Введение3
Глава 1. Обоснование для инвестирования средств в развитие транспортно-логистическую инфраструктуру4
1.1Характеристика транспортной системы России4
1.2Проблема выбора места расположения логистического распределительного центра12
Глава 2. Формирование транспортно-логистической инфраструктуры в России24
2.1 Выбор места размещения логистических центров24
2.2 Анализ спроса и предложения на рынке транспортно-логистических услуг России35
2.3 Оценка выгоды в условиях формирования транспортно-логистической инфраструктуры44
Заключение47
Список использованных источников50
Приложение54
Читать дальше
Опыт развитых стран доказывает, что инвестиции в транспортную инфраструктуру являются одним из наиболее эффективных инструментов ускорения экономического роста, развития новых рынков, формирования новых возможностей для повышения инвестиционной, деловой и социальной активности в обществе.
Для ускорения экономического роста страны вся инфраструктура в целом должна получить опережающее динамичное развитие в части расширения транспортных сетей, модернизации существующей материально-технической базы и качественного повышения транспортной обеспеченности страны.
Сегодня, в условиях динамичного развития рыночных отношений и роста показателей экономики РФ, ограниченность ресурсов, конкуренция и другие факторы все больше заставляют компании повышать свою эффективность, усиливается значение логистического подхода к построению бизнес-процессов и управлению ими. Современные схемы организации снабжения и сбыта могут включать такие элементы, как логистические распределительные центры (РЦ). Эффективность функционирования таких логистических цепочек все больше находит подтверждение в мировом и российском опыте. В связи с этим проблема выбора места размещения распределительного центра и, тем более, построения сети РЦ становится сегодня одной из актуальнейших для многих участников развивающегося логистического рынка в России. Разработка методики, позволяющей облегчить задачу выбора места размещения РЦ с достаточной точностью для принятия управленческого решения, имеет высокую научно-практическую значимость, является актуальной для современных ученых-логистов.
Формирование транспортной инфраструктуры мирового уровня с целью ускорения товародвижения и повышения конкурентоспособности транспортной системы РФ является стратегическим направлением развития страны. Ключевым моментом в данном вопросе является наличие развитой сети логистических центров. Мировой опыт свидетельствует, что создание эффективной транспортно-логистической системы практически невозможно без поддержки госаппарата. В рамках государственно-частного партнерства при формировании логистических комплексов государство должно взять на себя роль координатора распределения логистических объектов, а также часть финансовых затрат в подготовке земельного участка, обеспечения транспортной инфраструктуры объекта, тем самым снизить инвестиционный риск для частных предприятий. Для выбора оптимальных мест размещения логистических центров необходимо совершенствование научно-методических основ развития транспортно-логистической инфраструктуры. При этом разработку методических положений необходимо осуществлять с учетом специфики РФ, факторов спроса на рынке транспортно-логистических услуг, показателей конкурентоспособности региона, а также динамики развития субъекта страны.
Анализ факторов спроса показал, что динамичное развитие торговли, увеличение объемов перевозки грузов, особенно внешнеторговых, которые следуют в регионы страны, стало основой для повышения спроса на весь комплекс транспортно-логистических услуг. Немалую роль в этом сыграл активно идущий процесс глобализации рынка, сопровождающийся приходом на региональные рынки западных компаний, в технологические цепочки которых вовлечены интенсивные грузоперевозки. Существующие региональные диспропорции предложения и спроса на рынке транспортно-логистических услуг приводят к проблемам в системе товародвижения, доля транспортных затрат в конечной цене товара составляет в России 15-20% против 7-8% в странах с развитой рыночной экономикой. Для устранения диспропорций в развитии регионов, а также более эффективного продвижения грузопотоков необходимо создание сети транспортно-логистических центров. В настоящее время строительство логистических комплексов осуществляется силами логистических операторов, которые при выборе мест расположения в силу высокого инвестиционного риска руководствуются быстротой окупаемости проекта без учета региональных факторов спроса и их взаимовлияний.
Недостаточный уровень как теоретического, так и практического решения вопроса размещения логистических центров обусловливает необходимость изучения закономерностей их расположения в России и за рубежом, анализа существующих методик решения этой задачи с последующей разработкой на основе комплексного исследования региональных факторов и мировых тенденций научно-методических ос основ по развитию и формированию транспортно-логистического сети.
Стоит также отметить, что правительством России совместно со странами, входящими в группу АТЭС была разработана инвестиционная программа создания транспортно-логистической системы в России с тем, чтобы сэкономить средства на доставке импортных и экспортных грузов. Предварительная стоимость проекта составляет 20-30 млрд. долл. США, а экономия может составить до 600 млрд. долл. США. Таким образом, несмотря на сложности развития транспортно-логистической инфраструктуры в России ее инвестирование является необходимым и выгодным мероприятием.
Читать дальше
1. Бродецкий Г.Л. Применение метода аналитической иерархии для оптимизации места расположения регионального распределительного центра / Г.Л. Бродецкий, П.А. Терентьев П.А // Логистика и управление цепями поставок. – 2010. – №6, 2010. – С.26-34.
