Оглавление Введение 2 Глава 1. У истоков церковного пения 5 1.1. Монастырские распевы в Древней Руси 5 1.2. О церковных композиторах 13 Глава 2. Интерпретация церковных распевов во "Всенощном Бдении" П. И. Чайковского 18 2.1. Духовные циклы П. И. Чайковского в аспекте традиций православного русского пения 18 2.2. "Всенощное Бдение" П. Чайковского в церковных распевах 25 Заключение 29 Список литературы 32

Интерпретация церковных распевов во \"Всенощном Бдении\"П. И. Чайковского

курсовая работа
Культура
30 страниц
100% уникальность
2013 год
142 просмотров
Пятаева Н.
Эксперт по предмету «Музыка»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Оглавление Введение 2 Глава 1. У истоков церковного пения 5 1.1. Монастырские распевы в Древней Руси 5 1.2. О церковных композиторах 13 Глава 2. Интерпретация церковных распевов во "Всенощном Бдении" П. И. Чайковского 18 2.1. Духовные циклы П. И. Чайковского в аспекте традиций православного русского пения 18 2.2. "Всенощное Бдение" П. Чайковского в церковных распевах 25 Заключение 29 Список литературы 32
Читать дальше
Богослужебное пение в России имеет более чем тысячелетнюю историю. На пути своего развития оно преодолело ряд глубоких кризисов, один из которых обозначился в последней четверти XIX – начале XX вв., во многом явившись отголоском событий середины XVII века, когда под влиянием западно-европейской хоровой культуры была полностью сломана древнерусская богослужебно-певческая система, коренным образом изменился весь смысловой строй православного пения. Духовная музыка русских композиторов долгое время рассматривалась лишь как феномен музыкального искусства. Сегодня мы имеем возможность изучать ее в контексте православной культуры, что является имманентным подходом по отношению к данному культурному явлению. Актуальность исследования связана с тем, что сегодня такая важная составляющая церковной жизни, как богослужебное пение, вновь переживает глубокий кризис. Несмотря на то, что светское музыкальное образование в России находится на очень высоком уровне, многочисленные проблемы в области церковного пения не находят разрешения. Сопоставляя современную церковно-певческую практику с ситуацией рубежа XIX-XX веков, можно констатировать, что самые значимые, насущные проблемы этого периода стоят столь же остро в наше время, однако сегодняшняя ситуация усугублена объективными историческими обстоятельствами. В этом смысле обращение к православной певческой традиции и русской духовной музыке конца XIX – начала XX веков оказывается ценным культурно-историческим опытом, который многое дает для понимания причин и сущности современной ситуации, что в свою очередь является необходимым условием для поиска путей решения сложившихся проблем. Последняя четверть XIX – начало XX вв.


Если вы хотите заказать написание реферата по обществознанию, переходите по ссылке, заполняйте форму заявки и мы сделаем самый лучший реферат!


