Вступление2
Аполлинарий ( Ересь Материальный Докетизм 4 век)3
Антиохийская школа. Несторий. Учение о Лице Господа Иисуса Христа. Учение о Деве Марии13
Александрийская школа. Кирилл18
Полемика Кирилла и Нестория25
Заключение30
Список литературы32
Вступление
В V веке на Святую Церковь обрушились новые испытания. Патриарх Константинопольский Несторий начал учить о том, что Господь вселился в человека Иисуса, и последний стал Богочеловеком, а Божия Матерь соответственно становилась из-за этого Христородицей, а не Богородицей. Данная позиция начинала набирать сильные обороты, главным образом из-за места служения Нестория и значимости данной кафедры – Патриарх Константинопольский.
И в этот сложный момент Господь являет Своего служителя, который при всех трудностях и перепитиях, сопровождавших Третий Вселенский Собор и последующие 2 года, с честью доказывает неправоту Нестория и объясняет истинное Православное учение о данном вопросе. Этим человеком становится Предстоятель Александрийской Церкви – святитель Кирилл.
Важным аспектом этой работы является то, что святитель Кирилл Александрийский был одним из первых отцов Церкви, кто составил и изложил учение о Лице Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, главным образом, выраженное в учении об образе соединения двух природ во Христе. Также стоит отметить, что Александрийский святитель является главным заступником в понимании термина Пресвятой Девы — как Богородицы.
Актуальностью данной темы, состоит в том, что многие ериси возникают именно потому, что люди не могут понять кто такой Христос. Как в Нём соединилась человеческая и Божественная природа.
Аполлинарий ( ЕресьМатериальный Докетизм 4 век)
Докетизм (от греч. dokein — «казаться») представлял собой ересь конца первого столетия, в которой утверждалось, что Иисус только казался человеком1
J.N.D.Kelly, Early Christian Doctrines, 141.
.Докетизм есть «утверждение о том, будто бы человеческая плоть Христа была фантомом и будто бы Его страдания и смерть были чистой видимостью. "Если Он страдал, то Он не был Богом; а если Он был Богом, то не страдал"»2
H. Bettensen, Documents of the Christian Church.,49
. Докетисты отрицали человеческую сущность Христа, но подтверждали Его божественную сущность.Это противоположно арианской ереси, в которой утверждалась человеческая сущность Христа, но отрицалась Его божественная сущность.Докетизм существовал уже в конце новозаветного периода, что явствует из обличения апостолом Иоанном тех, кто не исповедует «Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (1 Ин. 4:2; 2 Ин. 1:7)3
Норман Л. Гайслер, "Энциклопедия христианской апологетики"
.
Библейские возражения
Писание изобилует свидетельствами того, что Иисус Христос имел полностью человеческую сущность, так что был «искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15).В самом деле, Он назван: «человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).
У Иисуса было человеческое родословие
В Евангелии утверждается, что у Иисуса было реальное человеческое родословие, прослеживаемое вплоть до первого человека, Адама.Это можно сделать только по материнской линии, так как Он был рожден от Девы (Мф. 1:20-25; Лк. 2:1-7).Матфей прослеживает родословие Иисуса до Авраама через его формального отца, Иосифа, от которого Иисус унаследовал право на престол Давидов (Мф. 1:1).Лука же, по всей видимости, прослеживает родословие Иисуса через Марию, Его настоящую Мать, к фактически существовавшему Адаму, главе рода человеческого (Лк. 3:23-38).
У Иисуса было человеческое зачатие
Согласно рассказу Матфея, «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф. 1:20).Говоря научным языком, земная жизнь Иисуса началась так же, как у всех человеческих существ, через оплодотворение материнской яйцеклетки.Только в случае Иисуса она была сверхъестественным образом оплодотворена Святым Духом, а не человеческим семенем.
У Иисуса было человеческое рождение
Согласно рассказу Луки,...Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице [Лк. 2:4-7].
Ничего неестественного, и даже сверхъестественного, в рождении Иисуса не было.Мария перенесла девятимесячную беременность (Лк. 1:26,56,57), она испытывала родовые муки, и Иисус родился через родовые пути, как и происходят естественные роды всех человеческих существ.Лука, ссылаясь на Моисеев закон, говорит о Иисусе: младенец мужеского пола, разверзающий ложесна» (Лк. 2:23), то есть употребляет именно тот оборот, который у иудеев относится ко всякому первенцу.Это были естественные роды, только в случае Марии у нее не было повитухи, поэтому она рожала сама (Лк. 2:7).
Павел говорит о человеческом рождении Иисуса совсем просто: «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону» (Гал. 4:4). Он «родился от жены», как и все мы (1 Кор. 11:12).
Полемика свт.Кирилла Александрийского с Несторием
Моисеев В.
Эксперт по предмету «Религиоведение»