Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения детско – родительских отношений в семьях с дошкольниками, имеющими интеллектуальную недостаточность 6 1.1 Проблема детско-родительских отношений в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Роль фактора детско-родительских отношений в развитии личности ребенка дошкольника с интеллектуальной недостаточностью 9 1.3 Психофизиологические особенности ребенка дошкольника с интеллектуальной недостаточностью 15 Глава 2. Исследование знаний дошкольников с интеллектуальной недостаточностью о семье. 18 2.1 Проведение исследований 18 2. 2. Анализ результатов 22 Вывод 34 Список литературы 39 ?

изучение знаний дошкольников с интеллектуальной недостаточностью о семье.

курсовая работа
Педагогика
0 страниц
100% уникальность
2012 год
79 просмотров
Куляка И.
Эксперт по предмету «Коррекционная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения детско – родительских отношений в семьях с дошкольниками, имеющими интеллектуальную недостаточность 6 1.1 Проблема детско-родительских отношений в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Роль фактора детско-родительских отношений в развитии личности ребенка дошкольника с интеллектуальной недостаточностью 9 1.3 Психофизиологические особенности ребенка дошкольника с интеллектуальной недостаточностью 15 Глава 2. Исследование знаний дошкольников с интеллектуальной недостаточностью о семье. 18 2.1 Проведение исследований 18 2. 2. Анализ результатов 22 Вывод 34 Список литературы 39 ?
Читать дальше
Преобразования, происходящие в нашей стране и во всем мире, не могли не затронуть и коррекционной педагогики. Предопределены они, в первую очередь, изменившимся отношением к направлению работы педагога с категорией детей с особыми образовательными потребностями и их семьей [4]. При раннем органическом поражении центральной нервной системы более всего страдают биологический фактор и фактор активности. Поэтому «социальная ситуация развития», педагогические условия, в которых находится ребенок, должны быть фактически «провоцирующими» развитие [1]. Если нормально развивающийся ребенок обладает значительными потенциальными возможностями и активно разворачивает свою собственную программу развития, то у детей с интеллектуальной недостаточностью дело обстоит несколько иначе. Развернуть свою собственную программу (которая сама по себе чрезвычайно обеднена) дети без специальной коррекционной помощи взрослого часто не в состоянии. «Зона ближайшего развития» может возникнуть и сформироваться у них только при ведущей роли взрослого [2]. Взаимодействие взрослого с детьми на втором этапе строится с ориентировкой на особую сензитивность ребенка к социальным влияниям.


Хотите узнать, где заказать реферат по инвестициям? Конечно же в Work5! Уже более 15 лет мы помогаем студентам с написанием работ!


. Основной формой коммуникации является паритетное, равноправное сотрудничество и общение взрослого с ребенком при стимуляции детской самостоятельности и инициативы. Содержание общения связано с формированием положительного эмоционального восприятия сверстника, игровых и познавательных интересов, пробуждение, формирование и развитие которых становится одной из доминирующих задач педагогов и родителей [5]. Все вышеизложенное позволяет констатировать существование проблемы, требующей научного разрешения. Проблема заключается в том, чтобы выяснить, каковы основные направления и методы коррекционно- педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в обогащении их социального опыта и поспособствовать социально – личностному развитию этих детей. По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями, делая проблему детско-родительских отношений особенно актуальной. С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Изучением межличностных отношений в семьях нормально развивающегося ребенка занималась большая группа ученых (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская). Исследованию же проблем семьи, имеющих детей cпроблемами в развитии, посвящено сравнительно немного работ. Анализ отдельных проблем семьи ребенка с проблемами в развитии изложен в трудах Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой (1998); Т.А. Добровольской (1989, 1991); С.Д. Забрамной, 1993; А.И. Захарова (1976, 1978, 1982); И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой (1999); И.И. Мамайчук, В.Л. Мартынова, Г.В. Пятаковой (1989), Е.М. Мастюковой (1989), Г.А. Мишиной (1998), А.И. Раку (1977, 1981, 1982); М.М. Семаго (1992); А.С. Спиваковской (1981, 1986, 1999), У.В. Ульенковой (1986); В.В. Юртайкина, О.Г. Комаровой (1996) и др. Авторы обращают внимание на различные стороны сложных процессов взаимодействия ребенка с проблемами в развитии с окружающими, восприятия этого ребенка близкими для него людьми и развития самого ребенка как личности. Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны. Е.О.Смирнова раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том, что родитель должен, с одной стороны, уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействиях с внешним миром. С одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой - научить его заботиться о себе самому. На данную двойственность в отношениях указывает в своей концепции и Э. Эриксон, называя ее «двойственной интенцией», которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему, и лишь сам ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой. Объект исследования: детско-родительские отношения в семьях, имеющих детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Читать дальше
