Содержание 2 Введение 3 1 Социальные действия и их смыслы в социологии М. Вебера. Понятие понимания 4 1.1 Социальные действия 4 1.2 Осмысленность и рациональность, как основные характеристики смыслов социальных действий 11 1.3 Понятие понимания 12 2 Понятие идеального типа деятельности. Классификация социальных действий в социологии М. Вебера 19 2.1 Идеальный тип деятельности 19 2.2 Принцип единства «смысловой адекватности» и «каузальной адекватности» 22 2.3 Классификация социальных действий по степени рациональности 27 Заключение 34 Список литературы 35

Понятие рациональности в социологической теории

курсовая работа
Социология
25 страниц
Оригинальность: нет данных
2013 год
73 просмотров
Петров В.
Эксперт по предмету «Экономическая социология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Содержание 2 Введение 3 1 Социальные действия и их смыслы в социологии М. Вебера. Понятие понимания 4 1.1 Социальные действия 4 1.2 Осмысленность и рациональность, как основные характеристики смыслов социальных действий 11 1.3 Понятие понимания 12 2 Понятие идеального типа деятельности. Классификация социальных действий в социологии М. Вебера 19 2.1 Идеальный тип деятельности 19 2.2 Принцип единства «смысловой адекватности» и «каузальной адекватности» 22 2.3 Классификация социальных действий по степени рациональности 27 Заключение 34 Список литературы 35
Читать дальше
Введение Время деятельности Вебера — особый период в развитии немецкой мысли. Это период, когда было введено понятие рациональности, которое призвано было заменить гегелевское понятие "Разума" с большой буквы. Произошла, если угодно, замена "Божественного разума" на разум человеческий, сведенный к простой способности индивида поступать целесообразно, пребывая в здравом уме и твердой памяти. И это надо особенно отчетливо себе представлять, когда мы говорим о рациональности как ценности. Понятие рациональности вышло на передний план, по выражению М. Хоркхаймера, в эпоху "помрачения разума". И вот для того, чтобы спасти "сухой остаток", сохранившийся после далеко зашедшей позитивистской секуляризации "Разума", Вебер и предлагает "ценностно-нейтральное" понятие рациональности. Это был конец просветительски обожествленного разума. Того самого прогрессирующего разума, который, по Гегелю, толкает в спину человечка, хитроумно ведя его "куда следует". У Маркса он берет этого же человечка за шиворот и тащит его "куда надо".


Если вам нужна дипломная работа на заказ цена в Кемерово приятно удивит. Закажи на Work5.


. В результате происходит тоже самое: прогресс Разума ведет человечество прямехонько к "Социократии" (идеал О. Конта). Везде один и тот же тип прогрессистского сознания, где разум действительно фигурировал как высшая ценность. Его ли прославлять нам сегодня? Что же касается М. Вебера, то он стремился, прежде всего (и в этом его решающее отличие от Хабермаса) сделать необходимые выводы из неизбежного, по его мнению, процесса секуляризации Разума. Прогресс рациональности заменивший доминирование Разума не обещает человеку, по Веберу, ничего "хорошего", то есть "ценного". Единственное, что он обещает с несомненностью — это универсальную рационализацию, предполагающую, между прочим, и тенденцию к "универсальной бюрократизации". И единственное, что еще остается людям, так это — по возможности ограничивать этот процесс. Ограничить рациональность, чтобы оставить место для свободы. Отсюда и веберовская типология человеческих действий (поведения). Цель данной работы – рассмотреть понятие рациональности в социологической теории. Для достижения заданной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1) Изучить социальные действия и их смыслы в социологии М. Вебера. А так же ознакомится с понятием понимания; 2) Рассмотреть понятие идеального типа деятельности и классификацию социальных действий по рациональности в социологии М. Вебера.

Читать дальше
Заключение Итак, теория понимающей социологии Вебера не лишена противоречий и двусмысленностей. Это касается прежде всего концепта «понимания», который амбивалентно трактуется Вебером то как «интерпретация смыслов» наблюдаемого социального действия (герменевтическая парадигма), то как «каузальное объяснение» мотивов актора (естественнонаучная парадигма). То же касается классификации идеальных типов, которые у Вебера плавно флюктуируют от жесткой рациональности к полной иррациональности. Однако последнее замечание не может быть поставлено в вину Веберу, ибо в самой повседневной жизни существует многообразие различных установок и способов действий людей. Конкретные субъекты в разных условиях осуществляют свои действия с различной степенью осмысленности, в которых могут присутствовать в «перемешанном» виде элементы и рациональности, и аффективности, и традиционности. Ограниченность своей классификации прекрасно понимал сам автор понимающей социологии, указывая, что «сама эта классификация, конечно, не исчерпывает типы ориентации действия; они являют собой созданные для социологического исследования понятийно чистые типы, к которым в большей или меньшей степени приближается реальное поведение или – что встречается значительно чаще – из которых оно состоит» [1, с. 630]. Другими словами, идеальные типы – это всего лишь теоретические идеализации (свойственные всем наукам), оправданность которых следует каждый раз проверять в эмпирических наблюдениях. В любом случае смысл деятельности актора, раскрываемый наблюдателем, является его собственной конструкцией, претендующей лишь на правдоподобие, а не имманентным смыслом самого действующего субъекта.
Читать дальше
Список литературы 1. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. – М. : Прогресс, 1990. 2. Кравец А. С. Три пардигмы смысла / А. С. Кравец // Вестник МГУ. Сер.Философия. – 2004. – № 6. 3. Сёрль Дж. Рациональность в действии / Дж. Сёрль. – М. : Прогресс-Традиция, 2004. 4. Бергер П. Социальное конструирование реальности : трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. – М. : Academia-Центр, МЕДИУМ, 1995. 5. Гайденко П. П. Социология Макса Вебера / П. П. Гайденко // Вебер М. Избранные произведения. – М. : Прогресс, 1990.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image