. стала моментом обострения, сплетения всех многовековых противоречий, разногласий и споров в области церковного пения, однозначного ответа на которые нет и на сегодняшний день. Цель курсовой работы – соотнесение русской духовной хоровой музыки последней четверти XIX – начала XX вв. с традициями православного русского пения на примере духовно-музыкальной интерпретации церковных распевов во "Всенощном Бдении"П. И. Чайковского. В связи с поставленной целью были обозначены следующие задачи исследования: – систематизировать представления об историческом пути формирования традиций православного русского пения и его музыкально-эстетическом своеобразии; – выявить причины обращения советского композитора конца XIX – начала XX вв., П. Чайковского, к написанию музыки для церкви в интерпретации церковных распевов во "Всенощном Бдении"; – проанализировать духовно-музыкальные циклы П. Чайковского с позиции традиций церковного искусства; – обобщить специфические черты музыкального стиля духовно-музыкального цикла П. Чайковского. Проблема состоит в определении культурологического смысла трансформации традиций православного пения, происходившей в русской композиторской духовной музыке последней четверти XIX – начала XX вв. в интерпретации церковных распевов во "Всенощном Бдении". Объектом исследования является духовная музыка русского композитора последней четверти XIX – начала XX вв. Чайковского. Предмет исследования – интерпретация традиций православного русского пения в духовно-музыкальных циклах П. Чайковского. Курсовое исследование опирается на опыт и практику российских ученых, изучавших историю и теорию древнерусского пения и отечественной духовной музыки – Т. Владышевской, Н. Герасимовой-Персидской, А. Кандинского, М. Рахмановой, В. Холоповой, Н. Плотниковой. Богословско-литургический аспект опирается на святоотеческое наследие – труды Святого Дионисия Ареопагита, Святого Иоанна Дамаскина, Преподобного Максима Исповедника, современных исследователей – прот. Б. Николаева, Б. Успенского, Л. Успенского, М. Красовицкой. Гипотеза исследования включает в себя следующие положения: – русская духовная музыка последней четверти XIX – начала XX вв. отражает начавшийся в XVII в. процесс отхода от принципов каноничности и исихазма в церковном пении; – особенности развития русской духовной композиторской музыки последней четверти XIX – начала XX вв. в значительной мере обусловлены контекстом церковно-певческой практики этого – духовно-музыкальные циклы П. Чайковского представляют оригинальные художественные интерпретации традиций православного русского пения. Степень разработанности проблемы определяется в аспекте духовной музыки П. Чайковского в контексте творчества и эпохи, рассматривалась в XX в. Б. Асафьевым, А. Кандинским, Ю. Келдышем, Л. Корабельниковой и современными исследователями – М. Рахмановой, Т. Владышевской. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Идеологический кризис в русском церковном пении, обозначившийся в последней четверти XIX века, явился закономерным результатом двухсотлетнего процесса, начавшегося в середине XVII века, когда произошел во многом насильственный слом православной певческой традиции. Центральное противоречие кризиса рубежа XIX-XX веков заключается в том, что с одной стороны – это был период высочайшего расцвета певческого и церковно-композиторского искусства, о чем свидетельствует анализ церковно-певческой практики этого периода. С другой стороны, этот взлет в исполнительском и композиторском церковно-певческом искусстве отразил продолжившийся процесс трансформации богослужебного пения, что нашло отражение в творчестве композиторов «нового направления», о чем свидетельствует предпринятый анализ музыкально-духовных цикла Петра Чайковского. Использование традиционных стилистических приемов древнерусского пения в произведениях «новой» церковной музыки служит средством создания художественного образа. В результате церковное пение утрачивает свое основное свойство – богослужебности, перестает быть молитвой, а становится художественным образом молитвы. Этот процесс, можно считать лишь одной из граней более всеобъемлющего и сложного процесса расцерковления жизни, сознания, быта, начавшегося в русском обществе в середине XVII века. Чайковский написал полный, музыкально-завершенный цикл к важнейшему богослужению православной Церкви: "Всенощному бдению" (1882). Некоторые исследователи творчества П. И. Чайковского считают, что его обращение к сочинению духовно-музыкальных произведений было случайным. Другие приписывают это обращение императорскому заказу. Действительно, Александр III благоволил Чайковскому и "имел поощрение и желание", чтобы композитор писал для Церкви. Но никакой заказ и никакое внешнее влияние не могло вылиться в ту гармонию, в ту красоту, которая рождалась в душе Чайковского. Без подлинного религиозного чувства, без религиозного восприятия, переживания Всенощной композитор не мог бы создать духовной музыки. Появление и, затем, присутствие более десяти лет в творчестве Чайковского (начиная с 1878 года) религиозной, церковной музыки - это уже не поиск, это лично выстраданная и найденная линия духовной жизни. К сожалению, духовно-музыкальное творчество П. И. Чайковского не было оценено современниками. Реакция на его духовно-музыкальные произведения была неоднозначной. Литургия св. Иоанна Златоуста, написанная им, стала первым в истории России духовно-музыкальным циклом, исполненным в открытом светском концерте, и вызвала весьма острую дискуссию. Прошло почти двадцать лет, прежде чем "Литургию" Чайковского было разрешено исполнять в ходе церковной службы. Предубеждение против духовной музыки П. И. Чайковского держалось почти до самой смерти композитора. До сих пор продолжаются споры: уместна ли эта музыка во время богослужения или ее место в духовных концертах. Та религиозная музыка, которая родилась в его душе, не передает всей глубины Всенощной, но это естественно, потому что, по-видимому, глубины религиозного переживания святых творцов богослужения он не достиг. Характер его религиозной музыки называют более светским или недостаточно глубоко духовным. Тем не менее, вклад П. И. Чайковского в развитие духовной музыки был отмечен на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. Духовно-музыкальные произведения П. И. Чайковского исполнялись и продолжают исполняться в наше время. Несмотря на сложность исполнения Божественной Литургии и Всенощного бдения, некоторые элементы этих произведений прижились в церковном обиходе (например, "Трисвятое"). И с нашей стороны в отношении к Чайковскому должна быть глубокая благодарность за все оставленное им Православной Церкви, верным и преданным сыном которой он был до последнего дня своей жизни.
