Хотите узнать, где заказать реферат по математике? Конечно же в Work5! Уже более 15 лет мы помогаем студентам с написанием работ!
. Другая немаловажная причина заключается в отсутствии должной координации деятельности государственных органов и общественности в процессе противодействия коррупции. В совокупности все это создает условия, препятствующие борьбе с коррупцией и, более того, провоцирующие на новые коррупционные преступления. Вступление Российской Федерации в Совет Европы и выполнение взятых при этом обязательств (прежде всего, изменение законодательства с учетом требований европейских стандартов и правил) обусловили необходимость пересмотра подходов к борьбе с коррупцией в органах власти. Необходимо учитывать, что реализация международных норм в сфере борьбы с коррупцией в Российской Федерации невозможна без учета исторических традиций. Выявление условий, способствующих коррупционным правонарушениям, а также анализ исторического опыта борьбы с этим негативным явлениям на различных этапах эволюции политических и социально-экономических отношений в России позволяет оценить достоинства и недостатки этой борьбы, а также возможность использования соответствующих мер в современных условиях. В решениях оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 28 января 2011 г., Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 11 февраля 2009 г., Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 гг. перед государственными структурами России, органами государственной власти субъектов Федерации, общественными объединениями поставлены конкретные задачи по совершенствованию деятельности, направленной на противодействие коррупции. Однако современные политическая и правовая системы российского общества не выполняют свою функциональную роль, не способствуют искоренению коррупционных проявлений в органах власти, что создает реальную угрозу безопасности Российской Федерации. Противодействие коррупции, а значит - повышение эффективности управления, экономики, общественных отношений, снижение угроз, стоящих перед страной определяет как теоретическую, так и практическую актуальность рассматриваемых в диссертации вопросов с учетом произошедших изменений в политической, экономической сферах и социокультурном пространстве современной российской действительности. Степень научной разработанности. Впервые проблемами противодействия коррупции заинтересовались юристы дореволюционного периода, указав на необходимость создания специальных подразделений по борьбе с коррупцией. По мнению В. Г. Румянцевой, основные цели их деятельности заключались в выявлении случаев дачи или приема взяток государственными служащими. В советский период развития государства указанная проблема исследовалась узконаправленно, преимущественно с криминологической точки зрения, а научные издания уголовно-правового характера касались лишь проблемы взяточничества. Представители данного периода (А. А. Аслаханов, В. А. Шабалин и др.) основное внимание уделяли лишь анализу уголовно-правой характеристики дачи и получения взяток. В настоящее время в связи с реформированием всей правовой системы, в частности в связи с принятием пакета федеральных законов антикоррупционной направленности, возникла острая необходимость в формировании новых теоретических подходов к проблемам противодействия коррупции в органах исполнительной и муниципальной власти. Отдельные аспекты противодействия коррупции рассматриваются в работах, посвященных проблемам преступности, борьбы с ней и правоохранительным органам в целом. Интересны также разработки ученых, связанные с изучением личности преступника-коррупционера. И. Н. Барциц пришел к выводу, что для основной массы населения России характерно чувство обреченности и безнадежности, вызванное материальными проблемами, что и вызывает различные тенденции к противоправному поведению, связанному с коррупцией. Исследования Е.И.Головановой, А.М.Ломова рассматривают проблемы, связанные с методами борьбы с коррупцией в органах власти, однако эти работы касаются, прежде всего, правового регулирования. Вопрос об эффективности комплекса мер по противодействию преступности, в совокупности с анализом причин, ее порождающих, по-прежнему остается малоизученным. В большинстве опубликованных исследований преобладает узкопрактический аспект ? анализируются отдельные организационно-правовые проблемы, вопросы же административных мер и отношение к коррупции как к одной из угроз национальной безопасности освещены достаточно скупо. Между тем именно этот фактор может иметь решающее значение в повышении эффективности процесса противодействия коррупции. Методологическая основа исследования представляет собой методы сравнений, обобщений, аналогий, логико-исторический анализ, а также количественные и качественные методы социологических исследований: анализа и обработки результатов; использовались