ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АРЕОПАГИТСКОГО КОРПУСА 4
2. ТРАКТОВКА БОЖЕСТВЕННЫХ ИМЕН ДЕОНИСИЕМ АРЕОПАГИТОМ 8
2. КАТАФАЗА И АПОФАЗА ДЕОНИСИЯ АРЕОПАГИТА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
Читать дальше
Тема именования Бога звучит рефреном в легендарном трактате «О Божественных Именах», важнейшем в корпусе сочинений Areopagiticum. Данные тексты, как известно, приоб¬рели широкое хождение не только на Востоке, но и на Западе. На них впервые ссылается папа Григорий Великий, а переводит знаменитый Иоанн Скот Эриугена, к ним обра-щались самые выдающиеся средневековые западные богословы Гуго Сен-Викторский, Роберт Гроссетест, Альберт Великий, Фома Аквинский, Бонавентура. Однако Дуне Скот, например, иронично заметил: «У нас нет высшей любви к отрицаниям». Так или иначе, эти работы в значительной мере сформировали традицию средневекового христианского неоплатонизма.
Обращаясь к Дионисию Ареопагиту, следует подчеркнуть, что древние религиоз¬ные практики предполагали сакрализацию имен богов, тогда как в традиции иудей¬ского и христианского богословия первостепенное значение приобрела библейская формула из книги Исход 3; 14 «Я еемь Сущий» (Сый; I am that I am), послужившая основой для различного рода интерпретаций (у Иоанна Дамаскина как «море сущ¬ности — беспредельное и неограниченное», у Фомы Аквинского как actus purus). В трактате «О Божественных именах» данное имя также произносится, а рядом звучат: «Жизнь», «Свет», «Бог», «Истина» и другие, соответствующие известным библейским именованиям. В целом, здесь нет выделенного главного определяющего имени. Это именно практика именования, которая столь же позитивна и приемлема, сколь и не¬гативна и несовершенна.
Рассматривая природу мифа, А. Ф. Лосев отмечал, что сознание человека отражает при помощи символов сущность вещи, явле¬ния. Символ — это результат деятельности интеллекта, выражение существенных свя¬зей внешнего, отражаемого объекта в опре¬деленной форме духовности . У Ареопагита символ имеет свою особен¬ность (сохраняя, впрочем, видовые черты, выделенные Лосевым), которая заключается в том, что символизируются духовные прояв¬ления сакрального объекта, но вместе с тем обладающие материальным космическим бытием. Символизируются умозрительные абстракции постижения непостигаемого, неизъяснимого.
«Божественные имена» в понимании Ареопагита — как раз и есть такие духов¬ные символы трансцендентного Единого, в которых Оно отчасти проявляет свою сущность человеческому разуму. Вместе с тем «Божественные имена» суть важней¬шие философские категории. И поскольку земные символы Божественного выступают в форме категорий, сущность их Псевдо-Дионисий раскрывает также философским языком. Здесь уместно отметить важную черту гносеологии Ареопагита: философ-ское наполнение мистической символики с целью духовного постижения последней.
Читать дальше
1. Бирюков Д. Ареопагитский корпус: учение о Боге и о Божественных именах//Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2 т. Т. 2 / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. – М.-СПб.: «Никея»-РХГА, 2009.
2. Дионисий Ареопагит. Божественные имена // Мистическое богословие. — Киев: Путь к истине, 1991.
3. Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие. Послание к Тимофею святого Дионисия Ареопагита // Мистическое богословие. — Киев: Путь к истине, 1991.
4. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах // Общественная мысль: исследования и публикации. — Вып. II. — М., 1990.
5. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // А.Ф. Лосев. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991.
Читать дальше