Итак, должность высшего должностного лица субъекта РФ - одно из ключевых звений государственного механизма российского государства, ее значение не ограничивается рамками субъекта РФ и является важным фактором функционирования всей системы органов государственной власти. В формировании данного института уже есть определенные результаты, но все это нуждается в дальнейшем теоретическом и научном осмыслении, ведь в Конституции РФ нет норм, определяющих основы правового статуса данного института. В этой связи необходимо развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей правой статус высшего должностного лица субъекта РФ. В отличие от Конституции РФ внесение изменений и дополнений в Уставы субъектов Федерации происходит в упрощенном порядке и нередко приход к власти других ^ политических сил ведет к переустройству государственного аппарата, поэтому основополагающие моменты правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ должны быть закреплены в федеральном законодательстве.
Конституция РФ предполагает равенство субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным центром. Одноименные же субъекты РФ обладают одинаковым правовым статусом, поэтому целесообразно и необходимо единство в правовом регулировании института высшего должностного лица таких субъектов Федерации, как края и области, что будет обеспечивать стабильность и устойчивость государственной власти.
Понятие статуса высшего должностного лица области, края может быть выражено, прежде всего, через его компетенцию, которая представляет ' собой совокупность полномочий по предметам ведения, отнесенным к данному должностному лицу законодательством РФ и нормативноправовыми актами субъектов РФ. Однако как было показано в ходе работы статус высшего должностного лица субъекта РФ составляют определенные элементы.
Таким образом, правой статус высшего должностного лица области, края - система установленных и регулируемых в законодательном порядке элементов, к числу которых мы относим: а) наименование; б) компетенциею (предметы ведения, основные права и обязанности); в) ограничения; г) гарантии; д) ответственность; е) взаимоотношения с иными органами и институтами публичного права.
Итак, по результатам проведенного исследования можно сделать ряд выводов и обобщений, дать определенные рекомендации.
1. На всем протяжении развития института главы региона российского государства характерной чертой его правого статуса была его двойственность, которую в общих чертах можно охарактеризовать следующим образом: с одной стороны он являлся представителем центральной власти, с другой - управленцем, возглавляемой им териитории. Кроме того, другой особенностью было достаточно частое отсутствие унифицированных правовых актов, регулирующих правой статус главы региона.
2. В зависимости от возлагаемых функций и компетенции, от способа занятия должности, институт главы региона Российского государства в той или иной степени может быть сведен к пяти характерным типам. В целом же для истории управления территориями российского государства характерна должность главы региона - должностного лица, наделенного широкими полномочиями во всех сферах общественной и государственной жизни.
3. Должность высшего должностного лица субъекта РФ не может быть отнесена в чистом виде ни к одной из ветвей власти. На наш взгляд, она занимает место вне трех традиционных ветвей власти, хотя и наделена широкими полномочиями в сфере исполнительной власти. Особенности положения высшего должностного лица субъекта РФ в системе разделения властей связаны прежде всего с тем, что оно является главой субъекта РФ, причем в большей части субъектов РФ наделено вовсе не формальными функциями главы региона.
4. Государственная власть высшего должностного лица субъекта РФ обладает следующими признаками. Во-первых, относительная автономия, независимость, самостоятельность при осуществлении своих полномочий; во-вторых, ей присуща особая функция в управлении государством, которую не могут выполнять другие виды власти; в-третьих, высшее должностное лицо субъекта РФ для осуществления своих функций обладает специальным аппаратом.
5. Установленные действующим законодательством РФ общие принципы организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ не до конца устранили противоречия в правовом статусе высшего должностного лица субъекта РФ.
6. Несмотря на то, что в действующем законодательстве должность высшего должностного лица указана как необязательная, и в обязательном порядке должен учреждаться и постоянно действовать только возглавляемый руководителем высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, данный институт публичной власти является необходимым.
7. Для установления единства правового статуса высших должностных лиц краев и областей необходимо единое наименование рассматриваемого института. В качестве общего названия нами предлагается, отдав дань историческим традициям, использовать термин «губернатор», ибо действующий термин является нечетким и не раскрывает всей специфики данного института.
