В ситуации особо сложных этнополитических конфликтов современности, к которым, безусловно, следует отнести нагорно-карабахский конфликт, необходимо исследование и выявление признаков государствообразующих прав конкретного этноса, подвергающегося дискриминации на коллективной основе и ущемлению своих коллективных прав. Тем самым, необходимо выявить те объективные параметры многонациональности конкретного государства, в рамках которого осуществляется дискриминация и нарушение именно коллективных прав одного из государствообразующих этноса. Фундаментальное коллективное право государствообразующего этноса в рамках многонационального государственного образования на самостоятельное определение своего политического будущего тем более подвержено нарушению в ситуации, когда меняется политический статус самого многонационального государственного образования.
Дискриминация и нарушения прав человека могут иметь свое непосредственное выражение на индивидуальном уровне, в отношении конкретного человека, и при этом, конечно, защита нарушаемых прав должна быть обеспечена именно на индивидуальном уровне. Но когда нарушается фундаментальное право государствообразующего этноса на самостоятельное определение собственного политического статуса, то права этноса должны получить коллективную защиту.
Как правило, этнополитические конфликты современности, возникнув на экономической, социально-политической или внеэтнической основе, лишь в последующем приобретали четко выраженный этнический характер. В нагорно-карабахском конфликте изначально этническое противопоставление государствообразующих этносов республики, пришедших к конфликтному противостоянию, было использовано в качестве мощного мобилизационного символа национального движения.
Субъектом такого мобилизационного символа стал армянский народ Нагорного Карабаха, который затем превратился в самостоятельный фактор, определяющий существо и динамику этнополитического конфликта.
Одним из направлений дискурса идентификации нагорно-карабахского конфликта, как конфликта этнополитического характера, является выявление признаков, позволяющих интерпретировать данный конфликт в качестве «конфликта ценностей», разворачивающего свой потенциал противостояния вокруг системообразующей оси политико-правового характера: «государствообразующий (дискриминируемый) этнос – государствообразующий (дискриминирующий) этнос».
Главной ценностью, вокруг которой развернулись наиболее ожесточенные элементы конфликтного этнополитического противостояния сторон, стала ценность перспективы развития каждой из сторон конфликта.
Идентифицирующие источники несовместимости интересов противостоящих сторон нагорно-карабахского конфликта, ожесточенности и бескомромиссности противостоящих субъектов, сохранившиеся вплоть до сегодняшнего дня, следует понимать в контексте интерпретации нагорно-карабахского конфликта как этнополитического «конфликта ценностей».
Нагорно-карабахский конфликт имеет свои особые идентифицирующие признаки, выделяющие его в ряду других этнополитических конфликтов современности. Армяне Нагорного Карабаха должны рассматриваться как «притесняемое меньшинство» в рамках бывшей АзербССР и как «доминирующее большинство» в рамках Нагорного Карабаха, ибо как «притесняемое меньшинство» они поставили под вопрос политическое право другой государствообразующей нации АзербССР распространять свои политически властные возможности на армянский народ Нагорного Карабаха, но, в то же время, с учетом присутствия азербайджанского населения в Нагорном Карабахе на момент реанимации конфликта во второй половине 1980-х годов, они стали по отношению к нему «доминирующим большинством», реализовавшим свои государствообразующие потенции в АзербССР на территории бывшей НКАО.
Нарушения прав армянского народа АзербССР носили разносторонний политический, конституционно-правовой, социально-экономический характер. Указанные направления дискриминации армянского народа АзербССР следует рассматривать в аспекте их системности, без однозначного выделения какого-либо из направлений дискриминации в качестве доминирующего. В тоже время, в контексте наиболее существенного с точки зрения нарушений государствообразующих прав армянства Советского Азербайджана направления дискриминации, следует выделить нарушения политических прав лиц армянского происхождения на территории данной союзной республики.
Нарушения государствообразующих прав армянского народа союзной республики проявлялись в политическом аспекте, главным образом, в отлаженной в республиканском масштабе АзербССР системе «этнического фильтра» при занятии административно-партийных постов. Подобная система приводила к формированию образа дискриминируемого армянского этноса, ущемляемого в своих правах через политические ограничения прав конкретных представителей этноса. Нарушения индивидуальных политических прав армян АзербССР привело к артикуляции коллективного права армянского народа Нагорного Карабаха по выходу из состава республики, в рамках которой происходит индивидуальная и коллективная дискриминация этноса