Содержание 2 Введение 3 1 Основные этапы становления и развития института высшего должностного лица субъекта РФ 5 2 Институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и в мировой практике (на примере США) 23 3 Высшее должностное лицо субъекта РФ в условиях административной реформы России 50 3.1.Понятие, содержание и специфика правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ. 50 3.2. Правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ. 61 Заключение 69 Список используемых источников литературы 75

Статус главы субъекта Российской Федерации

дипломная работа
Право
60 страниц
100% уникальность
2013 год
121 просмотров
Елагина, Т.
Эксперт по предмету «Конституционное право»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Содержание 2 Введение 3 1 Основные этапы становления и развития института высшего должностного лица субъекта РФ 5 2 Институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и в мировой практике (на примере США) 23 3 Высшее должностное лицо субъекта РФ в условиях административной реформы России 50 3.1.Понятие, содержание и специфика правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ. 50 3.2. Правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ. 61 Заключение 69 Список используемых источников литературы 75
Читать дальше
Актуальность темы исследования состоит в том, что высшее должностное лицо субъекта Федерации как институт занимает центральное место в организации государственной власти, системе региональных органов в субъектах РФ. Он оказывает также активное влияние на выполнение задач общефедерального значения. В связи с этим определение роли высшего должностного лица в целом, анализ процесса его становления, эволюции в российском государстве является важным условием характеристики его конституционно-правового статуса, места в системе исполнительной власти РФ, роли в решении государственных задач. На сегодняшний день перед наукой конституционного права, иными отраслями права и правоприменительной практикой стоят задачи разработки, внедрения наиболее эффективных форм организации и деятельности института высшего должностного субъекта Федерации, совершенствования его правового статуса, поиска новых форм его взаимодействия с органами власти как Российской Федерации, так и ее субъектов. Вопросам правового статуса высшего должностного лица всегда уделялось внимание со стороны отечественных ученых. В дореволюционной период эти проблемы касались института губернатора, губернского правления, являвшихся опорой царской власти.


Хотите узнать сколько стоит заказать курсовую работу в Ростове ? Рассчитайте на нашем онлайн-калькуляторе.


. Им было отведено значительное место в юридической литературе. Вопросы правового регулирования, организации и деятельности института губернатора в дореволюционной России отражены в трудах А.Д. Градовского, В.О. Ключевского, И.Е. Андреевского, И.Л. Блинова, К.Д. Кавелина, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, С.А. Князькова и др. Цель работы состоит в том, чтобы показать основные этапы развития института высшего должностного лица субъекта РФ, раскрыть сущность и основные элементы его конституционно-правового статуса на основе комплексного изучения и анализа всего нормативно-правового материала, включая ранее действующее и новое законодательство; выявить особенности этого статуса в контексте дискуссионных вопросов, показав пути их решения на современном этапе развития государственной власти в России. В соответствии с обозначенной целью в работе поставлены и решаются следующие задачи: - выявить основные эволюционные формы института высшего должностного лица субъекта, логику развития и преемственности данного института в разные периоды существования Российского государства; - проанализировать понятие и правовые основы института высшего должностного лица субъекта РФ; - показать конституционно-правовые особенности организации органов исполнительной власти в субъектах РФ, а также содержание правового положения высшего должностного лица в них в зависимости от системы организации органов исполнительной власти, установленной в субъекте РФ; Использована комплексная система научных методов познания, позволяющих осуществить всесторонний анализ предмета исследования и сделать соответствующие выводы. При проведении исследования использовались, в частности, общенаучный диалектический, догматический, исторический, логический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой и технико-юридический методы.

