Введение 3
Глава 1. Понятие и характерные особенности феномена готовности к обучению в школе 5
1.1. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема 5
1.2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе 11
Глава 2. Психолого-педагогический анализ отдельных аспектов готовности к школьному обучению 15
2.1. Особенности личностной готовности к обучению в школе 15
2.2. Учебные умения, обеспечивающие готовность к школьному обучению 17
2.3. Роль семьи в формировании готовности к школьному обучению 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Читать дальше
Высокие требования к жизни и организа¬ции воспитания и обучения интенсифициру¬ют поиски новых, более эффективных психо¬лого-педагогических подходов, нацеленных на метод обучения в соответствие с требова¬ниями жизни. В этом контексте проблема го¬товности дошкольников к обучению в школе получает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов ор¬ганизации обучения и воспитания в дошколь¬ных учреждениях. В то же время от ее реше¬ния зависит успешность последующего обу¬чения детей в школе.
В настоящее время большинство авторов представляют готов¬ность ребенка к школе как совокупность его личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для обучения.
Можно сделать вывод, что практически все авторы, исследо¬вавшие психологическую готовность к школе, признают, что эффек¬тивным школьное обучение будет только в том случае, если перво¬классник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе раз¬виваются и совершенствуются.
В настоящее время в педагогической практике и общественном представлении, в частности у родителей, сформировалось устойчивое понятие, что основным крите¬рием готовности ребенка к школе является интеллектуальная готовность, умение чи¬тать и считать. Внедрение федеральных го¬сударственных образовательных стандартов начального общего образования, необходи¬мость формирования универсальных учеб¬ных действий - умения учиться младших школьников как основного планируемого результата начальной ступени образования -должны способствовать изменению сложив¬шегося общественного стереотипа.
Следует учесть, что готовность к школь¬ному обучению у детей формируется целе¬направленно, на протяжении всего дошколь¬ного возраста, процесс подготовки требует достаточного времени. На этапе начальной школы говорить о формировании у детей го¬товности к школьному обучению уже позд¬но. В связи с этим диагностика готовности детей к школе должна проводиться не в начале обучения в школе, а за один год до поступления в школу. Формирование психо¬логической готовности к школе - это и есть обеспечение равных стартовых возможно¬стей при поступлении в школу.
Читать дальше
1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. — М. : Педагогика, 1989. — 560 с.
2. Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988, с. 56-65.
3. Венгер, Л.А. Готов ли ребенок к школе / Л.А. Венгер; под ред. Т.Д. Марццнковская. -М.: Знание, 1994. -192 с.
4. Выготский, Л.С. Кризис семи лет: Собрание сочинений: в б т. /Л.С. Выготский. -М: Просвещение, 1984. - Т. 4.- 486 с.
5. Гинзбург М.Р. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. -М.: Педагогика, 1988, с. 36-45.
6. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб: Питер, 2009. - 208 с.
7. Данюшевская Г. А. Семья как фактор формирования готовности к школе детей, не посещающих детский сад // Концепт. - 2012. - № 12 (декабрь).
8. Доронова Т.Н. О Концепции организации содержания и методического обеспечения под¬готовки детей к школе // Дошкольное воспита¬ние. - 2007. - № 8. - С. 18-31.
9. Захаров А. И. К изучению роли аномалий семейного воспитания в патогенезе неврозов детского возраста // Неврозы и пограничные состояния. Л., 1973.
10. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / ЕЕ. Кравцова. -М: Педагогика, 1991. -152 с.
11. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования // Начальное образование. — 2008. — № 2. — С. 3-9.
12. Панцырная Е.В. Реальное ролевое поведение как фактор готовности к школьному обучению: Автореф. дисс. . к.психол.н. - М, 2000.
13. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы: метод, пособие/И.В. Дубровина, АД. Андреева, Т.В. Вохмянина и др.; под ред. КВ. Дубровиной. - 5-е изд. - М: Издательский центр «Академия», 1999.-118 с.
14. Рябышева, Е.В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: методическое пособие для воспита¬телей детских садов, психологов, методистов, учителей начальных классов и родителей / Е.В. Рябышева. - Челябинск: Образова¬ние, 2002.-116 с.
Читать дальше