Введение 2 Глава 1. Теоретический анализ процесса развития воображения и творческих способностей младших школьников. 4 1.1. Понятие «воображение» и его виды 4 1.2. Психологическая сущность понятия «творческие способности» 8 1.3. Роль творческого воображения на уроках изобразительного искусства 14 1.4.Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства 15 Выводы по главе 17 Глава 2. Эмпирическое исследование процесса развития творческого воображения и творческих способностей младших школьников 18 2.1. Организация, проведение и описание результатов констатирующего эксперимента 18 2.1.1. Организация констатирующего эксперимента 18 2.1.2. Общая характеристика класса 19 2.1.3. Методика обследования развития творческого воображения и творческих способностей 20 2.1.4. Описание результатов исследования 21 2.2. Разработка программы по развитию творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО 24 Выводы по главе 26 Заключение 27 Список использованной литературы 29 Приложение 1 32 Приложение 2 33

Развитие воображения и творческих способностей на уроках ИЗО.

курсовая работа
30 страниц
60% уникальность
2013 год
122 просмотров
Сарафанова А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. Теоретический анализ процесса развития воображения и творческих способностей младших школьников. 4 1.1. Понятие «воображение» и его виды 4 1.2. Психологическая сущность понятия «творческие способности» 8 1.3. Роль творческого воображения на уроках изобразительного искусства 14 1.4.Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства 15 Выводы по главе 17 Глава 2. Эмпирическое исследование процесса развития творческого воображения и творческих способностей младших школьников 18 2.1. Организация, проведение и описание результатов констатирующего эксперимента 18 2.1.1. Организация констатирующего эксперимента 18 2.1.2. Общая характеристика класса 19 2.1.3. Методика обследования развития творческого воображения и творческих способностей 20 2.1.4. Описание результатов исследования 21 2.2. Разработка программы по развитию творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО 24 Выводы по главе 26 Заключение 27 Список использованной литературы 29 Приложение 1 32 Приложение 2 33
Читать дальше
Давно известно, что для развития творческих способностей и творческого воображения наиболее перспективным является школьный возраст. Именно в этом возрасте начинают активно развиваться большинство психических процессов, которые взаимосвязаны с воображением. Среди них: развитие мышления, памяти, внимания, речи и восприятия.По мнению многих отечественных психологов, данные психические явления возникают и формируются в процессе разнообразных видов деятельности ребенка, к которым относятся игры, учеба,физический труд и общения с окружающими. Именно поэтому необходимо для нормального развития названных процессов приобщить ребенка к активной деятельности, какой и выступает изобразительное искусство. В формировании творческого воображения ведущая роль отводиться творческой деятельности. Этим обусловлена актуальность выбранной темы исследования. Под творчеством учащихся понимается процесс поиска решения поставленных перед ними задач. В занятиях по изобразительному искусству заложены все предпосылки для развития творчества. Каждый педагог, который имеет целью развить творческое воображение и творческие способности учащихся, должен подходить к проведению занятий нетрадиционно.


Если вам понадобилось заказать контрольную в Тюмени , зайдите на сайт Work5.