системный и причинно-следственный подходы к изучению коррупции. Объектом исследования является комплекс общественных отношений, складывающихся в теоретическом и практическом аспекте в процессе противодействия коррупции как одной из угроз национальной безопасности. Предметом исследования является процесс противодействия коррупции, регламентирующие его основания, содержание и порядок нормативно-правовые предписания и практика их реализации. Целью исследования является комплексное теоретико-правовое исследование особенностей процесса противодействия коррупции как угрозы национальной безопасности и практики его применения, а также разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию правового регулирования данного социально-правового явления. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1) проанализировать исторический опыт борьбы с коррупцией в Российской Федерации; 2) рассмотреть сущность и основные характеристики коррупции, классифицировать виды коррупционной деятельности и причин их возникновения; 3) исследовать специфику коррупционных действий, совершаемых государственными и муниципальными служащими; 4) рассмотреть тенденции, последствия и возможности противодействия коррупции в российской армии; 5) обосновать необходимость пересмотра комплекса мер по противодействию коррупции в образовании Российской Федерации; 6) подготовить научно обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию процесса противодействию коррупции в различных сферах деятельности государства и общества. Нормативную основу исследования составили: международно-правовые акты по вопросам противодействия коррупции в органах власти, Конституция Российской Федерации, нормы уголовного законодательства РФ, ведомственные акты, а также иные нормативно-правовые акты, регламентирующие указанный процесс. Эмпирическую базу исследования составляют: сводная статистическая отчетность о количестве преступлений коррупционной направленности за 2009-2012 гг.; иные материалы исследований, опубликованные в монографиях и статьях. Научная новизна исследования заключается в том, что на основе комплексного подхода к исследуемой теме проведено исследование проблем противодействия коррупции в различных сферах деятельности государства и общества, представляющих особый интерес для развития страны и укрепления национальной безопасности. Работа выполнена в период совершенствования законодательства в сфере противодействия коррупции, на основании которого выявлены особенности и факторы, затрудняющие указанный процесс, определены конкретные направления совершенствования данной работы и сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию механизма правового регулирования противодействия коррупции в обозначенных сферах жизнедеятельности государства и общества. Теоретическая и практическая и значимость исследования заключается в том, что сформулированные выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы при совершенствовании государственной деятельности в сфере антикоррупционной политики, практики его применения студентами юридических вузов при изучении дисциплин «Уголовное право Российской Федерации», «Административное право Российской Федерации» и спецкурсов «Государственная гражданская служба Российской Федерации», «Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов», в системе служебной подготовки сотрудников учреждений и органов, противодействующих коррупции, при дальнейшей разработке проблем, сопряженных с рассматриваемой темой. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Анализ приведенных определений коррупции, выработанных наукой и практикой, позволил выделить следующие определяющие признаки коррупции: ? это целостное социально-правовое явление; ? коррупция зависит от общественных отношений в государстве и их изменений; ? это системное образование; ? коррупция совершается в виде подкупа (пассивного или активного) либо в виде систематического незаконного использования служащими своего публичного статуса в корыстных целях; цели коррупционеров – незаконное получение материальных, иных благ и преимуществ (в том числе неимущественного характера). 2. Как угроза национальной безопасности коррупция способствует таким общественно опасным явлениям как организованная преступность, проникновение и усиление позиций в России иностранного капитала и, как следствие, соответствующих иностранных государств; распространение терроризма и экстремизма в стране, учитывая довольно большую коррумпированность российских госчиновников, в том числе и сотрудников силовых ведомств, а также притягательность нашей страны для всевозможных нелегальных мигрантов и экстремистов из сопредельных государств. Высокий уровень подверженности коррупции может быть использован иностранными спецслужбами в целях вербовки данных чиновников в качестве своих агентов, либо использования их в качестве агентов влияния, выведывания через них информации, составляющей государственную тайну и т.