Введение 3 1. Теоритические основы формирования лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР 3 уровня 8 1.1 Основные задачи развития речи дошкольников 8 1.2 Общее понятие недоразвития речи 17 1.3 Закономерности формирования лексико-грамматических средств языка в онтогенезе 22 1.4 Особенности нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи 30 1.5 Дидактическая игра как игровой метод обучения 35 2. Содержание и организация педагогического эксперимента по выявлению и развитию лексико-грамматических средств речи детей с ОНР 3 уровня 43 2.1 Исследование сформированности лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня 43 2.1.1 Методика и проведение констатирующего эксперимента 43 2.1.2 Результаты проведения констатирующего эксперимента 53 2.2 Формирующий эксперимент с использованием дидактических игр в развитии лексико-грамматической стороны речи у детей 63 2.3 Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов 72 Заключение 75 Приложение 85

Дидактические игры- как средство активизаций лексико-грамматических средств языка дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.

дипломная работа
Педагогика
80 страниц
73% уникальность
2013 год
250 просмотров
Гатиятуллин Р.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Теоритические основы формирования лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР 3 уровня 8 1.1 Основные задачи развития речи дошкольников 8 1.2 Общее понятие недоразвития речи 17 1.3 Закономерности формирования лексико-грамматических средств языка в онтогенезе 22 1.4 Особенности нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи 30 1.5 Дидактическая игра как игровой метод обучения 35 2. Содержание и организация педагогического эксперимента по выявлению и развитию лексико-грамматических средств речи детей с ОНР 3 уровня 43 2.1 Исследование сформированности лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня 43 2.1.1 Методика и проведение констатирующего эксперимента 43 2.1.2 Результаты проведения констатирующего эксперимента 53 2.2 Формирующий эксперимент с использованием дидактических игр в развитии лексико-грамматической стороны речи у детей 63 2.3 Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов 72 Заключение 75 Приложение 85
Читать дальше
Актуальность. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Проблемой развития речи детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики в норме осуществляли Е.


Если вам интересна цена бизнес плана , рассчитать её можно, заполнив форму заказа на сайте Work5.


.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфика усвоения грамматической системы, его связи с другими лексическими единицами в д/с часть детей с проблемами в ЛГСР изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, А.Н.Гвоздев. Даже третий уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут более свободно общаться с окружающими, но продолжают нуждаться в помощи взрослых (логопедов и воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения, так как самостоятельное общение является для них затрудненным. Так как общее недоразвитие речи является системным нарушением, при котором нарушены все компоненты речи, помимо звукопроизношения, страдает словарный запас и грамматический строй речи. У дошкольников с общим недоразвитием речи можно выделить некоторые особенности в нарушении лексико-грамматических конструкций. У этих детей выявляются затруднения как в выборе лексико-грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании. Нарушения лексико-грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлены несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование. Согласно А.П. Иваненко у детей данной группы наблюдаются ошибки в падежных окончаниях, смешении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не владеют. В активной речи используются преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение, распространять предложения и строить сложные предложения. Исходя из анализа литературы, можно предположить, что Формирование лексико-грамматической стороны правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить лексико-грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения. Важным условием формирования лексико-грамматической стороны речи дошкольника с ОНР является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей. Значение дидактических игр для воспитания и развития детей были обоснованы в трудах таких исследователей, как: В.Н.Аванесова, Л.С.Выготский, Н.К.Бондаренко, Д.В.Менжерицкая, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова и др. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры тесно связаны с учебно-воспитательным процессом. Результаты, которых добиваются дети, доставляют им много радости и вызывают проявление чувства творческого удовлетворения. Дидактические игры, игровые упражнения и занимательные задачи способствуют развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств, формированию познавательного интереса. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между педагогом и детьми и между отдельными участниками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между людьми начинают носить более непринуждённый характер. Цель настоящего исследования заключается в изучении возможности использования дидактических игр в процессе формирования лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. Объектом нашего исследования является состояние лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. Предметом исследования выступает система дидактических игр, как средство логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР 3 уровня при устранении лексико-грамматических недостатков речи. Задачи: 1. Изучить теоритические, диагностические и методические аспекты формирования лексико-грамматической стороны речи у детей в онтогенезе и при ОНР различными средствами, в том числе и с помощью систем дидактических игр. 2. Разработать и осуществить педагогический эксперимент по выявлению и формированию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного с ОНР III уровня. 3. Сравнить результаты констатирующего и контрольных этапов экспериментов, проанализировать и оценить эффективность проведенной работы. 4. Сделать вывод по исследованию. Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами. Для проведения соответствующего исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относятся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - наблюдение за детьми, педагогический эксперимент, процесс обучения по разработанной системе; контроль за эффективностью проводимых коррекционно-развивающих мероприятий. Нами выдвигается следующая гипотеза: если направить коррекционную работу на расширение словарного запаса и построение предложений различной структуры, применив специальные дидактические игры, упражнения, задания, используя наглядный материал, то формирование лексико-грамматических конструкций, то развитие речи дошкольников с ОНР III уровня будет более успешным. Сроки проведения: с 15 февраля по 15 мая 2012г. База эксперимента: МБДОУ № 22 г.Томска. Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть применены в процессе подготовки будущих педагогов-логопедов, а также в практической работе по коррекции нарушений речи. Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложение. В первой главе рассматриваются теоритические аспекты формирования лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР 3 уровня в онтогенезе, классифицируются особенности нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с ОНР, a также рассматривается дидактическая игра как активное средство формирования лексико-грамматических средств. Во второй главе описывается организация педагогического эксперимента по выявлению и развитию лексико-грамматических средств речи детей с ОНР 3 уровня. Исследование проводилось в несколько этапов: исследование сформированности лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня, проведение формирующего эксперимента, сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов. В заключении приводятся выводы по результатам проведенной работы. Список литературы состоит из источников. Приложение содержит примеры игр и фронтального занятия.

