Введение…………………………………………………………………….3
Первые памятники русской педагогической мысли: «Поучение Владимира Мономаха детям», «Домострой» и другие…………………4
2.Общая таблица педагогических памятников и литературы Древней Руси и Русского государства (XI – XVII вв.) как источник просветительской мысли………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………17
Читать дальше
В данной работе мы изучали древнейшие педагогические памятники России.
В упомянутых выше сборниках поучений нередко встречаются статьи о воспитании детей. Так, в «Изборнике Святослава» помещено наставление к детям одного греческого придворного и его жены. Широко использовались в этих сборниках рассказы из библии, а также отрывки из произведений византийского христианского писателя и проповедника Иоанна Златоуста. Педагогическая литература того времени имела религиозно-нравственный характер, причем в ней сочетались христианские советы о любви к детям с ветхозаветными требованиями крайне суровой дисциплины и телесных наказаний. Эта переводная литература требовала от детей любви к богу.
«Страха божьего», строгого выполнения религиозных обрядов, почитания духовенства и властей.
В значительной степени от этой религиозно-нравственной переводной с греческого педагогической литературы отличается первое оригинальное русское, которое имеет светский характер педагогическое сочинение — «Поучение Владимира Мономаха детям», равного которому по воспитанию моральных качеств и хозяйственности и по уважению к культуре в те времена не было в педагогической литературе Западной Европы. Владимир Мономах, умный государственный деятель, который правильно учитывал интересы страны, давал советы своим детям, как им жить. Поучение заполнена патриотическими мыслями. Мономах отстаивает единство всей страны и призывает своих детей защищать родину, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми и другие. Он указывает на необходимость воспитывать в детях мужество и отвагу, — они не должны бояться смерти за правое дело. Мономах призывает своих детей угождать богу не отшельничеством, не монашеством, а добрыми, правильными, пусть малыми, делами. В Поучении рекомендуется помогать сиротам, вдовам, не давать сильным погубить человека. Мономах требует почтительного отношения к стар¬шим, вежливого отношения к равным.
Читать дальше
Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – С.146 – 168.
История педагогики/ Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001. – 512с.
Константинов Н.А. и другие. История педагогики. – М., 1982. – 447 с.
Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002. – 603 с.
Мазалова М. А. , Уракова Т.В. -:История педагогики и образования.
Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - :2002 год
Харламов И. Ф. Педагогика -:1999 год
Читать дальше