Семья играет огромную роль для развития любого ребёнка, в том числе и для ребенка с интеллектуальной недостаточностью. В работе Багдасарьян И.С. рассматриваются классификации следующих авторов: А.О. Росс. полагает, что семья, имеющая ребёнка с проблемами в развитии, переживает две основные фазы кризиса: первая фаза - непринятие факта нарушения развития, которое проявляется в виде шока или отрицания существования проблемы, а затем вторая фаза - приспособление к пониманию происшедшего и его принятие. Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются. Причины нарушений связаны с психологическими особенностями больного ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Качественные изменения в таких семьях проявляются на следующих уровнях: психологическом, социальном и соматическом. Психологический уровень: рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада. Деформируются: сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений; система отношений членов семьи с окружающим социумом; особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей больного ребенка. Все надежды и ожидания членов семьи в связи с будущим ребенка оказываются тщетными и рушатся в один миг, а осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. Любовь к ребенку как специфическое чувство возникает у женщины еще в период беременности. Но именно это светлое чувство укрепляется и расцветает в ответ на эмоциональную взаимность ребенка: его улыбку, комплекс оживления при появлении матери и др. Депривация материнских чувств может инициироваться недостаточностью этих социально-психологических проявлений у ребенка. Социальный уровень: после рождения ребенка с проблемами в развитии его семья, в силу возникающих многочисленных трудностей, становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей (страха, стыда). Еще одна особенность, характеризующая социальную позицию значительной части родителей в отношении воспитания, развития и преодоления проблем больного ребенка - иждивенческая или безынициативная позиция. Родители считают, что преодолением проблем их ребенка должны заниматься специалисты и сотрудники учреждений, в которых их дети воспитываются, обучаются или продолжительно лечатся и живут. Соматический уровень: стресс, возникший в результате комплекса необратимых психических расстройств у ребенка, может вызывать различные заболевания у его матери, являясь как бы пусковым механизмом этого процесса. Возникает патологическая цепочка: недуг ребенка вызывает психогенный стресс у его матери, который в той или иной степени провоцирует возникновение у нее соматических или психических заболеваний. Таким образом, заболевание ребенка, его психическое состояние может являться психогенным и для родителей, в первую очередь матерей. Преодолевая хронический стресс, связанный с воспитанием нестандартного ребенка, семья использует различные стратегии, которые делят на внутренние и внешние. Любая стратегия семейной жизни заключается, прежде всего, в оценке ситуации в плане возможности ее изменения. В противном случае приходится изменять восприятие данной ситуации, т.е. примириться с ней. Внутренние стратегии: пассивная позиция заключается в избегании поиска решения проблемы. Что бы ни случилось - все воспринимается как должное. Активная позиция заключается в способности идентифицировать те условия, которые можно изменить, и активной деятельности по их изменению, а также в способности идентифицировать условия, которые изменить невозможно на данный момент и принять их как данность. Внешние стратегии основываются на умении опираться на экстрасемейный подсистемы, т.е. на индивидуумов и учреждения не входящие в систему семьи – умение находить и использовать помощь других людей (соседей, друзей, других семей, имеющих или не имеющих сходные проблемы); способность находить духовную поддержку (советы и помощь религиозных деятелей); умение использовать ресурсы государственной поддержки. Дети с ограниченными возможностями живут и развиваются в контексте семьи, где любое событие, происходящее с одним человеком, непременно затрагивает остальных. Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важными являются и такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации. Однако функции семьи могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в т.ч. особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи, нарушение структуры семьи и др. Важным моментом в работе с родителями является просветительская деятельность, т.е. информирование о закономерностях и особенностях психофизического развития детей, которых они воспитывают, о необходимости создания специальных условий для коррекционно – развивающего обучения, о возможностях ребенка и важности сензитивных периодов в развитии детей и др.[19]. Результаты обследования убедили меня в необходимости специальной коррекционной работы, направленной на развитие эмоционально-волевой сферы у детей с проблемами в развитии. С этой целью должна быть разработана система коррекции недостатков этой сферы. В своей работе с детьми я постепенно усложняю виды их деятельности – будь это игры и развлечения, будь это манипуляции с предметами или выполнение графических работ (раскрашивание, обводка, рисование). Направленность коррекционной работы зиждется на принципе развивающего обучения (развитие зрительного, осязательного восприятия, мыслительной деятельности, активизации речи).