Читать дальше
Общее недоразвитие речи представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: фонетический, лексический и грамматический строй. В настоящее время основной контингент специальных логопедических групп составляют дети преимущественно с 3 уровнем общего недоразвития речи. У этих дошкольников представления об окружающем мире значительно беднее, чем у правильно говорящих детей. Обиходная речь менее развернута, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений нет, но имеются отдельные пробелы в развитии всех компонентов речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных речевых единиц. Дошкольники испытывают затруднения в словоизменении, выявляется неточность употребления лексико-грамматических конструкций. Они допускают большое количество ошибок на управление, согласование различных частей речи. Эти ошибки отражаются и в связной речи. В начале исследования нами было предположено, что использование дидактических игр в процессе формирования лексико-грамматической стороны речи может привести к значительным успехам в развитии речи детей данной подгруппы. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, то ей стоит уделять особое внимание при развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры тесно связаны с учебно-воспитательным процессом. Дидактические игры – широко распространенный метод по обогащению лексико-грамматической стороны речи. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов, употреблять их в нужной грамматической категории, согласовывать между собой. Поэтому в экспериментальной работе особое внимание уделялось дидактическим играм по формированию лексико-грамматических конструкций, так как правильное их употребление делает связную речь дошкольников более художественно оформленной. На базе МБДОУ № 22 г.Томска с 15 февраля по 15 мая 2012г. проводился в эксперимент, в котором участвовало 16 детей в возрасте 5-6 лет, которые были разделены на 2 группы по 8 человек в каждой (экспериментальная и контрольная). Все дети имеют общее недоразвитие речи 3 уровня. Проанализировав специальную методическую литературу, была определена последовательность коррекционной работы по формированию лексико-грамматической стороны речи детей, которая строилась по онтогенетическому принципу. При составлении схемы обследования мы руководствовались программой Н.М.Трубниковой, для исследования состояния связной речи нами была использована методика В.П.Глухова. При логопедическом обследовании мы выявили нарушения неречевых и речевых процессов. Тщательно было изучено умение детей использовать в речи грамматические конструкции. У всех дошкольников был отмечен недостаточный уровень сформированности лексико-грамматических конструкций. Дети допускали ошибки в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными в роде, числе, падеже, времени. Они не использовали в речи сложные предлоги и путают простые. Также наблюдались ошибки в предложно-падежных конструкциях. Не все дошкольники не употребляли в речи сложные предложения, а при составлении сложносочиненных или сложноподчиненных предложений испытывали значительные трудности. Результаты обследования экспериментальной подгруппы отражены в диаграмме в сравнении с данными контрольной подгруппы. После проведения планирования мы приступили к коррекционной работе. Коррекционная работа по формированию лексико-грамматических конструкций проводилась на фронтальных и индивидуальных занятиях с использованием различных игровых методов и приемов, подобранных в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Для лучшего усвоения детьми изучаемого материала мы активно применяли наглядность разного вида: предметные, сюжетные, серийные, парные картинки, схемы составления рассказов. На занятиях проводились разного вида дидактические игры, упражнения, задания. Фронтальные занятия по лексико-грамматическим темам решали задачи: - развитие понимания речи; - практическое усвоение способов словообразования; - усвоение форм словоизменения; - усвоение навыка согласования существительных с прилагательными, числительными в роде, числе, падеже; - употребление категорий притяжательных местоимений; - составление простых предложений и их распространение; - составление сложных предложений. Особенностью коррекционной работы в группе ОНР является участие воспитателя, который реализовывал коррекционно-воспитательные задачи в режимные моменты и по заданию логопеда. Воспитатель обращал внимание на то, как дети пользуются лексико-грамматическими конструкциями, изученными с логопедом. В ходе режимных моментов он побуждал детей к оречевлению своих действий и следил за правильностью ответов. Во второй половине дня воспитатель занимался с дошкольниками по заданию логопеда. Он проводил с детьми игры, упражнения по закреплению лексико-грамматических конструкций. Без активного участия родителей был бы неполный коррекционный процесс. Были организовываны консультации, собрания, индивидуальные беседы для родителей, оформлен стенд с необходимой информацией на темы: «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома», «Игровые упражнения, формирующие лексико-грамматический строй», «Как и что, читать детям с общим недоразвитием речи». Родители следили за речью детей дома, обращали внимание на правильное построение лексико-грамматических конструкций и занимались по индивидуальным тетрадям. Все это способствовало улучшению речи детей. В конце коррекционной работы было проведено повторное обследование детей. У дошкольников отмечалось улучшение речи, словарный запас расширился, были усвоены грамматические конструкции, повысился уровень речевых возможностей. Они правильно употребляли эти