. Кроме привычных обучающих методов необходимо использовать развивающие. Разнообразныеформы работы стимулируют школьников к творческомудобыванию и применению знаний и умений. С точки зрения педагогической психологии наиболее актуален вопрос о формировании творческого воображения и творческих способностей именно для детей начальной школы как первой ступени среднего образования. И поэтому приходим к выводу, что вопросы творчества приобретают все большее значение в системе художественного образования, а также образования в целом. Таким образом, объектом исследования курсовой работы является развитие творческого воображения и творческих способностей. Предмет – процесс развития творческого воображения и творческих способностей у младших школьников. Цель курсовой работы – выявить влияние организованных уроков на развитие творческого воображения и творческих способностей младших школьников. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач: -дать определение понятию «воображение» и рассмотреть основные виды; - выявить психологическую сущность понятия «творческие способности»; - изучить формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства; - организовать и провести эмпирическое исследование, обработать полученные результаты. Для проведения данного исследования использовались следующие методы позволяющие собирать и обрабатывать полученную информацию: - анализ; - изучение публикаций и статей; -диагностика. Теоретико-методологическоеоснованием работы являются положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих вопросыразвития творческого воображения и творческих способностей детей. Практическая значимость. Материалы данной курсовой работы могут быть использованы в работе практикующих воспитателей, педагогови психологов. Глава 1. Теоретический анализ процесса развития воображения и творческих способностей младших школьников. Понятие «воображение» и его виды По предложенной Л.С. Выготским периодизации психического развития,в младшем школьном возрастецентральным психическом процессом являетсявоображение.Процесс формирования воображения происходит посредством игры, обучения и межличностного общения. На протяжении долгого времени в психологической теории сохранялось мнениео том, что воображение дается ребенку изначально, с возрастом заменяется рациональными элементами иугасает.Авторами данного предположенияявляютсяВ. Штерном и Д. Дьюн. Л.С. Выготскийв своих, рассуждениях опровергает такую точку зрения, обосновывая ее несостоятельность тем, что, образы воображения могут возникать только в процессе реальной жизни. Опыт ребенка в таком аспекте никак не может быть богаче взрослого человека. Просто ребенок, не имея понятия о некоторых явлениях, по-своему объясняет их. Такие объяснения обычно кажутся неожиданными и оригинальными. [2, c.73] С момента поступления ребенка в школу, его основной деятельностью становится учеба. В процессе обучения происходит развитие всех психических процессов. В младшем школьном возрасте воображение носит произвольный характер.Это проявляется в способности сознательно, поставит цель, находить пути и средства ее достижения. Кроме того, ребенок постепенно учиться планировать мысленно свои действия. Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Отечественные психологи считают, что, воображение отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность, вероятность. Посредством воображения человек пытается за рамки имеющегося опыта, и как следствие имеет возможность находить множество вариантов решения любой задачи. Комбинируя в уме различные элементы прошлых знаний и опыта, человек подбирает, вероятноправильный исход ситуации.[17, c.114] Исходя из вышесказанного, воображение представляет собой психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специальной форме – объективно или субъективно нового,созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения.

