ВСТУПЛЕНИЕ…………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. Время создания А.Н. Радищевым произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» ……………………………..
5
ГЛАВА 2. «Путешествие из Петербурга в Москву» как исторический документ своей эпохи……………………………………………………..
11
2.1. История создания произведения………………………….. 11
2.2. Энциклопедизм как отличительная черта «Путешествия из Петербурга в Москву»……………………………………….
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….. 26
Читать дальше
«Пугачевщина» стала отправной точкой для формирования крестьянского классового самосознания и передало интеллигенции духа революции. Что, в последствие привело к появлению фактов перехода дворянства на сторону простого народа и создало моду на защиту слабых и угнетенных, что имело прямое влияние на появление на арене русской литературы и политики Александра Николаевича Радищева.
Именно с Александра Николаевича Радищева начинается длинная цепочка российского диссидентства: Радищев стал причиной рождения декабристов; декабристы сформировали Герцена; Герцен разбудил Ленина; Ленин – Сталина; Сталин – Хрущева; который стал причиной появления академика Сахарова. И именно такая радищенская первооснова стала отправной точкой в реализации замысла произведения «Путешествие из Петербурга в Москву».
Анализ «Путешествия из Петербурга в Москву» в соотнесенности с нравоучительной литературой 1780-х годов показал, что данный контекст важен для понимания творчества Радищева. Не являясь ведущими, рассмотренные аспекты оказались неразрывно связаны с общей публицистической направленностью главного сочинения Радищева. В «Путешествии из Петербурга в Москву», воспринимаемом обычно как сочинение по сути своей критическое, существует ряд положительных теоретических моментов, так или иначе связанных с художественной природой текста. Причем, если раньше в качестве таких положительных оснований выделялись преимущественно «прогрессивные» положения французских философов-материалистов, то в результате проведенного исследования можно сказать, что творчество Радищева связано также и с нравоучительной литературой, определявшей русскую духовную жизнь 1780-х годов.
В результате проведенного исследования можно полагать, что мировоззрение Радищева остается во многом неизменным на протяжении всего произведения.
Затронутая проблема психологизма в творчестве Радищева заставляет по-новому взглянуть на историю психологизма в русской литературе и в частности – на развитие сентиментализма. Особое внимание обращает на себя внимание Александром Николаевичем Радищевым такой важнейшей для конца XVIII века темы, как дружба, оказывающаяся одним из важнейших понятий в его нравственной теории.
Выявленные моменты соотнесенности теорий Радищева с таким важнейшим сочинением, как «Эмиль» Ж.-Ж. Руссо, не только в полемическом, как это делалось раньше, плане, но и как свидетельство усвоения ряда его важнейших теоретических установок, заставляют более глубоко и на большем сравнительном материале рассматривать тему «Радищев и Руссо».
Дальнейшего изучения требует двойственная, художественно-публицистическая природа «Путешествия из Петербурга в Москву». При этом вопрос о соотношении беллетристического повествования и теоретических рассуждений должен решаться с привлечением материала нравоучительной литературы 1780-х годов.
Важно понять, что представляет собой жанр «Путешествия из Петербурга в Москву» на фоне русской литературы 1780-х годов (характерно, что в конце ХУШ века говорят о «Путешествии из Петербурга в Москву» как о периодическом издании, журнале), насколько свойственны именно «Путешествию из Петербурга в Москву» такие элементы его художественной формы, как ирония, полистилистика, насколько индивидуален Александр Николаевич Радищев в создании персонажей.
Но главное заключение можно сделать уже сейчас — творчество Александра Николаевича Радищева следует рассматривать как неотъемлемую часть русского литературного процесса 1780-х годов, в котором религиозно-нравственные проблемы играли значительную роль. Внимание к этим проблемам позволит более глубоко понять многоплановый характер главной книги Александра Николаевича Радищева.
Обличительный пафос Александра Николаевича Радищева выглядит несколько неразборчиво. Он в один ряд ставит ненависть к беззаконию и сахароварению, личную гигиену и отсутствие гражданской позиции. С пеной у рта он доказывает, насколько опасной может быть гражданская война, и в этот же ряд ставит проблему лечения венерических заболеваний.