Читать дальше
1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.,1988. – 150 с. 2. Выгодская Г.Л., Соколова Н.Д. Об игровых действиях умственно отсталых детей.// Дефектология. - 1972 - №5. – С. 66 - 70. 3. Выготский Л.С. Собран. соч.5том. - М.: Педагогика, 1983. С.5 – 112. 4. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- СПб, 2003. С.100 – 108. 5.Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 19 8 5. – 200 с. 6. Забрамная С.Д., Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. - М.1993. С. 4 - 8. 7. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. - НПО, Образование, 1995. - 390 с. 8. ЗапорожецА.В. Избранные психологические труды. - М., 1986. С. 34 - 40. 9.Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. М.,2004. – 88 с.   10. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок, психологическая готовность к школе. - М.,1987. – 130 с. 11. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991. – 143 с. 12. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.,2005.15. Коррекционно-воспитательная работа в специальных детских учреждениях// Под ред. Морозовой Н.Г. - М., 1976. С.8 – 92. 13. Морозова Н.Г. Воспитание положительного отношения к учению у умственно отсталых детей в д.у./Сб. Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных детских учреждениях для детей с нарушением интеллекта. - М.,1990. - С.149 - 160. 14. Мухина В.С. Детская психология. - М.,1985. С.211. 15. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. - М., 1983. - 160 с. 16. Соколова Н.Д. Воспитание положительного отношения к учению у умственно отсталых детей в д.у./Сб. Коррекционно-воспитательная работа в 17. Скобло Г. В., Северный А. А., Баландина Т. А. Психические расстройства у детей первых лет жизни и психическое здоровье ихродителей // Социо когнитивное развитие ребенка в раннем детстве.— М., 1995. 18. Степанов С. С.Психологический словарь для родителей.— М.: Академия, 1996. 19. Стракан И.Паренек впузыре/ пер. с англ.— М.: ОГИ, 2003.— 240с. 20. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики // Семья в психологическойконсультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М., 1989.С. 16–37. 21. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста.— М.: Медицина, 1965.—Т. 3.—335 с. 22. Тингей-Михаэлис К.Дети с недостатками развития: книга впомощь родителям / пер. с англ.; под ред. Д.В.Колесова.— М.: Педагогика, 1988.— 240с.: ил. 23. Ткачева В.В.Рекомендации родителям, воспитывающим дошкольников с церебральным параличом/ В.В.Ткачева // Коррекционная педагогика.— 2006.— № 1 (11).— С. 60—76 24. Фридман И. К.Себя как взеркале я вижу... — М.: Семья и школа, 1996.— 206с. 25. Фромм А.Азбука для родителей, или Как помочь ребенку втрудной ситуации/ пер. с англ.— Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996.— 320с. 26. Чемпен Г.,Кэмпбелл Р.Пять путей к сердцу ребенка/ пер. с англ.— СПб.: Библия для всех, 2000.— 272с. Шрайбер М.Принцы визгнании/ пер. с англ.— М.: ОГИ, 2002.— 324с. 27. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.— СПб., 1999. 28. Юн Г.Дети с отклонениями: родители о своих детях.— Кишинев: Штиница, 1987.— 175с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image