ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………6 1.1 Понятие и сущность эмоций………………………………………………..6 1.2 Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте……………..24 1.3 Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..36 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………46 2.1 Организация исследования………………………………………………..46 2.2 Результаты исследования и их анализ……………………………………53 2.3 Методические рекомендации по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….87 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..93 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….96

Динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

дипломная работа
Психология
100 страниц
100% уникальность
2013 год
165 просмотров
.
Эксперт по предмету «Общая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………6 1.1 Понятие и сущность эмоций………………………………………………..6 1.2 Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте……………..24 1.3 Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..36 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………46 2.1 Организация исследования………………………………………………..46 2.2 Результаты исследования и их анализ……………………………………53 2.3 Методические рекомендации по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….87 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..93 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….96
Читать дальше
Эмоциональное развитие детей считается в современной психологии одной из самых значимых проблем. По мнению А.В.


Если вам интересно узнать стоимость чертежа а4 , заполняйте форму на сайте Work5.


. Запорожца, основной линией эмоционального развития является обогащение содержательных и инструментальных компонентов эмоциональной сферы детей в дошкольном возрасте. Ребенок рождается с некоторыми безусловными аффективными реакциями. Эти реакции на протяжении онтогенеза трансформируются в сложные эмоциональные процессы, что составляет сущность последующего развития человеческих чувств. Новорожденный уже способен испытывать страх, неудовольствие и удовольствие. При рассмотрении эмоциональных реакций в качестве сигналов удовлетворения тех или иных потребностей ребенка можно заключить, что врожденной эмоциональной обусловленностью обладают следующие потребности: самосохранения (страх); свободы движения (гнев); получения специфических раздражителей, свидетельствующих о психической защищенности (удовольствие). Дошкольное воспитание как первое звено общей системы народного образования играет важную роль в жизни нашего общества, осуществляя заботу об охране и укрепления здоровья детей, создавая условия для их всестороннего развития в раннем и дошкольном возрасте. Ведущую роль в психическом развитии и становлении детской личности играет обучение в широком смысле слова, которое заключается в усвоении общественного опыта, накопленного предшествующими поколениями, в овладении материальной и духовной культурой, созданной человечеством. Процесс воспитания предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы. Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции. Развитие ребенка представляет собой сложное, целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения и характеризующееся системным соподчинением мотивов деятельности ребенка. Вопрос о мотивах деятельности и поведения дошкольника – это вопрос о том, что конкретно побуждает ту или иную деятельность или поступок ребенка. Развитие мотивов тесно связано с развитием эмоций. Эмоции играют определенную роль как в реализации уже существующих у ребенка конкретных мотивов отдельных видов деятельности, так и в формировании новых мотивов более высокого уровня, таких как познавательный, нравственный, трудовой и др. Эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле слова (как усвоения), а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Эмоции имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности, отзывчивости, человечности и др. Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника. Однако со стороны родителей и педагогов прохождению этапов эмоционального развития, как правило, не уделяется большого внимания. Объект исследования: социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования: эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Цель исследования: показать формирование необходимых механизмов эмоциональной регуляции поведения в дошкольном возрасте. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи: 1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования; 2. Изучение воспитания эмоций и чувств у дошкольника; 3. Изучение развития мотивационной сферы детей дошкольного возраста; 4. Изучение роли семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка; 5. Изучение значения игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника.