Таким образом, не обращая внимания на такую эклектичность (или, скорее, благодаря ей) самого произведения, мы можем вести речь об энциклопедичности «Путешествия из Петербурга в Москву», которая проявляется через выражение собственный познаний в разных сферах жизни и деятельности человека.
Читать дальше
1. Андреева А.Я. Богом упоенный Радищев // Истина и жизнь. – М., 2002. – №11. – С. 37-43.
2. Барсуков Н. П. О жизни и сочинениях А. Н. Радищева // Русская старина, 1872. – Т. 6. – № 11. – С. 573-581.
3. Вайль П., Генис А. Кризис жанра. Радищев. Сайт. – URL: http://aptechka.agava.ru/statyi/knigi/vg/vg4.html (дата обращения 19.03.2013).
4. Вайтман С.Т. Проблемы теории реалистического метода, его формирования и современного развития. – М., 1969. – 432 с.
5. Вильк Е. А. «Чудище стозевно» и Тифон: «Путешествие…» А. Н. Радищева в контексте мистической литературы XVIII века // Новое литературное обозрение. — 2002. — № 3(55). — С. 151-173.
6. Гуковский Г. А. Радищев // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941—1956.
7. Гуковский Г.А. Радищев как писатель // А.Н. Радищев. Материалы и исследования. – М.-Л., 1936. – С. 141-192.
8. Егорова Н.О. Художественная специфика «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Автореф. ди.канд. филол.наук. – СПб., 2000. – 18 с.
9. Кантор В. Куда и откуда ехал путешественник?.. («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева). Сайт. – URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2006/4/ka5.html (дата обращения 17.03.2013).
10. Кукушкина Е.Д. Библейские мотивы в "Путешествии из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева// Русская литература. 2000, №1. С. 119 123.
11. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов // Социал-демократ. – 1914. – 12 декабря (№35). – С. 1, 3.
12. Макогоненко Г. П. Радищев и его время. — М.: Гослитиздат, 1956. — 774 с.
13. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. – М.: Высшая школа, 1991. – 240 с.
14. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. – СПб., 1970. – 453 с.
15. Радищев Александр Николаевич. Биография. Сайт. – URL: http://radishev.ouc.ru.
16. Радищев, Александр Николаевич – Философские и социологические взгляды. Биография. Сайт. – URL: http://intencia.ru/Filosof-view-55.html.
17. Сахаров В.И. Русская масонская поэзия XVIII века // Русская литература. – 1995. – № 4. – С. 3.
18. Сиволап И.М. Радищев и Вольтер // Французский ежегодник. – М., 1980. – С. 47-61.
19. Соловьев Э.Ю. От теологического к юридическому мировоззрению // Философия эпохи ранних буржуазных революций. – М., 1983. – С. 159-256.
20. Старцев А. Радищев в годы «Путешествия». – М., 1960. – 114 с.
21. Степник Ю.В. Проблема композиции «Путешествия из Петербурга в Москву А.Н. Радищева // Скафтымовские чтения. – Саратов, 1993. – С. 12-16.
22. Сухомлинов М. И. К биографии А. Н. Радищева // Исторический вестник, 1889. – Т. 35. – № 1. – С. 244-246.
23. Татаринцев А.Г. Радищев в Сибире. – М., 1977. – 98 с.
24. Шереметов А.И. Прорыв: Повесть об Александре Радищеве. – М.: Политиздат,1974. – 400 с.
25. Щеголев П. Е. Первенцы русской свободы / Вступит. статья и коммент. Ю. Н. Емельянова.– М.: Современник, 1987. Сайт. – URL: http://az.lib.ru/s/shegolew_p_e/text_0110.shtml.
26. Энциклопедизм // Словарь иностранных слов русского языка. Сайт. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/795/%D0%AD%D0%9D%D0%A6%D0%98%D0%9A%D0%9B%D0%9E%D0%9F%D0%95%D0%94%D0%98%D0%97%D0%9C (дата обращения 17.03.2013).
Читать дальше