, Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина, Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Захаров, В.И. Гарбузов и др.) Роль взрослого в становлении личности ребенка рассматривается в традициях культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. Важный вклад в изучение этой проблематики внесли работы А.А. Бодалева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина и др. Тем не менее, многие аспекты взаимодействия родителей и детей остаются не изученными, и социально-психологическое их изучение может способствовать теоретическому и практическому осмыслению этой проблемы. Важно отметить, что семья является одной из самых закрытых межличностных групп, и это создает определенные трудности для экспериментального исследования, вместе с тем она оказывает мощное влияние во многих областях жизни, и с этим связана необходимость и важность ее изучения. Объектом исследования являются отношения (и их типы) в семьях. А также, личность ребенка в семье. Предмет исследования: процесс формирования личности ребенка в семье и влияние внутри семейных отношений на его личность. Гипотеза: атмосфера семейных отношений является решающим фактором становления личности ребёнка. От отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, его отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям. Цель работы: изучение межличностных отношений в семьях; каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка. В соответствии с обозначенными выше проблемой, объектом, предметом исследования и гипотезой, в работе были поставлены и решались следующие задачи: -изучить литературу, изданную ранее по данной тематике; -определить основные понятия, необходимые для данного исследования; -изучить типы семейных взаимоотношений и их влияние на формирование личности детей; -подобрать комплекс методик, изучить их; -провести экспериментальное исследование по выявлению зависимости личности ребёнка от условий внутрисемейного воспитания. Данная работа состоит из введения, двух частей (теоретической и практической), заключения, списка литературы.

Влияние детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка

дипломная работа
Психология
0 страниц
100% уникальность
2013 год
172 просмотров
Кучерова Э.
Эксперт по предмету «Общая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
В современном человекознании одним из важнейших направлений становится поиск путей благоприятного социального развития личности ребенка. Понимание роли семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества привело к бурному росту научно-практических изысканий в области психологии родительско-детских отношений. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром, этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и, наверное, не будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям. В западной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой теме – развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отношений. По мнению Р. Дрейкуса, родители, продолжающие говорить с детьми с позиции власти и превосходства, не осознают того, что дети слушают их с позиции равенства, и по этой причине авторитарные методы воспитания обречены на неудачу. Психологи различных направлений и ориентаций посвятили свои работы проблемам роди-тельско-детских отношений. Среди них известные имена – А. Адлер, Р. Дрейкус, А. Фрейд, Дж. Боулби, Э. Эриксон, К. Роджерс и многие другие. В последние годы наметился рост интереса к проблемам семейного воспитания и в нашей стране. Новые социально-экономические условия, смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Вместе с тем, проводящаяся демократизация общественных институтов не могла не коснуться и семейных отношений. Изучение особенностей отношений детей и родителей в отечественной психологии проводится в основном в рамках педагогической, возрастной и медицинской психологии, при этом решаются важные вопросы влияния того или иного поведения, личностных качеств, установок родителя на формирование ребенка как личности или на возникновение отклонений и нарушений в развитии, определяются типы неправильного воспитания ребенка в семье (А.Л. Спиваковская, А.Я. Варга, В.В. Столин, Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина, Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Захаров, В.И. Гарбузов и др.) Роль взрослого в становлении личности ребенка рассматривается в традициях культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. Важный вклад в изучение этой проблематики внесли работы А.А. Бодалева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина и др. Тем не менее, многие аспекты взаимодействия родителей и детей остаются не изученными, и социально-психологическое их изучение может способствовать теоретическому и практическому осмыслению этой проблемы. Важно отметить, что семья является одной из самых закрытых межличностных групп, и это создает определенные трудности для экспериментального исследования, вместе с тем она оказывает мощное влияние во многих областях жизни, и с этим связана необходимость и важность ее изучения. Объектом исследования являются отношения (и их типы) в семьях. А также, личность ребенка в семье. Предмет исследования: процесс формирования личности ребенка в семье и влияние внутри семейных отношений на его личность. Гипотеза: атмосфера семейных отношений является решающим фактором становления личности ребёнка. От отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, его отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям. Цель работы: изучение межличностных отношений в семьях; каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка. В соответствии с обозначенными выше проблемой, объектом, предметом исследования и гипотезой, в работе были поставлены и решались следующие задачи: -изучить литературу, изданную ранее по данной тематике; -определить основные понятия, необходимые для данного исследования; -изучить типы семейных взаимоотношений и их влияние на формирование личности детей; -подобрать комплекс методик, изучить их; -провести экспериментальное исследование по выявлению зависимости личности ребёнка от условий внутрисемейного воспитания. Данная работа состоит из введения, двух частей (теоретической и практической), заключения, списка литературы.