Читать дальше
Итак, должность высшего должностного лица субъекта РФ - одно из ключевых звений государственного механизма российского государства, ее значение не ограничивается рамками субъекта РФ и является важным фактором функционирования всей системы органов государственной власти. В формировании данного института уже есть определенные результаты, но все это нуждается в дальнейшем теоретическом и научном осмыслении, ведь в Конституции РФ нет норм, определяющих основы правового статуса данного института. В этой связи необходимо развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей правой статус высшего должностного лица субъекта РФ. В отличие от Конституции РФ внесение изменений и дополнений в Уставы субъектов Федерации происходит в упрощенном порядке и нередко приход к власти других ^ политических сил ведет к переустройству государственного аппарата, поэтому основополагающие моменты правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ должны быть закреплены в федеральном законодательстве. Конституция РФ предполагает равенство субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным центром. Одноименные же субъекты РФ обладают одинаковым правовым статусом, поэтому целесообразно и необходимо единство в правовом регулировании института высшего должностного лица таких субъектов Федерации, как края и области, что будет обеспечивать стабильность и устойчивость государственной власти. Понятие статуса высшего должностного лица области, края может быть выражено, прежде всего, через его компетенцию, которая представляет ' собой совокупность полномочий по предметам ведения, отнесенным к данному должностному лицу законодательством РФ и нормативноправовыми актами субъектов РФ. Однако как было показано в ходе работы статус высшего должностного лица субъекта РФ составляют определенные элементы. Таким образом, правой статус высшего должностного лица области, края - система установленных и регулируемых в законодательном порядке элементов, к числу которых мы относим: а) наименование; б) компетенциею (предметы ведения, основные права и обязанности); в) ограничения; г) гарантии; д) ответственность; е) взаимоотношения с иными органами и институтами публичного права. Итак, по результатам проведенного исследования можно сделать ряд выводов и обобщений, дать определенные рекомендации. 1. На всем протяжении развития института главы региона российского государства характерной чертой его правого статуса была его двойственность, которую в общих чертах можно охарактеризовать следующим образом: с одной стороны он являлся представителем центральной власти, с другой - управленцем, возглавляемой им териитории. Кроме того, другой особенностью было достаточно частое отсутствие унифицированных правовых актов, регулирующих правой статус главы региона. 2. В зависимости от возлагаемых функций и компетенции, от способа занятия должности, институт главы региона Российского государства в той или иной степени может быть сведен к пяти характерным типам. В целом же для истории управления территориями российского государства характерна должность главы региона - должностного лица, наделенного широкими полномочиями во всех сферах общественной и государственной жизни. 3. Должность высшего должностного лица субъекта РФ не может быть отнесена в чистом виде ни к одной из ветвей власти. На наш взгляд, она занимает место вне трех традиционных ветвей власти, хотя и наделена широкими полномочиями в сфере исполнительной власти. Особенности положения высшего должностного лица субъекта РФ в системе разделения властей связаны прежде всего с тем, что оно является главой субъекта РФ, причем в большей части субъектов РФ наделено вовсе не формальными функциями главы региона. 4. Государственная власть высшего должностного лица субъекта РФ обладает следующими признаками. Во-первых, относительная автономия, независимость, самостоятельность при осуществлении своих полномочий; во-вторых, ей присуща особая функция в управлении государством, которую не могут выполнять другие виды власти; в-третьих, высшее должностное лицо субъекта РФ для осуществления своих функций обладает специальным аппаратом. 5. Установленные действующим законодательством РФ общие принципы организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ не до конца устранили противоречия в правовом статусе высшего должностного лица субъекта РФ. 6. Несмотря на то, что в действующем законодательстве должность высшего должностного лица указана как необязательная, и в обязательном порядке должен учреждаться и постоянно действовать только возглавляемый руководителем высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, данный институт публичной власти является необходимым. 7. Для установления единства правового статуса высших должностных лиц краев и областей необходимо единое наименование рассматриваемого института. В качестве общего названия нами предлагается, отдав дань историческим традициям, использовать термин «губернатор», ибо действующий термин является нечетким и не раскрывает всей специфики данного института. 