Читать дальше
В данной работе были исследованы особенности развития воображения и творческих способностей младших школьников. Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Отечественные психологи считают, что, воображение отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность, вероятность. Посредством воображения человек пытается за рамки имеющегося опыта, и как следствие имеет возможность находить множество вариантов решения любой задачи. Комбинируя в уме различные элементы прошлых знаний и опыта, человек подбирает, вероятноправильный исход ситуации. Воображение имеет тесную связь со всеми психическими процессами, каждый из которых является целостным компонентом единой познавательной деятельности. Творческого воображения играет важную роль на уроках изобразительного искусства. И развитие творческого воображения является одной их главных задач в системе эстетического обучения, т.к. рисунок является источником творческой деятельности. Творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности. Уроки изобразительного искусства у младших школьников должны иметь творческий характер. При целенаправленных учебных занятиях творческое воображение и творческие способности развиваются эффективнее и активнее. При грамотном использовании педагогом описанных методов, приемов работа с детьми на уроках изобразительного искусства будет иметь хороший результат. Экспериментальная часть данной работыосуществлялась на баземуниципальногобюджетного учреждения МОУ«Томская средняя школа№4 им.И.С.Черных», города Томска. В образовательном учреждениибыли исследованыдетимладшего школьного возраста третьих классов. Всего было обследовано28детей 3 «а» класса в возрасте 8-9лет.Все дети обучаются по общей программе. На основании полученных в результате теоретико-экспериментального исследования данных можно сформулировать следующие выводы: В процессе диагностики развития творческого воображения младших школьников установленоналичие в равной мере высокого и среднего уровня развития творческого воображения и творческих способностей. Имеется небольшой процент детей с низким уровнем развития творческого воображения. На основе результатов исследования были разработанырекомендации по повышению и развитию творческого воображения и творческих способностей. (Приложение 2), которые было предложено провести на уроках изобразительного искусства. Анализ полученных результатов показал, что существует необходимость дальнейшего повышения уровня развития творческого воображения и творческих способностей учащихся младших классов. Таким образом, цель нашей работы достигнута, основные задачи решены.
Читать дальше
Харламов М.Ф. Педагогика / М.Ф. Харламов. - Мн.: Университетское, 2001.-45-49с. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активностькак проблема творчества / Д.Б. Богоявленская.- Ростов-на-Дону, 1983.- 274с. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детскомвозрасте/Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968.-224с. Введение в педагогическую деятельность/ А.С.Роботова, Т.В.Леонтьев. - М.: Издательский центр «Академия»,2000.-208с. Выготский Л.С. Лекции по психологии/ Л.С. Выготский. – СПб.:Союз, 1997. ГликманИ.З. Теория и методика воспитания /И.З.Гликман. – М.: Владос, 2002.-176с. Дубровина, И.В. Психология /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. – М.: Академия,2000-464 с. КоджаспироваГ.М., Педагогический словарь / Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- М.: Академия, 2000.- 176с. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей/ Т.С. Комарова. - М.: Владос, 1999. Лихачев, Б.Т. Педагогика /Б.Т.Лихачев. – М.: Юрайт, 1999.-514-515с. Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка / М.Р. Львов// Начальная школа - 1993.- № 1.- С. 21-26. МолякоВ.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В.А. Моляко// Вопросы психологии - 1994. - № 5. - С. 86-95. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. – М.: Академия, 1999.-544 с. НемовР.С. Психология В 3-кн. Кн. 2: Психология образования/ Р.С.Немов. - М.: ВЛАДОС, 1995.-496с. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся / А.В. Никитина// Начальная школа - 2001. - № 10.- С. 34-37. Общие основы психологии.- М.:Владос, 2003. Обухова Л.Ф Возрастная психология. Учебное пособие/ Л.Ф. Обухова.- М.:Педагогическое общество России, 2000. ОвчароваР.В. Практическая психология в начальной школе /Р.В.Овчарова– М.: Педагогика, 1996.-326с. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы /И.П.Подласый.-М.:Владос,2000.-176 с. Психология личности и деятельности школьника/ Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Педагогика, 1975. Психологические исследованиятворческой деятельности/ Отв. ред. О.К. Тихомиров. - М.: Наука, 1975. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе / А.И. Савенков// Начальная школа - 2000. -№ 12. - С. 101-108. СмирноваЕ.О. Психология ребенка /Е.О.Смирнова. – М.: Школа – Пресс, 1997.-38-41с. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов.-М., 1997.-204 с. Шумакова Н.Б. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренсау младших школьников / Н.Б. Шумакова, Б.И.Щебланова, Н.П. Щербо// Вопросы психологии - 1991.- № 1.- С. 27-32. Хрестоматия по возрастной психологии: Младший школьный возраст/Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999.-246с. ЭльконинД.Б. Детская психология: развитие ребенкаот рождения до семи лет/Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика,1999.-274с. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е.Л. Яковлева//Вопросы психологии - 1994.- № 5-С.37-42. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника / Е.Л. Яковлева// Вопросы психологии - 1999.- № 3.- С. 28-34 Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника / М.Г. Яновская- М.: Просвещение, 1974. Приложение 1 Тест Е.Торренса«Закончи рисунок» [-- Image: Рисунок 2 --]Образец задания Приложение 2Программа развития творческого воображения и творческихспособностей младших школьников Цель программы: повышение уровня развития творческого воображения и творческих способностей младших школьников науроках изобразительного искусства Условиями реализации программы являются наличие учебного класса, дидактического материала и оборудования, соответствующего тематике занятий. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом из расчета 45 минут для класса1 раз в неделю. № занятия Направление работы 1 Урок пальчиковой живописи. Ребенку предлагается с помощью красок и пальца нарисовать рисунок 2 Урок по развитию воссоздающего воображения. Задания: - “Преврати фигуру” -“Дополни детали” 3 Урок по развитию воображения способом рисованиямузыкальных произведений. Детям дают послушать композицию, и предлагается нарисовать все, что они представляли в момент прослушивания. - «Что изобразил композитор с помощью музыкальных звуков?» 4 Урок рисования по мокрому листу. Предлагается нарисовать дождь, туман, морской пейзаж. 5 Урок «дидактические игры» - «Дорисуй картинку» - «Найди тень предмета» - «Рисуем настроение» 6 Урок рисования ладошками. Налистбумаги обводимсобственнуюладошку.Затемпредлагаемдетямпофантазироватьидорисоватьладошку,чтобыполучилсякакой-то образ. 7 Урок – создание проекта. Ученикам дается задание разработать плакат на определенную тему «спорт», «здоровье» и т.д. 8 Урок с использованием метода «набрызг» Для этой работы используются: зубная щетка, или кистьсжесткойщетиной, акварельные и гуашевые краски, засушенные листья либо какие-то предметы. Набумаге располагаем несколько засушенных листьев, обмакиваем кисть в густую гуашь и наносим ее на щетку. Проводим карандашом или пальцем по щетинкам, направляем брызги равномерно на лист бумаги, затем аккуратно убираем предмет и видим, что остаетсячеткий контур на фоне цветного напыления.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image