Введение3 1. Подходы к изучению становления личности в подростковом и юношеском возрасте4 2. Подход Х. Ремшмидт8 3. Особенности работы с подростками10 Заключение14 Список литературы15

проблема становления личности в юношеском и подростковом возрасте (Ремшмидт Хельмут)

реферат
Психология
15 страниц
Оригинальность: нет данных
2013 год
185 просмотров
Филипович Ю.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение3 1. Подходы к изучению становления личности в подростковом и юношеском возрасте4 2. Подход Х. Ремшмидт8 3. Особенности работы с подростками10 Заключение14 Список литературы15
Читать дальше
В ситуации радикальных социальных перемен изменяется вся ценностно-нормативная система общества, что сказывается на процессе адаптации личности, прогнозе своего личного "социального завтра" и своего места в нём (Е.П.Белинская, О.А. Тихомандрицкая, 2001). Старые ценности частично отмирают, а новые столь же неуверенно завоёвывают своё место.


Чтобы заказать кандидатскую диссертацию в Красноярске , обратитесь к надёжному помощнику - Work5.


. Поэтому представляется актуальным изучение становление личности подростка и юноши. Именно в этих возрастных периодах идёт активное становление ценностной структуры личности. При построении подростками и юношами своей жизненной перспективы, они ориентируются как на систему ценностей, так и на представления о доступности тех или иных ценностей в будущем.Если оценка подростком и юношей важности той или иной сферы не совпадает с его представлением о доступности этой сферы для себя, то можно говорить о наличии у него психологических проблем в этом возрасте. При недоступности, но желательности данной сферы, будет наблюдаться падение самооценки и самоуважения. При доступности, но непривлекательности определённой сферы, она будет выпадатьиз системы ценностей подростка, юноши и перестанет играть какую-то роль в построении его жизненной перспективы.Чем меньше степень расхождения между доступным и желаемым для подростка и юноши, тем больше его внутренняя гармония и степень его социальной адаптированности(Кривцова С.В. и др., 1997, с.18-19). 1. Подходы к изучению становления личности в подростковом и юношеском возрасте Проблема развития психики традиционно соотносится с вопросом о периодизации развития (стадии, этапы, возраст, критические и сензитивные периоды и др.) (Балтес, 1994; Марютина, 1981; Моргун, Ткачева, 1981; Поливанова, 2004; Слободчиков, 1991; Слободчиков, Цукерман, 1996; Эльконин, 1971) и с проблемой детерминации развития (Александров, 2003; Анцыферова, Завалишина, Рыбалко, 1988; Асеев, 1978; Баттерворт, Харрис, 2000; Давыдов, 1998; Завалишина, Барабанщиков, 1999; Равич-Щербо, Марютина, 1996; Сергиенко, 1990, 1992; Холодная, 1993а; Швырков, 1990). Можно сказать, что подход к периодизации развития определяется тем, каково отношение автора к детерминации развития.Крайние точки зрения — био- или социодетерминация практически исчерпали себя.Современные подходы основаны на взаимном влиянии этих факторов. Более правомерным можно считать подход, который учитывает системную детерминацию психического развития, при которой «преспециализация» нейронов определяет последовательность стадий индивидуального развития на протяжении жизни и реализуется при создании определенных условий жизни.В данном случае «индивидуальное развитие может быть представлено как последовательность системногенезов и «актуализация» генома, связанная с системогенезами» (Александров, 2003). Кроме того, исследователей перестала удовлетворять формула, в соответствии с которой включение субъекта в учебную, профессиональную и другие виды деятельности определяет уровень развития личности, строго детерминирует его.«Любая общественная детерминация включает наряду с жестким ядром предписаний, также и нежесткую детерминацию, апеллирующую к свободному выбору личностью способа и формы своего развития, к ее собственной активности, направленной на повышение высоты организации включающих ее систем» (Анцыферова,Завалишина, Рыбалко, 1988). По мнению М.А. Холодной, для раскрытия механизмов интеллектуальной одаренности, например, следует учитывать не столько особенности и характеристики деятельности, «сколько особенности психологической организации субъекта деятельности», поскольку те или иные «параметры деятельности производны по отношению к психологическим ресурсам личности» (Холодная, 1993). Не интуитивное озарение и исходные данные, а «опыт саморазвития личности», индивидуальный познавательный опыт субъекта имеет отношение к интеллектуальной одаренности. Теоретические и эмпирические исследования показывают, что деятельность, например, обучение, может не только способствовать психическому развитию («педагогика сотрудничества»), но и замедлять его («педагогика противодействия») путем наложения запретов, санкций, противодействия интересам и т.д. (Поддъяков, 1999).Предметная деятельность, которую часто рассматривают в качестве «универсального способа или средства формирования психических процессов и свойств… не всегда служит делу развития личностных особенностей» (Селиванов, 1995), особенно в тех случаях, когда игнорируется «сознательность учения» или любой другой деятельности (Поддъяков, 2003; Митина, 1997). Именно «развитие» обычно соотносят с понятием периодов, стадий, строго следующих друг за другом, поставленных в соответствие с предметной деятельностью (учением, профессиональной деятельностью и др.). «Функционирование» определяет и обозначает варианты развития, типы личностного роста, а «взросление» рассматривается через переменную «задачи развития», которые обеспечивают относительную автономию человека от жесткой детерминации требований среды и подготавливают варианты жизни, т.е.многообразие ее функционирования.Подростковый возраст отличается своими особенностями развития.

Читать дальше
Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления личности.Именно в этот период сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность (Б.Г.Ананьев). В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция.Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации.Негативная Я-концепция у подростков, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации (Ремшмидт Х.,1994,с.112).
Читать дальше
Белинская Е.П., Тиохомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2001. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980. Кле М. Психология подростка. М., 1991. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрёстке эпох. – М., Генезис, 1997. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990. Психотерапия детей и подростков. Ред. Х.Ремшмидт. М., 2000. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст =Entwicklung and Entwicklungskrisen in Jugendalter: проблемы становления личности, [учебное пособие] Мир, 1994. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image