В дипломной работе рассмотрены пути совершенствование взаимодействия региональной и местной власти в формировании финансовой базы местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены теоретические аспекты финансовых основ местного самоуправления.
2. Проведен анализ взаимодействия региональной и местной власти в формировании финансовой базы местного самоуправления.
3. Рассмотрены пути совершенствование взаимодействия региональной и местной власти в формировании финансовой базы местного самоуправления.
В государствах функционирует единая финансовая система, включающая две связанные между собой подсистемы: государственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов.
Муниципальные финансы – это система экономических денежных отношений по формированию, распределению, использованию, контролю фондов денежных средств муниципального образования (включая безналичные деньги и высоколиквидные активы), предназначенных для удовлетворения потребностей данного муниципального образования и его жителей (местного сообщества).
Очевидно, что местные финансы являются ограниченной частью государственных финансов.
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Для решения задач, стоящих перед органами местного самоуправления, муниципальным образованиям должно быть гарантировано наличие определенных ресурсов, что и установлено действующим федеральным законодательством.
Формирование доходов местных бюджетов происходит из налоговых отчислений. Они перечислены в бюджетном кодексе Российской Федерации. Эти поступления разделяются на налоговые и неналоговые.
Сюда входят, таким образом, местные налоги и часть отчислений федерального и регионального бюджетов.
Существует два вида местных налогов – земельный и налог на имущество (физ. лиц). Эти поступления занимают лишь небольшую часть в объеме поступлений бюджета местного управления (12,2 процента, по данным Министерства финансов). Кроме того, огромная доля площадей земли не подлежит налогообложению (некоторые эксперты называют цифры в восемьдесят процентов), являясь собственностью государства, благодаря чему налогооблагаемая база значительно сокращается.
Самую большую часть доходной части бюджетов муниципалитетов составляет поступления, рассчитанные исходя из нормативов получения доли федеральных налогов и региональных. Объем таких поступлений составляет около шестидесяти процентов. Поскольку местный бюджет находится в прямой зависимости от бюджета федерального, самостоятельность местного бюджета находится под большим вопросом.
Самым массовым источником доходов считается федеральный налог на доходы физлиц, составляющий примерно семьдесят процентов всех поступлений бюджета. Это, в свою очередь, приводит к отсутствию стремлений к увеличению муниципалитетами налогооблагаемой базы, путем развития собственного хозяйства.
Имеется тенденция к выдаче субсидий муниципалитетам, т.е. непосредственное участие федерального бюджета в определении расходов бюджета. Кроме того, выделение этих средств приходится зачастую под конец года, когда бюджет на текущий год уже сформирован и остается ждать следующего года для пуска денег в оборот.
Неналоговые доходы местных бюджетов – состоят из доходов от использования находящегося в собственности муниципалитета имущества, продажи имущества, оказываемых различными государственными учреждениями услуг, штрафов. Наибольший процент этих поступлений формирует сдача в аренду и продажа муниципального имущества, что также является негативным моментов ввиду его ограниченности.
Государство, несмотря на такую несамостоятельность местных бюджетов, не только не берет большую часть функций управления местными образованиями, но напротив, добавляет все новые и новые обязанности к уже имеющимся, которые зачастую носят уже не местный, а федеральный характер.
Увеличивая полномочия местного самоуправления, государство тем самым обременяет его несением все новых расходов. Такими межбюджетными функциями являются улучшение условий проживания нуждающихся, согласование переделки помещений, регистрация имущества, снос домов и т.д.
На настоящий момент почти все муниципалитеты являются дотационными. В самой худшей ситуации при этом оказались села и городские поселения.
Доходы местных бюджетов не позволяют муниципальным образованиям исполнять их обязательства. Спектр полномочий за последнее время существенно расширился, соответственно, разрыв между необходимым и имеющимся в муниципальном распоряжении объемом финансовых средств увеличился.
Вызывает много вопросов не только уровень наполненности местных бюджетов, но и их структура. В 2011 году они на 2/3 состояли из субсидий, дотаций и субвенций, а местные налоги (земельный и налог на имущество физических лиц) дали не более 4% доходов. Это ориентирует муниципальных руководителей не на решение потребностей жителей, а на выстраивание «правильных» отношений с региональными чиновниками и иждивенчество. Местное самоуправление оказывается отключено от процессов управления и развития экономики территории.
Назрела необходимость изменения межбюджетных отношений в части расширения числа налогов и сборов, закрепленных за региональными и местными бюджетами для сокращения субсидий и субвенций.
Среди мероприятий, способствующих укреплению собственной финансовой базы местных бюджетов, можно выделить следующие:
1. Переход к налогообложению недвижимости, взамен существующих налогов: «на имущество физических лиц», «земельного налога» и «налога на имущество организаций», при условии рыночной оценки недвижимости и зачислении данного налога по нормативу 100 % в доходы местных бюджетов.
2. Целесообразно создать условия для эффективного использования системы самообложения населения в качестве дополнительного источника дохода местных бюджетов.
3. Важным и до настоящего времени не полностью использованным источником формирования доходного потенциала субъектов Российской Федерации и органов местного самофинансирования являются неналоговые платежи за пользование природными ресурсами.
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с законодательством РФ доходная часть бюджетов бюджетной системы РФ должна состоять из налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, кредитных ресурсов.
Основными задачами бюджетных взаимоотношений между центром и регионами являются:
? ликвидация несоответствия между объемом расходных обязательств субфедеральных органов власти и величиной закрепленных за бюджетами данных уровней доходных поступлений;
? сдерживание и сокращение уровня дифференциации регионов в плане социально-эконономического развития с целью сбалансированного экономического развития, не допускающего сильной межрегиональной социальной напряженности;
? стимулирование территориальных «налоговых усилий» (побуждать территориальные органы власти к мобилизации дополнительных бюджетных доходов на основе более полного использования и развития их собственного доходного потенциала;
? ориентация бюджетных политик территориальных властей на реализацию общегосударственных приоритетов;
? устранение недостатков налоговой системы.
Все эти задачи решаются непосредственно с помощью механизма межбюджетного выравнивания.
Основным инструментом механизма межбюджетного выравнивания (межбюджетных отношений) между федеральным центром и регионами (так же как между регионами и муниципалитетами), как уже было сказано ранее, являются межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции и т.д.).
Чтобы правильно скорректировать бюджетную политику, нужно руководствоваться прин¬ципом: за местными бюджетами закреплять те налоги, на развитие налогооблагаемой базы которых могут влиять органы местного самоуправления. Необходимо понимать, сколько средств нужно местному самоуправлению для эффективной работы.
Помимо этого, сейчас в Думе на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий введение местного налога на недвижимость взамен земельного налога и налога на имущество физлиц. Его планируется взимать на основе оценки рыночной стоимости недвижимого имущества. В результате доходы местных бюджетов увеличатся в 1,5 раза.
Также планируется расщепление доходов от транспортного налога между бюджетами субъектов России и местными бюджетами. Органы местного самоуправления в полном объеме будут получать доходы от транспортного налога, уплачиваемого физическими лицами. Поступления между типами муниципальных образований будет распределен поровну между бюджетами поселений и муниципальных районов. В то же время региональные бюджеты должны будут получать доходы от транспортного налога, уплачиваемого организациями.