Сложно себе представить наше здравоохранение без медицинских сестер. Именно они выполняют все назначения врача, их ласковое слово играет важную роль в процессе выздоровления больного.
Развитие медицинской техники, медицинских технологий и услуг, взаимоотношение между врачебным персоналом и сестринским звеном, между медицинскими работниками и пациентами - существенный стимул для проведения реформ в здравоохранении и в сфере сестринской деятельности особенно. Мир, в котором мы живем, приобрел свои очертания в результате применений человеческих знаний, накопленных за столетия. Переход России на новую ступень общественного развития требует усилия инновационной активности и нового подхода к нововведениям, соединяющим знания, умения и технику с рынком.
Наряду с совершенствованием качества подготовки специалист, преобразование сестринского дела с внедрением сестринских инноваций позволит обеспечить социальную доступность и качественно новый уровень медицинской помощи населению.
Управление качеством сестринской помощи предполагает: совершенствование управления деятельностью сестринских служб, формирование "среды" в практическом здравоохранении для работы специалистов сестринского дела.
Овладение искусством управления - сложная задача, требующая творческого подхода и постоянного самосовершенствования. Нужно вырабатывать собственный стиль управления сестринским персоналом и поощрять это у других. Пытаться проводить политику управления человеческими ресурсами, формирования производственной культуры, ориентированной на человека и предусматривающей максимальную вовлеченность персонала в дела больницы. Такой стиль существенно повышает заинтересованность персонала в результатах своей работы, мобилизует энергию людей, создаёт благоприятную психологическую атмосферу.
Правильно организованная работа является основой сохранения кадрового потенциала.
Анализ деятельности кардиологического стационара показал, что эффективность лечения на протяжении 2010-12г.г. обеспечивается в результате внедрения новых медицинских технологий, современного оборудования и повышения квалификации медицинских кадров. Однако кадровый состав в отделении сформирован не полностью, имеются 18% вакантных мест. В связи с этим нагрузка на медицинский персонал увеличивается.
Увеличение доли лиц, имеющих сертификат специалиста и квалификационную категорию, позволяет судить о повышении квалификации средних медицинских работников и уровня их профессиональной компетентности, что является предпосылками к более широкому внедрению новых медицинских технологий.
С использованием социологических методов установлено, что большинство средних медработников (87,0%) удовлетворены своей работой и заинтересованы в повышении своей квалификации.
Целью внедрения инноваций является поддержание высокого качества сестринского ухода, удовлетворенность пациентов и персонала. Основным принципом работы лечебного учреждения является непрерывное повышение квалификации путем ротации кадров. Также среди среднего медперсонала регулярно проводятся теоретические и практические учебные семинары.
Нет ни одной специальности, которая сама по себе могла бы обеспечить полный объем необходимого лечения и особое место в восстановительном лечении, какое занимает медицинская сестра.
Новыми направлениями в работе медсестер отделения кардиологии являются создание адекватной окружающей среды в зависимости от специальных потребностей пациента, психологическая и физическая помощь, обеспечение бытовой адаптации, достижение независимости больного от окружающих, обучение пациента и его родственников.
Изучение удовлетворенности пациентов кардиологического отделения позволило установить, что большинство опрошенных оценивают отношение сестринского персонала к пациентам как удовлетворительное и полностью доверяют их профессиональным знаниям и умениям. Вместе с тем, в ряде случаев пациенты отмечают несвоевременное выполнение врачебных назначений (0,7%), отсутствие информации в отношении лечебного питания и охранительного режима (7,6%), что требует принятия управленческих решений со стороны старшей медицинской сестры и заведующего отделения.
Итак, из всего вышеизложенного, можно сделать вывод:
Основными направлениями инновационного процесса в сфере сестринской деятельности на настоящий момент являются: разработка и внедрение системы управления качеством сестринской помощи, внедрение новых сестринских технологий, разработка и внедрение стандартов качества оказания сестринской помощи, повышение культуры обслуживания пациентов, проведение научно-исследовательской работы в сфере сестринской деятельности, подготовка кадрового состава, повышение профессионального уровня медицинских сестер.
В кардиологическом отделении внедряются новые технологии в лечебно-диагностическом процессе (мультидисциплинарные бригады, сестринский процесс), пациентам предоставляются новые медицинские услуги (паллиативная помощь), вносятся изменения по кадровому составу, появляются новые формы взаимодействия между пациентами и медицинским персоналом, врачами и медицинскими сестрами. Изменилась роль медицинской сестры, изменился и сам пациент.
Инновационные преобразования в сестринском деле неразрывно связаны с преобразованиями, происходящими в здравоохранении.
На данный момент в самой больнице сформировано многоуровневое медицинское образование, создана структура управления сестринским персоналом, развивается общественная профессиональная ассоциация средних медицинских работников.
Все больше медицинских сестер имеют высшее медицинское и углубленное образование по программам «Организатор сестринского дела», «Медицинская сестра кардиологии», «Анестезиология и реаниматология».
Внедряются сестринские инновации в области профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения. Медицинские сестры консультируют, обучают население само и взаимопомощи, здоровому образу жизни, уходу за пациентами.
С развитием технических средств изменились формы и виды информационного обеспечения и коммуникаций.
Основная задача главных и старших медицинских сестер отделения состоит в том, чтобы формировать у медицинских работников мотивацию инноваторов и вносить свой вклад на уровне организации работы сестринских служб. А каждая практикующая медицинская сестра может внести изменения в свою деятельность, отдавая больше времени на обучение и консультирование пациентов и их родственников, уделяя больше внимания своему профессиональному росту и получению современных знаний.
В целом можно отметить, что в кардиологическом отделении внедрены новые инновации. Это проявляется не только в автоматизации рабочего процесса, но и внедрении новых методов обучения, тестирования, ролевых игр, программ повышения квалификации.
С применением методов функционального и логического моделирования предложена модель управления сестринской службой в медицинском отделении, которая включает кадровое планирование, организацию труда среднего медицинского персонала, профессиональное обучение и развитие, мотивацию средних медицинских работников и медицинских сестер – менеджеров, контроль деятельности среднего и младшего медицинского персонала, координацию между различными звеньями управляемой системы.