Читать дальше
Всовременномчеловекознанииодним из важнейших направлений становится поиск путей благоприятного социального развития личности ребенка. Понимание роли семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества привело к бурному росту научно-практических изысканий в области психологииродительско-детских отношений. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром, этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми. В каждом обществескладывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и, наверное, не будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.


Поможем написать диссертацию на заказ в Тюмени Просто заполните форму на сайте Work5.


. Взападной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой теме – развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отношений. По мнению Р. Дрейкуса, родители, продолжающие говорить с детьми с позиции власти и превосходства, не осознают того, что дети слушают их с позиции равенства, и по этойпричинеавторитарные методы воспитания обречены на неудачу. Психологи различных направлений и ориентаций посвятили свои работы проблемам роди-тельско-детских отношений. Среди них известные имена – А. Адлер, Р. Дрейкус, А. Фрейд, Дж. Боулби, Э. Эриксон,К.Роджерси многие другие. В последние годы наметился рост интереса к проблемам семейного воспитания и в нашей стране. Новые социально-экономические условия, смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создаюттрудностискоторымиприходитсясталкиватьсясовременным родителям. Вместе с тем,проводящаясядемократизация общественных институтов не могла не коснуться и семейных отношений.Изучение особенностей отношений детей и родителей в отечественной психологии проводится в основном в рамкахпедагогической, возрастной и медицинской психологии, при этом решаются важные вопросы влияния того или иного поведения, личностных качеств, установок родителя на формирование ребенка как личности или на возникновение отклонений и нарушений в развитии, определяются типы неправильного воспитания ребенка в семье (А.Л.Спиваковская, А.Я. Варга, В.В. Столин, Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина, Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Захаров, В.И. Гарбузов и др.) Роль взрослого в становлении личности ребенка рассматривается в традициях культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. Важный вклад в изучение этой проблематики внесли работы А.А. Бодалева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконинаи др. Тем не менее, многие аспекты взаимодействия родителей и детей остаются не изученными, и социально-психологическое их изучение может способствовать теоретическому и практическому осмыслению этой проблемы. Важноотметить, что семья является одной из самых закрытых межличностных групп, и это создает определенные трудности для экспериментального исследования, вместе с тем она оказывает мощное влияние во многих областях жизни, и с этим связана необходимость и важность ее изучения. Объектом исследования являются отношения (и их типы) в семьях. А также, личность ребенка в семье. Предмет исследования: процесс формирования личности ребенка в семье и влияние внутри семейных отношений на его личность. Гипотеза: атмосфера семейных отношений является решающим фактором становления личности ребёнка. От отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, его отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям. Цель работы: изучение межличностных отношений в семьях; каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка. В соответствии собозначеннымивыше проблемой, объектом, предметом исследования и гипотезой, в работе были поставлены и решались следующие задачи: -изучить литературу, изданную ранее по данной тематике; -определить основные понятия, необходимые для данного исследования; -изучить типы семейных взаимоотношений и их влияние на формирование личности детей; -подобрать комплекс методик, изучить их; -провести экспериментальное исследование по выявлению зависимости личности ребёнка от условий внутрисемейного воспитания. Данная работа состоит из введения, двух частей (теоретической и практической), заключения, списка литературы. Глава 1. Теоретические исследования влияния детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения детей1.1. Исследования отечественных психологов в области детско-родительских отношений Самоценностьи важность детства сегодня неоспорима. Детство признается как особый социально-психологический феномен. Ребенок живет в своем мире и законы этого мира отличны от мира взрослых. Необходимость родительской любви ни у кого не вызывает сомнений. Но эта любовь отлична от любви, которая была принята в XVIII–XIX веках и заключалась в посвящении себя детям. В настоящее время социально-политическая эмансипация женщин и все более широкое вовлечение их в общественную производственную деятельность делает их семейные роли не столь всеобъемлющими. Самоуважение женщин имеет кроме материнства много других оснований – профессиональные достижения, социальная независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретенное, благодаря замужеству, общественное положение. Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно изменяет характер материнского поведения. Хотя, по-прежнему, ведущую роль в воспитании ребенка принадлежит матери, все больше подчеркивается необходимость участия отца в воспитательном процессе. Все современные воспитательные теории говорят о ребенке как о субъекте воспитания, о сотрудничестве родителей с детьми, об индивидуальном подходе. Л.Демозсправедливо назвал современный стиль воспитания помогающим.