Читать дальше
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Важную роль в дальнейшем становлении ребенка, как личности, играет процесс умения познавать себя, выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние собеседника. Ведь владея собственными жестами и выразительными движениями, ребенок способен тонко понимать все оттенки и нюансы в выражении лица, жеста и движения тела другого человека. Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и взрослыми. Непонимание другого человека – причина страха, отчужденности, враждебности. Мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений помогает детям не только быть интересными в общении, но и познавать себя, обретать друзей. А благодаря работе мышц и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения. Познание детьми самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающими детьми. Способность поставить себя на место другого ребенка помогает лучше понять возможного партнера по общению, выделить отдельные черты его характера их проявление, выражающееся в поступках и действиях. Дети учатся быть терпимыми к чужим недостаткам, учатся сопереживанию, а это – прямой путь к полноценному общению. Тревожность – серьезный эмоциональный и личностный барьер, осложняющий жизнь ребенка и его полноценное развитие. Тревожность влияет на психическое и физическое здоровье детей. Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства. Если у младенцев страх вызывается только сильным звуком или потерей опоры, то у дошкольников его причинами может выступать множество не только биологических, но и социальных факторов. Именно социальные факторы нужно учитывать при разработке и проведении коррекционных программ. Кроме того, на следующем возрастном периоде, как утверждают психологи, при поступлении ребёнка в школу, количество социогенных страхов будет возрастать. Значит, социально-психологическая коррекционная работа должна ещё и брать выполнять профилактические функции, не допускать наслоение страхов друг на друга, предотвращать формирование невроза и школьной дезадаптации в будущем. Кроме того, работу необходимо проводить с учётом ведущей деятельности дошкольного периода, включать в неё широкий арсенал игр, упражнений, заданий, которые объединяются в целостный, интегративный подход. Социально-педагогическая работа с ребёнком должна также строится с учётом участия родителей. Необходимо не только оптимизация отношений в группе сверстников и проигрывание актуальных страхов и переживаний, но и создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции. Всё это способствует значительному улучшению социальной ситуации развития ребёнка и снижению уровня детской тревожности, уменьшения страхов и опасений. Практическая значимость проделанной работы состоит, в том, что предлагается комплексная программа развития эмоций у дошкольников. Показывается необходимость включения в программу игровых техник, арттерапевтических методик (проективных графических тестов), психогимнастических упражнений, элементов сказкотерапии, способствующих ослаблению напряжённости, снятию общей тревожности, проработке и отреагированию страхов. Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что практически всем российским детям требуется та или иная психологическая поддержка, поскольку они находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. Это нестабильность экономическая, политическая, ценностная, в результате которой у детей появляется так называемый «страх взросления». Это безудержный поток информации, которую дети не всегда успевают «переварить» и зачастую воспринимают неправильно. Это неконтролируемый процесс использования современных технических устройств, таких, как компьютеры, сотовые телефоны. Ведь именно сегодня наши дети, как никогда ранее, испытывают дефицит в полноценном общении. В век технического прогресса люди все меньше общаются друг с другом, отдавая предпочтение просмотру телевизионных передач, виртуальному общению, общению по телефону, постепенно утрачивая способность искренне выражать свои эмоции. Наблюдая за детьми в детском саду, можно заметить, как потускнела сюжетно-ролевая игра, как на смену добрым сказочным героям, пришли герои из мультсериалов-боевиков, как исчезает среди детей такое понятие, как «групповая сплоченность», сопереживание, симпатия, заметно увеличилось число тревожных и агрессивных детей. Известно, что дошкольный возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Именно в этом возрасте наблюдается бурный рост в эмоциональном развитии, появляется способность детей управлять своими эмоциями, возникает потребность в общении, уважении творческой активности. Поэтому важно начинать работу по развитию эмоционально-личностной сферы именно в дошкольном возрасте, для того, чтобы в дальнейшем из наших детей выросли психологически здоровые личности, умеющие полноценно общаться и правильно выражать свои эмоции. Я считаю, что работа в данном направлении должна осуществляться не только специалистом-психологом, но и педагогами, воспитателями, родителями. В нашем детском саду знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таки занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка. Старшие дошкольники, воспитывающиеся в семье, значительно быстрее, четче, увереннее распознают эмоциональное состояние человека как по изображению на рисунке, так и по заданной ситуации. Они быстрее, чем старшие дошкольники из детского дома, распознают по лицам на рисунках эмоции радости, печали, страха, гнева. Дети из детского сада справляются с заданием изобразить эмоции человека по задаваемой ситуации значительно успешнее в сравнении с детьми из детского дома. Распознание эмоций детьми из детского дома происходит легче по лицевой экспрессии, мимике, чем по предложенным ситуациям. Распознание эмоций по ситуации чаще