8. Механизм привлечения высшего должностного лица субъекта РФ к ответственности, предусмотренный Законом и включающий в качестве элементов предупреждение, возможность согласительных процедур, а также судебное разрешение возникающих при этом споров хотя и обеспечивает необходимый в процессе применения мер воздействия баланс законодательной, исполнительной и судебной власти и их согласованное взаимодействие, однако нуждается в более детальной регламентации. Отдельно в силу большой актуальности хочется остановиться на, особенно дискутируемых в настоящее время, вопросах изменения порядка наделения высшего должностного лица субъекта РФ полномочиями. 1. Факт приобретение губернатором полномочий в результате прямого назначения Президентом РФ, учитывая большую компетенцию последнего в сфере исполнительной власти, будет иметь следствием отнесение данной должности к числу федеральных государственных должностей, а не должности субъекта РФ, введение подотчетности высшего должностного лица субъекта РФ Президенту РФ и большую от него зависимость. Следствием чего будет являться централизация РФ, а также уменьшение прав граждан субъекта РФ на участие в управлении делами государства. 2. При проведении реформы по изменению процедуры наделения ^ высшего должностного лица субъекта РФ полномочиями, следует исходить из норм Конституции РФ, а именно: ст. 11, которая в ч. 2 указывает, «что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти». Лишь в экстраординарной ситуации, которая, например, имеет место в Чеченской Республике соответствующие органы государственной власти на временной основе могут учреждаться федеральными органами - Президентом РФ, что согласуется с его полномочиями (ч. 4 ст. 78, ч. 2 ст. 80 Конституции). В этой связи приоритетное значение в назначении на должность высшего должностного лица области, края должно иметь мнение государственного органа субъекта РФ. 4. Целесообразность озвученных Президентом РФ преобразований по изменению порядка наделения высшего должностного лица субъекта РФ 4 ' полномочиями в современных условиях не вызывает сомнений, т.к., на наш взгляд, они окажут положительное воздействие на функционирование вертикали исполнительной власти в РФ. Формально данный порядок не противоречит и Конституции РФ. Однако определенные несоответствия имеются с правовыми актами, толкующими нормы Конституции РФ, поэтому он нуждается в определенных доработках: - избранные высшие должностные лица субъектов РФ должны отработать те сроки своих полномочий, на которые они выбрались, все ранее назначенные выборы (где уже началось приготовление к ним) должны пройти в установленные сроки и в соответствии с действующим законодательством; - окончательное решение в назначении того или иного кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ должен принимать именно представительный орган субъекта РФ, т.к. Конституция РФ четко не наделяет Президента полномочиями по формированию органов государственной власти субъектов Федерации; - изменение порядка приобретения высшим должностным лицом субъекта РФ своих полномочий потребует перемен и в других элементах правого статуса данного института государственной власти. Кроме того, если субъект РФ возглавит человек, кандидатуру которого предлагал Президент РФ, необходимы будут изменения в правом статусе института главных федеральных инспекторов аппарата полномочного представителя Президента РФ; - в качестве компенсации институтам демократии в результате изъятия у граждан права избирать высшее должностное лицо субъекта РФ, на наш взгляд, необходимо последовательно перейти к выборам членов Совета Федерации прямым голосованием гражданами субъекта РФ. Итак, принятие указанных в диссертации рекомендаций будет способствовать более четкому законодательному закреплению и выделению в системе органов государственной власти края, области должности высшего должностного лица субъекта РФ, определению его правового статуса. Однако в случае осуществления сформулированных в настоящей работе предложений, федеративное устройство страны претерпит весьма существенные изменения. Осознавая важность, сложность и вместе с тем особую деликатность (в силу непосредственной связи с национальным вопросом) проблем государственного устройства, трудно настаивать на немедленном осуществлении предложенных нововведений. Напротив, можно с уверенностью сказать, что здесь необходимы чрезвычайная осторожность, взвешенность и постепенность.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок от 30.12.2008) // Российская газета. – № 7. – 21.01.2009. 2. Конституция (Основной Закон) РС (Я). Принята на внеочередной одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Саха (Якутия) двенадцатого созыва постановлением от 04.04.1992 № 908XII. (в ред. от 25.04.2006) // «Ил Тумэн». № 47. 2002. 3. Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от11.10.2006 373З № 759III (ред. от 13.04.2011) «О Президенте Республики Саха (Якутия)» (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС (Я) от 11.10.2006 З № 760III) // Якутия. № 199. 2006. 4. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005 5. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // СЗРФ, 18.10.1999, N 42, Ст. 5005. 6. Федеральный закон от 30 июля 1995г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» 7. Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 8. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изменениями и дополнениями) 9. Федеральный закон от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 10. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (с изменениями и дополнениями) 11. Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 12. Федеральный закон от 3 мая 2011 г. N 88-ФЗ "О внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 13. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 406-ФЗ "О внесении изменения в статью 14. Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" 15. Указ Президента РФ от 23.04.2009 N 441 «Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» // СЗ РФ, 27.04.2009, N 17, ст. 2053. 16. Указ Президента РФ от 09.03.2005 № 272 «О Логинове В. А.» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 11. Ст. 934. 17. Указ Президента Российской Федерации от28сентября 2010г. № 1183 «О досрочном прекращении полномочий мэра Москвы» // Российская газета, Столичный выпуск № 5298 (219). 18. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2005. – С.277. 19. Бахрах Д.Н. Административное право. – М., 1997. – С.85. 20. Бахрах Д.Н. Субъекты советского административного права. Свердловск, 1985. С.5. 21. Богданова Н.А. Категория статуса в конституционном праве // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. – 1998. – N 3. – С.17; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2004. – С.279. 22. Большой юридический словарь / Под ред. Сухарева А.Я., Зорькина В.Д., Крутских В.Е..– М.: ИНФРА-М, 1998.–VI, С.655. 23. Братусь С.И. Советское гражданское право: Субъекты гражданского права. – М., 1984. – С.3; Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т.2. – М., 1982. – С.117. 24. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. – М., 1979. – С.24. 25. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 1997. - С.14, 27-38; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.-М., 2004. - С.183-188; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 2006. - С. 174-176. 26. Варламова Н. В. Современный российский федерализм: конституционная модель и политико-правовая динамика. М., 2001. С.56; Кондрашев А. А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: теория и практика. М., 2006. С. 235. 27. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Органы государственной власти современной России: Учебное пособие.– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – С.28-29. 28. Габричидзе Б.Н. Конституционный статус органов Советского государства. – М., 1982. – С.7; Пронина В.С. Конституционный статус органов межотраслевого управления. – М., 1981. – С.4. 29. Жуков А. П. Институт недоверия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (в условиях нового порядка наделения полномочиями) // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 14. 30. Колосова Н. М. Теория конституционной ответственности: природа, особенности, структура. Автореф. докт. юрид. наук. М., 2006. 31. Кондрашев А. А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: теория и практика. М., 2006. С. 233. 32. Конституционные основы современного российского федерализма. – М.: Дело, 1998. – С.160. 33. Крыштанов О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современности. 1995. №1, С. 55. 34. Лысенко В.Н., Институт губернаторства в истории современной России: некоторые общие и отличительные черты // Государство и право. – 1998 г. - №5, - С14-16. 35. ЛысенкоВ.Н. Институт губернаторов в современной России: вперед в прошлое // Журнал «Казанский федералист». – 2004 г., №4, Интернет: http://kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n12/13. 36. Мещеряков А.Н. // Правовой статус главы субъекта России: единая федеральная модель // - Челябинск, ЧЮИ МВД России. 2006. С. 42-43. 37. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН– 4-е изд., дополненное.– М.: Азбуковник, - 1999. - С.764. 38. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: учебные материалы //. – М: ИГПИ, STUDIO POLITICA, 1998 г. С. 40. 39. Органы власти штатов и местные органы управления в США. Под ред. В.М. Шамберга. М., 1990, с.38. 40. Российская газета – 2004. –29 декабря. 41. Словарь административного права / Коллектив авт. – М., 1999. – С.31. 42. Согрин В.В. Политическая история США. М" 2001, с-20-21. 43. Современные Соединенные Штаты Америки. Энциклопедический справочник. М.1988, С.78-79. 44. Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. М., 1993, с.56-57. 45. Сурков Д.Л. Проблемы реализации общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Академический юридический журнал. – 2000. – N 1(1). – С.15. 46. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М.: Дело, 1998. – С.160. 47. Чхиквадзе В.М. Социалистический гуманизм и нрава человека. – М., 1978. – С.149. 48. Якимов А.Ю. Статус субъекта права (Теоретические вопросы) // Государство и право. – 2003. – N 4. – С.6. 49. M.Shugart, J. Carey. Presidents and Assemblies. Constitutional Design and Electoral Dynamics. – Cambridge, Cambridge University Press, 1992. 50. M.Shugart. Executive-Legislative Relations in Post-Communist Europe. – Transition? 1996, vol.2 №25, р. 6-11. 51. Moore J. Elections A to Z. Wash., 1999, pp. 168. 52. State Government. Congressional Quarterly's Guide to Current Issues & Activities. 1994-1995. Wash., 1994, pp. 107-108. 53. Rosentha I A. Governors & Legislatures Contending Powers. Wash., 1990, p.7.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image