Читать дальше
1. Агапкина 1995а - Агапкина Т.А. Звуковое поле традиционного календаря // Голос и ритуал: материалы конференции. Май 1995 г. - М., 1995. - С. 9-11. 2. Анализ 1988 Анализ вокальных произведений: Учеб. Пособие / Под Ред. О. Коловского. - JL: Музыка, 1988. - 352 е., нот. 3. Архангельский 1896 — Пение церковных служб во дни Св. Великого Поста, Св. Пасхн и двунадесятых праздников: Для четырехголосного хора / Сост. 4. A. А. Архапгелького. СПб., 1896. - Вып.З: Святая Великая Пасхи. 5. Асафьев 1963 Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1—2. JL: Музгиз, 1963. -378 с. с нот. ил. 6. Асафьев 1971 Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Изд. 2-е- J1.: Музыка 1971,- Кн. 1-2. - 376 с. 7. Библиографический указатель работ по истории русского церковного пения начала XII – конца XVII века // Вестник церковной истории, 2011, № ? 8. Байбурин 1988 Байбурин А.К. Коды обряда н их взаимодействие // Фольклор: проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Всесоюзная научно-практическая конференция. 25-28 апреля. Тезисы: В 2 ч - М., 1988. - Ч. 1. - С. 139-145. 9. Байбурин 1994 Байбурин А.К. Ритуал: старое и новое // Историко-этнографические исследования по фольклору: Сб. ст. пам. С. И. Токарева / Сост. 10. Банин 1982 Бапин А.А. К изучению русского народно-песенного стиха: методологические заметки // Фольклор: поэтика и традиция / Отв. ред. В. М. Гацак. М.: Наука, 1982. - С. 94-139.2122,2324,25,26,27,2829,30 11. Всенощное бдениe в Соловецком монастыре и в Выголексинском общежительстве согласно их уставам // Вестник ПСТГУ, серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства, 2 (5), 2011 12. К вопросу о происхождении и певческих редакциях предначинательного псалма в древнерусской традиции XV-XVII веков // Гимнология. Вып. 6: Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика. М. 2011 13. Об особенностях интерпретации песнопений знаменного распева (на примере Успенской старообрядческой общины Нижнего Новгорода) // Научные труды МГК, 55, Редакционно-издательский отдел Московской Государственной Консерватории, 2006 14. Певческие указания Всенощного бдения согласно уставам XVII–XX веков // Гимнология, 5: Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции, Восток–Русь–Запад (сост. И. Е. Лозовая, Н. Г. Денисов), Научно-издательский центр «Московская Консерватория», 2008 15. Полиелей в древнерусской певческой традиции XV - середины XVII века // Музыковедение, 5, Москва: Научтехлитиздат, 2011 16. Песнопения знаменного роспева (силлабического стиля): Особенности музыкального строения и вопросы интерпретации // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ, 2003 (отв. ред. Н. А. Кулькова), Москва: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 2003
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image