Читать дальше
Психологический анализ взаимодействия поколений приобретает общественную значимость и направленность, так как наиболее типичные образцы поведения родителей с детьми во многом определяют те или иные формы взаимодействия людей в обществе в целом. В свою очередь, для успешного научного и практического изучения этой проблемы необходимо понимание исторической и культурной обусловленности процессов взаимодействия родителя с ребенком; в ходе исторического развития семьи прослеживается изменение характера взаимодействия в сторону более гуманного отношения к детям и более тесных эмоциональных внутрисемейных связей. Вдипломной работе проведено теоретическое сопоставление таких базовых психологических категорий как «взаимодействие» и «отношение», при этом подчеркивается, что их анализ может протекать только в неразрывном единстве и с учетом взаимовлияния одного на другое. Рассмотрены также основные современные подходы к изучению родительско-детских отношений, представлены различные направления групповой работы с родителями, описаны принципы диагностики взаимодействия родителей и детей. Взаимодействие родителей и детей характеризуется активностью двух сторон и должно рассматриваться,как результат взаимных усилий, взаимных действий и взаимных влияний. В эмпирическом исследовании возможно изучение как отдельныхпараметров и особенностей взаимодействия, так и отдельных его типов. Новые возможности изучения и диагностики открывает предлагаемый в работе подход к описанию взаимодействия и со стороны родителей и со стороны детей. Проведенные исследования имеют самое непосредственное отношение к разработке теоретического обоснования структуры взаимодействия родителя сребенком, в которой удалось выделить три основных конструкта: строгость, контроль и сотрудничество.Установлены связи между параметрами взаимодействия и параметрами отношения: строгость коррелирует с отвержением ребенка, сотрудничество – с эмоциональной близостью и принятием, а контроль – с тревожностью за ребенка. При этомчем выше принятие, сотрудничество, последовательность, эмоциональная близость и чем меньше воспитательная конфронтация в семье, тем выше удовлетворенность отношениями с ребенком. У детей удовлетворенность отношениями с родителями связана с такими параметрами взаимодействия и отношения как «сотрудничество», «принятие», «эмоциональная близость» и «согласие». Во всех возрастных подгруппах отмечается большая эмоциональная близость ребенка к матери, чем к отцу (и в оценке детей и в оценке матерей), у матерей также отмечается большая тревожность за ребенка, чем у отцов. По мере взросления ребенка снижается строгость родителей, уменьшается принятие ребенка, увеличивается удовлетворенность отношениями с ребенком, отцы начинают проявлять большее сотрудничество с детьми. Младшие подростки считают, что родители обладают большими строгостью, контролем и принятием, чем отмечают сами родители. Вместе с тем родители младших подростков переоценивают, по сравнению со своими детьми, степень своего сотрудничества с ними. Старшеклассники и их родители больше сходятся в оценке взаимодействия друг с другом, чем младшие подростки и их родители, они расходятся только по двум параметрам: родители переоценивают эмоциональную близость к ним ребенка, а также свою последовательность. С возрастом у детей падает степень удовлетворенности отношениями с родителями, у родителей же, наоборот, удовлетворенность отношениями с ребенком возрастает. Обнаружены различия в восприятии детьми матерей и отцов. Матери чаще воспринимаются подростками как эмоционально более близкие и сотрудничающие, чем отцы. Эти данные согласуются с данными других исследователей, многие из которых указывают на то, что мать чаще являетсядоверенным лицом. В подгруппе дошкольников и младших школьников количество положительных реакций, направленных к матери превышает количество таковых по отношению к отцу, однако количество отрицательных исходящих от ребенка чувств очень мало и статистически не различимо для отцов и матерей, что свидетельствует о выраженной позитивной установке к родителям детей 5–7-летнего возраста. Однако, что уже в дошкольном и младшем школьном возрасте, безусловноположительное отношение к родителям связано с эмоциональной близостью и сотрудничеством. Результаты наблюдения за процессом взаимодействия родителей и детей при выполнении совместных заданий также свидетельствуют о том, что характер отношений и взаимных представлений наиболее благоприятен, если он близок к сотрудничеству. Представленные в работе эмпирические результаты исследования в ходе тренинга взаимодействия родителей с детьми позволяют думать, что тренинг может оказывать благоприятное влияние на систему родительско-детских отношений, изменяя ее структуру в сторону большего сотрудничества родителей с детьми, улучшая эмоциональный климат семьи. Неоценимую помощь в понимании механизмов формирования типа взаимодействияродителяс ребенком и его динамики могут принести лонгитюдныеисследования. Внимание может быть также сосредоточено на том, какие именно характеристики и особенности взаимодействия родителейс детьми обладают наибольшей устойчивостью в передаче от поколения к поколению.