8. Механизм привлечения высшего должностного лица субъекта РФ к ответственности, предусмотренный Законом и включающий в качестве элементов предупреждение, возможность согласительных процедур, а также судебное разрешение возникающих при этом споров хотя и обеспечивает необходимый в процессе применения мер воздействия баланс законодательной, исполнительной и судебной власти и их согласованное взаимодействие, однако нуждается в более детальной регламентации.
Отдельно в силу большой актуальности хочется остановиться на, особенно дискутируемых в настоящее время, вопросах изменения порядка наделения высшего должностного лица субъекта РФ полномочиями.
1. Факт приобретение губернатором полномочий в результате прямого назначения Президентом РФ, учитывая большую компетенцию последнего в сфере исполнительной власти, будет иметь следствием отнесение данной должности к числу федеральных государственных должностей, а не должности субъекта РФ, введение подотчетности высшего должностного лица субъекта РФ Президенту РФ и большую от него зависимость. Следствием чего будет являться централизация РФ, а также уменьшение прав граждан субъекта РФ на участие в управлении делами государства.
2. При проведении реформы по изменению процедуры наделения ^ высшего должностного лица субъекта РФ полномочиями, следует исходить из норм Конституции РФ, а именно: ст. 11, которая в ч. 2 указывает, «что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти». Лишь в экстраординарной ситуации, которая, например, имеет место в Чеченской Республике соответствующие органы государственной власти на временной основе могут учреждаться федеральными органами - Президентом РФ, что согласуется с его полномочиями (ч. 4 ст. 78, ч. 2 ст. 80 Конституции). В этой связи приоритетное значение в назначении на должность высшего должностного лица области, края должно иметь мнение государственного органа субъекта РФ.
4. Целесообразность озвученных Президентом РФ преобразований по изменению порядка наделения высшего должностного лица субъекта РФ 4 ' полномочиями в современных условиях не вызывает сомнений, т.к., на наш взгляд, они окажут положительное воздействие на функционирование вертикали исполнительной власти в РФ. Формально данный порядок не противоречит и Конституции РФ. Однако определенные несоответствия имеются с правовыми актами, толкующими нормы Конституции РФ, поэтому он нуждается в определенных доработках:
- избранные высшие должностные лица субъектов РФ должны отработать те сроки своих полномочий, на которые они выбрались, все ранее назначенные выборы (где уже началось приготовление к ним) должны пройти в установленные сроки и в соответствии с действующим законодательством;
- окончательное решение в назначении того или иного кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ должен принимать именно представительный орган субъекта РФ, т.к. Конституция РФ четко не наделяет Президента полномочиями по формированию органов государственной власти субъектов Федерации;
- изменение порядка приобретения высшим должностным лицом субъекта РФ своих полномочий потребует перемен и в других элементах правого статуса данного института государственной власти. Кроме того, если субъект РФ возглавит человек, кандидатуру которого предлагал Президент РФ, необходимы будут изменения в правом статусе института главных федеральных инспекторов аппарата полномочного представителя Президента РФ;
- в качестве компенсации институтам демократии в результате изъятия у граждан права избирать высшее должностное лицо субъекта РФ, на наш взгляд, необходимо последовательно перейти к выборам членов Совета Федерации прямым голосованием гражданами субъекта РФ.
Итак, принятие указанных в диссертации рекомендаций будет способствовать более четкому законодательному закреплению и выделению в системе органов государственной власти края, области должности высшего должностного лица субъекта РФ, определению его правового статуса. Однако в случае осуществления сформулированных в настоящей работе предложений, федеративное устройство страны претерпит весьма существенные изменения. Осознавая важность, сложность и вместе с тем особую деликатность (в силу непосредственной связи с национальным вопросом) проблем государственного устройства, трудно настаивать на немедленном осуществлении предложенных нововведений. Напротив, можно с уверенностью сказать, что здесь необходимы чрезвычайная осторожность, взвешенность и постепенность.