у них неадекватное ситуативно-конкретное: дети в этом случае либо вообще не распознают эмоции, либо делают грубые ошибки, либо распознают эмоции человека только после существенных подсказок со стороны взрослого. Полученные данные свидетельствуют о необходимости организации специальной работы с дошкольниками в плане развития у них способности понимать эмоциональные состояния другого человека, эмоциональной отзывчивости к переживаниям людей. Анализ литературы позволяет утверждать, что определяющее значение для развития понимания ребенком эмоций человека имеет характер отношений в семье, в которых этот ребенок воспитывается. Эмоциональная отзывчивость, способность адекватно воспринимать эмоции других людей и верно реагировать на них в значительной степени обусловлены особенностями социального опыта ребенка, социальными условиями, в которых он растет. Ребенку необходим «эмоциональный комфорт», оптимальный для него уровень удовлетворения потребности в эмоциональном контакте. Не только недостаток, но и избыток тепла и ласки лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений окружающих взрослых. Можно назвать следующие приемы и способы, использование которых в воспитательном процессе способствует развитию способности ребенка понимать другого человека: имитация экспрессии и подражание выражениям различных переживаний воспринимаемого человека; графические зарисовки и их распознавание вместе с взрослым; озвучивание, оживление картинок с высказываниями от имени изображенных персонажей о соответствующих им эмоциональных состояниях; придумывание рассказов в связи с конкретными эмоциональными состояниями человека; подбор обобщающих названий к рассматриваемым изображениям; сравнение различных эмоций человека и одинаковых, но переданных различно; сопровождение восприятия изображений человека музыкой, соответствующей его состояниям. Ознакомление детей с фундаментальными эмоциями должно осуществляться как в процессе учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям, развивается способность к эмоциональной децентрации. Понимание эмоций других людей детьми дошкольного возраста имеет большое значение для становления полноценной личности, для становления эффективного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Социальные условия, а именно воспитание ребенка в полной семье или вне ее (в детском доме), откладывают отпечаток на способность детей распознавать и понимать эмоциональные состояния других людей.
Читать дальше
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – 3-е изд., – М., 2008. – 272с. 2. Бернс Р.Б., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Пер. с англ. М., 2005. – 146с. 3. Божович Л.И. Этапы формирования личности. – М., 2005. 4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 2003. – 309с. 5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М., 2006. – 160с. 6. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. – М., 2005. – 160с. 7. Виртуальный словарь справочник по психодиагностике: Психофизиология профессиональной деятельности / Под ред. Трофимова И.Е. – СПб, 2007. 8. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2008. – 108с. 9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2008, С.297 10. Горлова, Н. Современные дошкольники: какие они? [Текст]/ Н. Горлова// Обруч, №1, январь 2009г. 11. Григорьева, Н. Развитие эмоциональной сферы [Текст]/ Н. Григорьева// Дошкольное воспитание, №2, февраль 2010г. 12. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. – М.: Педагогика, 2005. 13. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: СОЮЗ, 2007. 14. Изард К. Эмоции человека. – М., 2005.- 246с. 15. Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему?// Семья и школа, 2008, №7. 16. Кочубей Б., Новикова Е. Как лечить тревожность. // Семья и школа, 2008, №8. 17. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл человека. – М.: ТЦ Сфера, 2007, 204 с. 18. Наенко. Н.И. Психическая напряженность. – М., 2005. – 174с. 19. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М. Просвещение: Владос, 2007. – 632с. 20. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов. – М., 2008. – 221с. 21. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 2005. 22. Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования. – М.: Сфера, 2004. 23. Пазухина, И.А. Обогащение эмоционального опыта дошкольника [Текст]/ И.А. Пазухина// Дошкольная педагогика,№3, март 2009г. 24. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование» 2008, №2. 25. Психологический словарь. / Общ. Ред. А.В. Петровского. М.Г. Ярошевского, – М., 2006. 26. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., 2004. 27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 2002. 529с. 28. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб., 2007. 29. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 2007. – 236с. 30. Степанов С.С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. – Москва: Педагогика – Пресс, 2005. – 168 с. 31. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 32. Фельдштейн. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 2005. – 512с. 33. Фопель, К. Психологические технологии для образования [Текст]/ К. Фопель// Обруч,№3, март 2002г. 34. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии, 2009, №2. 35. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 2007. – 160с. 36. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Лабиринт души: терапевтические сказки. – М., Академический проспект, 2003. 37. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 38. Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М., 2005. – 160 с 39. Швец И.Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников. Автореф. дисс. канд. психол. наук. ЯГУ им. П.Г. Демидова, – Калуга, 2002.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image