2. Васильев В. Развитие автомобильного транспорта - мнения сторон // Автомобильный транспорт. 2009. - N 5. - С. 32-35.
3. Всероссийский круглый стол Формирование транспортной стратегии России до 2030года (материалы к обсуждению) // Официальный сайт Министерства Транспорта РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrans.ru/.
4. Выхристюк А., Фатеева К. Будущее логистики – в альянсах между игроками, РЖД-Партнер, №21 (145), 2011.
5. Гавришев С.Е., Дудкин Е.П., Корнилов С.Н., Рахмангулов А.Н., Трофимов С.В., Транспортная логистика: Учеб. пособие. – С-Пб.: ПГУПС, 2010. – 279 с.
6. Доклад Министра транспорта РФ И. Левитина «Современное состояние и перспективы развития Российской инфраструктуры» 28 марта 2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mintrans.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=15890.
7. Жуманиязов Н. Мировая практика создания мультимодальных логистических центров и возможности ее применения в условиях центральной Азии// Информационный портал политических исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cps.uz/ rus/analitics/publications.
8. Закон РФ О федеральном железнодорожном транспорте от 25.08.95 153-ФЗ.
9. Кайгородцев А.А., Рахмангулов А.Н. Применение имитационного моделирования в предпроектной оценке варианта размещения распределительного центра продукции промышленного предприятия // Имитационное моделирование. Теория и практика: Сборник докладов 4-й все-росс. науч.-практ. конф. по имитац. моделир. и его примен. в науке и промышл., том II. - С-Пб.: ЦТСиС, 2009. - С. 90 - 95.
10. Логистический форум Консолидация сильнейших. Эффективность антикризисных мер// Департамент Консалтинга РосБизнесКонсалтинг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://consulting.rbc.ru/news/03/07/2009/13365.shtml.
11. Овчаренко Н., Титюхин Н. Кооперация – основа становления рынка транспортно-логистических услуг// Информационный портал о логистике. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.loglink.ru.
12. Основные направления стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года. Проект 22.05.07.
13. Отраслевой аналитический обзор «Распределительные центры торговых сетей FMCG РФ» // Информац. агенство INFOLine. [Электрон-ный ресурс]. - Режим доступа: http://www.infoline.spb.ru/ services/4/katalog/page.php?issled=19.
14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru.
15. Попов Г. Транспорт. Вместе или вместо? // Автомобильный транспорт. 2010. - N 2. - С. 24-26.
16. Саати Томас Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети. Пер. с англ. / Науч. ред. А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 360 с.
17. Савенко С.В. Развитие транспортно-логистических центров в европейском регионе// Национальная библиотека Украины им. В.И. Вер-надского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nbuv.gov.ua/ portal soc_gum/Prvs/2009_1/0442.pdf.
18. Самойлов И. Рекомендации приняты. Что дальше? // Автомобильный транспорт. 2010. - N 12. - С. 20-23.
19. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 493 с.
20. Современное состояние и основные проблемы внутреннего водного транспорта - Распоряжение правительства РФ от 03.07.2003 N 909-р «О концепции развития внутреннего водного транспорта РФ». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mintrans.ru:8080/ pressa/Conception_Water_Trans.htm.
21. Сток Джеймс Р., Ламберт Дуглас М. Стратегическое управление логистикой. – М.: Инфра-М, 2009. – 830 с.
22. Торговля в России. 2009: Стат. сб./ Росстат. M., 2009. – 629 с.
23. Транспорт России. Анализ. Проблемы. Перспективы. - М.: Центр стратегических программ. Издательский дом «Президент», 2008. - 432 с.
24. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена приказом Минтранса № 45 от 12.05.2005// Официальный сайт Минтранса России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrans.ru/ documents/detail.php? ELEMENT_ID=13024.
25. Тулендиев Е.Е. Научно-методические основы развития системы региональных транспортно-логистических центров (на примере республики Казахстан). Дисс. на соиск. уч. степ. канд. экономич. наук: – М.: 08.00.05, 2009. – 163 с.
26. Ушвицкий Л.И., Парахина В.Н. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». – 2010. – № 1.– С. 15–21.
27. Шепелев Е.С. Алгоритм оценки конкурентоспособности регионов и целесообразность их применения при оценке экономической конкурентоспособности Тамбовской области // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.google.com/ viewer?a=v&q=cache:tFhymH2kgjUJ:actualresearch.ru/nn/2009_2/Article/economics/shepelyov.doc+Шепелев+Е.С.+Алгоритм+.
28. Шушакова Т. Как и где построить логистический комплекс на Урале // НЭП '08: ежедневные экономические вести. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nep08.ru/ construction/2008/10/31/logisticheskij.
29. Юсипова Д.Р. Организационно-экономические основы формирования складских комплексов в регионах России: автореф. дис. …канд.эк.наук/ Юсипова Динара Равилевна. - Москва, 2011. – 22 с.
Читать дальше