ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. «Арабская весна» — приход к власти «Братьев мусульман». 3
1.1. Предреволюционная ситуация в стране 3
1.2. «Братья-мусульмане»: история образования и деятельности 7
ГЛАВА 2. Политическая деятельность «Братьев мусульман» 16
2.1. Внутренняя политика «Братьев мусульман» 16
2.2. Внешняя политика организации: смена американского вектора? 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Читать дальше
Ход политической борьбы в Египте в 2011–2012 гг. продемонстрировал, что исламисты имеют хорошие шансы сохранить доминирование в следующем парламенте. Однако важнее другое: какой станет АРЕ, когда будут сформированы все основные органы власти, действующие в соответствии с принятой конституцией? На этот счет «Братья-мусульмане» выступают с успокаивающими заявлениями.
Умеренные исламисты говорят о стремлении к демократизации Египта. Египет не пойдет по иранскому пути создания теократии. В повседневной и общественной жизни исламисты обещают не навязывать нормы шариата. В беседе с российскими журналистами в сентябре 2011 г. Мурси отмечал, что «шариат – это только общие рамки жизни, но не детализированные инструкции. Что касается деталей, то люди сами должны их определять и превращать в законы с помощью парламента»
Приведенные высказывания лидеров исламистов, с одной стороны, демонстрируют их гибкость, склонность к компромиссам и, главное, показывают, что «Братья-мусульмане» – уже не та непримиримая религиозная организация, какой ее создал Хасан аль-Банна и развивал Саид Кутб. С другой стороны, исламисты – как политики, чья идеология базируется на религии, – глубоко уверены в своей правоте, в том, что только они должны определять будущее Египта, а роль других, «заблуждающихся», должна ограничиваться конструктивной критикой.
Озабоченность вызывают несколько направлений деятельности организации. Исламисты проявляют попытки подправить совсем недавнюю историю. Указ Мурси «О защите революции» - это своего рода способ выставить «Братьев-мусульман» главными, самыми последовательными революционерами. В дальнейшем такая риторика может привести к тому, что роль либерально-демократических сил в борьбе с Мубараком будет забыта официальными властями, а Тахрир зимы 2011 г. может быть объявлен чуть ли не египетской исламской революцией.
Возможно, по вопросу о шариате «Братья» отойдут от тех мягких высказываний, которые они делают сегодня. И дело не только в их намерении устроить все по исламским законам. Со стороны значительной части египетского общества есть запрос на регулирование жизни в соответствии с религией и ее толкованием. Процесс исламизации Египта, начавшийся в 1970-е годы (отчасти при поддержке государства, пытавшегося оседлать эту волну), с приходом к власти «Братьев-мусульман» только усилится, тем более что «умеренные» будут подвергаться постоянному давлению со стороны салафитов.
после прихода к власти Мухаммед Мурси пытается изменить внешнюю политику Египта. Его главной задачей стал отход от прежнего, слишком прозападного курса Мубарака за счет расширения внешнеполитических партнеров. Помимо этого Мурси стремится вернуть Египту голос на региональной и международной арене и действовать более самостоятельно.
Вместе с тем экономические трудности и зависимость от внешней помощи вынуждают новые египетские власти сохранять преемственность прежнего внешнеполитического курса. Стабилизация экономической ситуации необходима «Братьям-мусульманам» прежде всего для удержания власти. Практикой успешного управления «Братья» должны продемонстрировать несостоятельность упреков в их неспособности руководить Египтом.
Попытки Мурси проявить самостоятельность в выборе новых союзников или пересмотреть региональный статус-кво скорее всего будут продолжены. Однако они будут носить символический характер и нацелены на внутреннюю аудиторию. Установка на партнерство с США, сохранение кэмп-дэвидской системы и сдержанность в отношении Израиля обусловлены в значительной мере внутренними египетскими реалиями.
Читать дальше
1. Воропаев Василий. «Арабская весна» или «исламистская зима»? К итогам Грецлийской конференции («израильского Давоса») // Российская газета, 04.02.2012.
2. Игнатенко А.А. Одноразовая демократия для Египта // НГ-Религии, 18.01.2012. Коммерсантъ, 08.11.2011.
3. Кудряшова И.В. Внутренние и внешние факторы современных общественно-политических трансформаций в арабском мире. Расширенные тезисы доклада на заседании Ученого совета ИНИОН РАН, 24 ноября 2011 г. – http://www.inion.ru/files/File/inion_2011_11_24_kudryashova.pdf
4. Попов В.В. Исламисты у власти // Независимая газета, 14.08.2012.
5. Долгов Б.В. «Арабская весна»: итоги и перспективы // Фонд исторической перспективы, 19.04.2012. - http://perspektivy.info/oykumena/vostok/arabskaja_vesna_itogi_i_perspektivy_2012-04-19.htm
6. Parties and Alliances. – http://egyptelections.carnegieendowment.org/category/political-parties
7. «Братья-мусульмане» не будут выдвигать кандидата в президенты Египта // РИА «Новости», 10.03.2011. – http://ria.ru/interview/20110310/344625655-print.html?ria=ioks39laokab5q02ieedl12boq08ftq4
8. «Братья-мусульмане»: мы готовы разъяснить свое видение будущего Египта // РИА «Новости», 23.09.2011- http://ria.ru/interview/20110923/442414470.html#ixzz2IYlqsM5t
Читать дальше