Содержание Введение Глава 1. Программная музыка, определение и суть. Глава 2. Программная музыка в России. Заключение Список литературы

Программная музыка

реферат
Культура
15 страниц
77% уникальность
2013 год
188 просмотров
Кривоспицкий А.
Эксперт по предмету «Музыка»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Содержание Введение Глава 1. Программная музыка, определение и суть. Глава 2. Программная музыка в России. Заключение Список литературы
Читать дальше
Введение Как вы думаете, чем отличается фортепианный концертЧайковского от его же симфонической фантазии "Франческа да Римини"?Конечно, вы скажете, что в концерте солирует фортепиано, а в фантазии егонет вовсе. Может быть, вы уже знаете, что концерт – произведениемногочастное, как говорят музыканты - циклическое, а в фантазии всего одначасть. Но сейчас нас интересует не это. Вы слушаете фортепианный или скрипичный концерт, симфонию Моцарта илисонату Бетховена. Наслаждаясь прекрасной музыкой, вы можете следить за ееразвитием, за тем, как сменяют одна другую разные музыкальные темы, как ониизменяются, разрабатываются. А можете и воспроизводить в своем воображениикакие-то картины, образы, которые вызывает звучащая музыка. При этом вашифантазии наверняка будут отличаться от того, что представляет себе другойчеловек, слушающий музыку вместе с вами.


Заказать решение задач по экономике на заказ сохранит вам уйму времени, которое вы можете потратить на более интересные вещи. Доверьте решение задач Work5!


. Конечно, не бывает так, чтобы вамв звуках музыки почудился шум битвы, а кому-то другому – ласковая колыбельная. Но бурная, грозная музыка может вызвать ассоциации и сразгулом стихии, и с бурей чувств в душе человека, и с грозным гуломсражения... А во "Франческе да Римини" Чайковский самим названием указал точно, чтоименно рисует его музыка: один из эпизодов "Божественной комедии" Данте.В этом эпизоде рассказывается, как среди адских вихрей, в преисподней,мечутся души грешников. Данте, который спустился в ад, сопровождаемый теньюдревнеримского поэта Вергилия, встречает среди этих несомых вихрем душпрекрасную Франческу, которая рассказывает ему печальную историю своейнесчастной любви. Музыка крайних разделов фантазии Чайковского рисуетадские вихри, средний раздел произведения -- горестный рассказ Франчески. Существует много музыкальных произведений, в которых композитор в той илииной форме разъясняет слушателям их содержание. Так, свою первую симфониюЧайковский назвал "Зимние грезы". Первой ее части он предпослал заголовок"Грезы зимней дорогой", а второй -- "Угрюмый край, туманный край". Берлиоз, кроме подзаголовка "Эпизод из жизни артиста", который он далсвоей Фантастической симфонии, еще очень подробно изложил содержание каждойиз ее пяти частей. Это изложение по характеру напоминает романтическуюновеллу. И "Франческа да Римини", и симфония "Зимние грезы" Чайковского, иФантастическая симфония Берлиоза - примеры так называемой программноймузыки. Вы, наверное, уже поняли, что программной музыкой называется такаяинструментальная музыка, в основе которой лежит "программа", то естькакой-то совершенно конкретный сюжет или образ. Программы бывают различными по своему типу. Иногда композитор подробнопересказывает содержание каждого эпизода своего произведения. Так,например, сделал Римский-Корсаков в своей симфонической картине "Садко"или Лядов в "Кикиморе". Бывает, что, обращаясь к широко известнымлитературным произведениям, композитор считает достаточным лишь указатьэтот литературный источник: имеется в виду, что все слушатели хорошо егознают. Так сделано в "Фауст-симфонии" Листа, в "Ромео и Джульетте"Чайковского и многих других произведениях. Встречается в музыке и программность иного типа, так называемая картинная,когда сюжетная канва отсутствует, а музыка рисует один какой-то образ,картину или пейзаж. Таковы симфонические эскизы Дебюсси "Море". Их три:"От зари до полудня на море", "Игра волн", "Разговор ветра с морем". А "Картинки с выставки" Мусоргского потому так и называются, что в нихкомпозитор передал свое впечатление от некоторых картин художника Гартмана. Если вы еще не слышали этой музыки, постарайтесь непременно познакомиться сней. Среди картинок, вдохновивших композитора, - "Гном", "Старыйзамок", "Балет невылупившихся птенцов", "Избушка на курьих ножках","Богатырские ворота в древнем Киеве" и другие характерные и талантливыезарисовки.

Читать дальше
Заключение Таким образом, музыка обладает способностью выражать определенные настроения людей и изображать многие действия, явления окружающего нас мира: пение птиц, движение волн, тиканье часов, эхо, стук колес, капли дождя и т. д. и т. п. Поэтому еще в древности, а в новое время - с начала XVIII века - появлялись произведения, озаглавленные теми образами и сюжетами, которые представлял композитор, сочиняя музыку. Такие сочинения называются программными. И композиторы, и исполнители, и слушатели любят программную музыку, таких произведений существует великое множество. Только не надо думать, что программная музыка более содержательна и доступна, чем музыка непрограммная. Композитор не может сочинять, думая лишь о нотах. Его мысли, чувства, воображение представляют вполне конкретные образы. Другое дело, что музыка инструментальная, без текста - всегда чем-то загадочна. Никто, даже сам композитор, не может в словах подробно выразить ее содержание. И славу богу. Иначе это перестало бы быть музыкой. "Музыка начинается там, где кончаются слова", - сказал Роберт Шуман. Поэтому даже слушая программную музыку, не пытайтесь во что бы то ни стало представить именно то, что есть в названии. Больше доверяйте собственным чувствам и ассоциациям. Это может показаться парадоксальным, но во многих случаях, и даже в большинстве, композитор сначала пишет музыку, а уж потом придумывает ей программное название.
Читать дальше
Список литературы: 1. Чайковский П. И., Письма к H. P. фон-Мекк от 17 февраля/1 марта 1878 и 5/17 декабря 1878; 2. Чайковский П. И., Переписка с Н.Ф.фон-Мекк, т. 1, М.-Л., 1934, то же, Полн. собр. соч., т. VII, М., 1961 с. 124-128, 513-514; его же, О программной музыке, М.-Л., 1952; 3. Кюи Ц. A., Русский романс. Очерк его развития, СПБ, 1896, с. 5; 4. Ларош, Нечто о программной музыке, "Мир искусства", 1900, т. 3, с. 87-98; его же, Предисловие переводчика к книге Ганслика "О музыкально-прекрасном", Собр. муз.-критич. статей, т. 1, М., 1913, с. 334-61; его же, Один из противников Ганслика, там же, с. 362-85; 5. Стасов В. В., Искусство в XIX веке, в кн.: XIX век, СПБ, 1901, то же, вего кн.: Избр. соч., т. 3, М., 1952; 6. Ястребцев В. В., Мои воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, вып. 1, П., 1917, Л., 1959, с. 95; 7. Шостакович Д., О подлинной и мнимой программности, "СМ", 1951, No 5; 8. Бобровский В. П., Сонатная форма в русской классической программной музыке, М., 1953 (автореферат дисс.); 9. Сабинина М., Что такое программная музыка?, "МЖ", 1959, No 7; 10. Арановский М., Что такое программная музыка?, М., 1962; 11. Tюлин Ю. Н., О программности в произведениях Шопена, Л., 1963, М., 1968; 12. Хохлов Ю., О музыкальнойпрограммности, М., 1963; 13. Ауэрбах Л., Рассматривая проблемы программности, "СМ", 1965,
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image