Читать дальше
1.Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. –М.: Наука, 1980. – 334 с. 2. Авдеева, Н.Н. Зависимость типа привязанности ребенкаковзрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и Доме ребенка) / Н.Н. Авдеева, Н.А.Хаймовская// Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. – № 1. – С. 20–25. 3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 416 с. 4. Аристотель. Метафизика: Переводы, комментарии, толкования / Аристотель; сост. С.И. Еремеев. – М.: Изд-во «Алетейя», 2002. – 832 с. 5. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Р.Т. Байярд, Дж. Байярд; пер. с англ. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с. 6.Баскина, Ю.В. Методика диагностики родительского отношения (методика «включенного конфликта»): дис. …канд. психол. наук / Ю.В. Баскина. – М., 1992. – 187 с. 7. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с. 8. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн; пер. с англ. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400 с. 9. Бодалев, А.А. Восприятие ипониманиечеловекачеловеком / А.А.Бодалев. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 199 с. 10. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 136 с. 11. Бэрон, Р. Агрессия: учебное пособие / Р. Бэрон, Д. Ричардсон; пер. с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 336 с. 12. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер; пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 144 с. 13. Волкова, А.Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений / А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова // Вопросы психологии. – 1985. – № 5 – С.110–116. 14. Винникотт, Д.В. Разговор с родителем / Д.В. Винникотт; пер. с англ. – М.: НФ «Класс», 1995. – 94 с. 15. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии: собр. соч.: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 2. – 504 с. 16. Гаврилова, Т.П. Экспериментальное исследование отношения младших подростков к взрослым и сверстникам как объектам общения / Т.П. Гаврилова, Е.В. Фетисова // Психолого-педагогические проблемы общения. – М.: Изд-во НИИОП, 1979. – С. 96–108. 17. Гаврилова, Т.П. Анализ эмпатийныхпереживаний младших школьников и младших подростков / Т.П. Гаврилова // Психология межличностного познания. – М.: Педагогика, 1980. – С. 123–139. 18. Гильяшева, И.Н. Детская проективная методика в исследовании межличностных отношений ребенка / И.Н. Гильяшева, Н.Д. Игнатьева // Психологические методы исследования личности в клинике. – Л.: Изд-во НИИ психоневрологии, 1978. – С. 98–104. 19. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли. – М.: Прогресс, 1976. – 496 с. 20. Горьковая, И.А. Влияние семьи на формирование делинквентностиу подростков / И.А.Горьковая// Психологический журнал. – 1994. – Т.15. – №2. – С. 57–65. 21. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 174 с. 22. Гозман, Л.Я. Социально-психологическое исследование семьи: проблемы и перспективы / Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина// Вестник Московского университета. – Серия 14. Психология. – 1985. – № 4. – С. 10–20. 23. Гуткина, Н.И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосознания / Н.И. Гут-кина// Формирование личности в переходный период от подросткового кюношескомувозрас-ту. – М.: Педагогика, 1987. – С. 84–95. 24. Джайнотт, Х. Родители и дети / Х. Джайнотт; пер. с англ. – М.: Знание, 1986. – 93 с. 25. Дрейкус, Р. Счастье вашего ребенка / Р. Дрейкус, В. Золц; пер. с англ. – М: Прогресс, 1986. – 239 с. 26. Дугарова, Э.Л. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания наскладывающийся тип личности младшего школьника: автореферат дис. …канд. психол. наук / Э.Л.Дугарова. – Иркутск: Изд-во ИрГУ, 1995. – 20 с. 27. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с. 28. Кериг, П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми / П.К. Кериг// Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 158–164. 29. Кле, М. Психология подростка / М. Кле. – М.: Педагогика, 1991. – 173 с. 30. Ковалев, С.В. Психология современнойсемьи / С.В. Ковалев. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с. 31. Комарова, Т.К. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности / Т.К. Комарова, С.В. Кондратьева // Психологический журнал. – Т.12. – № 3. – С. 30–37. 32. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с. 33. Корчак, Я. Избранные педагогические произведения / Я. Корчак; пер. спольского К.Э. Сенкевич. – М.: Педагогика, 1979. – 474 с. 34. Кристенсен, О.К. Дрейкуси поиски равенства / О.К.Кристенсен, К.Р. Томас // Помощь родителям в воспитании детей. – М.: Прогресс, 1992. – С. 41–62. 35. Кроник, А. А. Методика экспериментального исследованиявзаимопонимания в диаде / А.А.Кроник// Психологический журнал. – 1985 – Т.6. – № 5. – С. 124–130. 36. Куницына, В.Н.,Проблемаотношенийличностив трудах В.Н. Мясищева / В.Н.Куни-цына, В.Н. Панферов // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. – № 3. – С. 140–147.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image