конструкции в структуре простых предложений, а в сложных допускали незначительные ошибки. Сравнив результаты обследования экспериментальной подгруппы с контрольной, где формированию лексико-грамматических конструкций не уделялось особого внимания, мы выявили, что показатели группы, где проводился эксперимент, оказались выше. В результате проведенной исследовательской работы можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Для подведения итогов исследовательской работы был организован «Круглый стол», куда были приглашены воспитатели и родители данной группы. Было рассказано о результатах экспериментальной работы. Нами было отмечено, что у дошкольников улучшилось звукопроизношение, активный словарь стал значительно шире. Дети правильно употребляют грамматические конструкции и безошибочно применяют их в предложениях. Таким образом, методически правильно организовав коррекционную работу и систематизировав материал по формированию лексико-грамматических конструкций, активно применив дидактические игры, использовав помощь воспитателей и родителей в коррекционно-воспитательном процессе, мы добились успешного усвоения дошкольниками группы ОНР 3 уровня лексико-грамматических конструкций, поэтому цель, поставленная в дипломной работе достигнута.
Читать дальше
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактической игре дошкольников. - М.: Просвещение, 1992. 2. Аванесова В.Н. Дидактические игры как форма организации обучения в детском саду. // Умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Поддьякова. - М., 1972. 3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. 5. Бондаренко Н.К. «Дидактические игры в детском саду». - М.: Просвещение, 1991. 6. Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка// Вопросы психологии.— 1983. 7. Воспитание и обучение в детском саду // Под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Маркова, - М., 1977. 8. Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения - М., 1980. 9. Выготский Л. С. Предыстория письменной речи//Хрестоматия по возрастной Педагогической психологии.—Ч. I.—М., 1980. 10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. - 1966, - № 6. 11. Гвоздев Усвоение ребенком родного языка, сб. «Детская речь», изд. Московского института экспериментальной психологии, 1957. 12. Гвоздев Формирование у ребенка грамматического строя русского языка, ч. 1, М., Изд-во АПН РСФСР, 1969. 13. Гвоздев Основные линии формирования у ребенка морфологической системы русского языка, «Ученые записки [Куйбышевск. пед. ин-та]», вып. 7, 1973. 14. Гвоздев Вопросы изучения детской речи, М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. 15. Гвоздев Усвоение ребенком звуковой стороны родного (русского) языка, «Ученые записки» [Куйбышевск. пед. ин-та]», вып. 8, 1967. 16. Гвоздев Значение изучения детского языка для языковедения, «Родной язык и литература в трудовой школе», 1928, № 3. 17. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. 18. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. / В.П.Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. 19. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985. 20. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи /Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1958. 21. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. / О.Б.Иншакова. - М.: Владос, 2000. 22. Куликова Т.В. Методика исследования словарного запаса. Персональный сайт логопеда Куликовой Татьяны Владимировны 23. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М.: Просвещение, 1985. 24. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе.—М., 1987. 25. Коноваленко В.В., Развитие связной речи. - М.: ГНОМ и Д, 2000. 26. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга. - М., Педагогика, 1973. 27. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.—М., 1988. 28. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999. 29. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей //Специальная школа. 1967. №2. 30. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1989. 31. Макарова В. Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. – М., 1996 32. Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов.—М., 1985. 33. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982. 34. Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 35. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. 36. Соловьева. О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - Издательство «Просвещение», М., 1966 г. 37. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. 38. Селиверстова В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Просвещение, 1982. 39. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста Москва, Просвещение, 1984 40. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –– М.: Просвещение, 1981 41. Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи. -Екатеринбург, 2005. 42. Удальцова Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. Москва, 1958. 43. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 44. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999. 45. Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. — Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. 46. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. М., 2000. 47. Швачкин Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова . – М.: Лабиринт, 2004. 48. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи - Москва: Просвещение, 1983 49. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. — М, Просвещение, 1989. 50. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. М., 1998.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image