д. В силу приведенных причин и последствий, коррупция представляет реальную опасность безопасности нашего государства. Она разрушительно воздействует на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества. 3. Требуется введение в КоАП РФ самостоятельной главы, предусматривающей административную ответственность за посягательство на институты государственной власти, с учетом взятых на себя Российской Федерацией международных обязательств. 4. Эффективность противодействия коррупции в российской армии может быть повышена за счет реализации следующих мер: ? повышение роли структур гражданского общества в процессе предотвращения коррупции в армии и усиления их влияния на происходящие в ней процессы, обеспечение большей гласности и открытости армии; ? организация системного целенаправленного мониторинга действующих нормативных правовых актов в армии (за исключением информации, составляющей государственную тайну, сбор которой может быть возложен на органы военной контрразведки Федеральной службы безопасности России (именно с учетом того, что коррупция в России уже носит угрозу национальной безопасности); ? усиление кадрового отбора лиц на должности, связанные с повышенными коррупционными рисками; ? создание действенной системы контроля имущества и крупных расходов чиновников от силовых структур. 5. Коррупция в системе образования продолжает способствовать дискриминации российских граждан по их социальному статусу и уровню жизни, нарушая конституционный принцип равенства и общедоступности соответствующих услуг. Преодоление коррупции в России во многом осложняется тем, что в системе образования коррупция стала нормой жизни, а в некоторых случаях и единственной возможностью получить номинально бесплатные услуги, которые государство обязано предоставлять своим гражданам. Более того, подростки и студенты, проходя обучение в российской системе образования, усваивают и коррупционные способы решений своих проблем, которые затем переносят и на другие сферы своей деятельности. Поэтому без преодоления коррупции именно в системе образования невозможно будет считать успешными выполнение антикоррупционных программ в нашей стране. 6. Необходимо ввести обязательную публичную отчетность образовательных учреждений, которая должна подвергаться независимой от органов власти экспертизе. Для противодействия коррупции в системе образования желательно ввести при назначении на должность и при освобождении с неё подробное декларирование финансового состояния чиновников и членов их семей с указанием источников получения доходов. 7. От ЕГЭ необходимо отказаться, поэтапно заменяя его на систему национального тестирования знаний, чтобы по возможности снизить ущерб для школьников и абитуриентов вузов в процессе такой замены. В нашей стране необходимо проводить целенаправленную работу по повышению качества общего среднего и профессионального высшего образования, внедрять независимые системы тестирования знаний, но разные для оценки знаний выпускников средних школ и для поступления в высшие учебные заведения, развивать возможности раннего выбора специализации учащимися системы среднего образования, расширять общественное участие и контроль в развитии, как среднего, так и высшего образования, и т.п. 8. Недостатком Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов является то, что экспертиза вполне может явиться примитивной, что связано с тем, что максимально упрощенный сценарий экспертной работы предполагает чтение текста проекта нормативного правового акта и поиск в нем текстуальных совпадений с маркерами, указанными в бланке рабочей таблицы коррупционных дефектов. Поиск маркеров должен быть не основным, а дополнительным способом антикоррупционной экспертной работы с нормативными текстами. Основой же для успешной и эффективной деятельности по очищению проектов актов от коррупциогенных дефектов является грамотный функциональный и юридический анализ нормативного правового акта. 9. Антикоррупционное образование и воспитание является сегодня одним из важнейших факторов формирования антикоррупционной культуры, что в свою очередь способствует противодействию коррупции в России, уважительному отношению индивида к правам других, признанию необходимости права, сознательному соблюдению правовых норм. Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 81 источника и 3 приложений. Первая глава посвящена теоретико-правовой характеристике коррупции. Во второй главе раскрываются особенности и проблемные вопросы противодействия коррупции в различных областях государства и общества, а именно, в органах государственной и муниципальной власти, армии и образовании. В третье главе сформулированы предложения по совершенствованию правового и организационного регулирования противодействия коррупции.