СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР И ПОЛЕЗНОСТЬ БЛАГ
1.1 Понятие полезности и ее виды
1.2 Теории потребительского рынка
1.3 Реакция потребителей на изменение дохода и цен. Эффект дохода и эффект замещения
2 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОВЕДЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1 Анализ поведения потребителей на современном этапе
2.2 Влияние экономического кризиса на поведение потребителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Читать дальше
Подводя итоги данной работы можно сделать следующие выводы.
Спрос на рынке образуется благодаря множеству решений, основанных на потребностях и средствах, разных лиц. Но для верного распределения своих материальных средств во всем разнообразии потребностей необходимо наличие общей системы, что бы иметь возможность их сопоставлять.
Приобретение потребителем товара напрямую зависит от полезности этого товара, то есть от его свойства удовлетворять те или иные потребности.
Полезность определяет степень рационального поведения потребителя.
Рациональный человек действует до тех пор, пока издержки не превышают выгоды.
выделяют две разновидности рационального поведения:
1.Рациональное поведение, определяется личным интересом, при котором берутся в расчет издержки и выгоды, имеющие отношение непосредственно к субъекту.
2. Рациональное поведение, определяется сиюминутной целью, при этом преследуются цели, которые появились непосредственно в момент выбора.
Рациональный выбор определяет возможность индивидуума получить максимально возможную выгоду при минимальных затратах.
В экономической литературе существует две теории оценки понятия полезности. Первая называется кардиналистская, по-другому – количественная, вторая теория носит название ординалистская или порядковая.
Кардиналистская теория подразумевает, что потребитель может оценить полезность блага в количественной характеристике – ютилах. Полезность определенного количества блага определяется величиной блага-эталона, каким готов пожертвовать индивидуум, что бы получить оцениваемое благо, то есть, используя метод экспертных опросов, полезность можно определить как количественную характеристику.
Порядковый анализ полезности более современный, в нем потребителю благ не нужно мерить полезность этого блага какими-либо единицами. Необходимо умение потребителя классифицировать все возможные варианты наборов благ по их значимости для потребителя. В данной теории полезность подразумевает лишь порядок в предпочтениях.
Также изменения цен на потребляемые товары оказывают влияние на денежные ограничения покупателя, что в конечном итоге сказывается на решении покупателя относительно его приобретения. Такую закономерность характеризуют два понятия: эффект дохода и эффект замещения.
Эффект дохода – изменение реального дохода потребителя вследствие изменения цены на потребляемые блага.
Эффект замены – замена одного блага другим, обусловленная изменением их относительных цен.
Анализируя поведение потребителей в России можно сделать вывод, что в современной российской экономике это поведение можно охарактеризовать как крайне противоречивое.
Процесс выбора на рынке не предсказуем из-за часто меняющейся ценности и степени важности благ. Это приводит к трудностям анализа экономического рынка в России. Поэтому важно учитывать особенности государства и специфику психологического склада его людей.
Экономический кризис негативно отражается на поведении и российских потребителей. Уменьшение доходов граждан страны из-за массовых увольнений, снижение реальной заработной платы в условиях повышения цен на товары, все это снижает покупательную способность российского населения, вынужденного экономить денежные средства и порой отказываться от приобретения некоторых категорий товара, что отрицательно сказывается на экономике страны в целом.
Таким образом, в современной экономике России рациональность выбора потребителей еще на пути становления и ее дальнейшее развитие зависит не только от каждого отдельного индивидуума, но и от политики государства.
Читать дальше
1. Абрамова М. А., Александрова Л. С. Экономическая теория. М.: Юриспруденция, 2011.
2. Базылев Н. И., Базылева М. Н. Экономическая теория. Учебное пособие. Мн.: Книжный мир, 2011. 320 с.
3. Вечканов Г.С. Экономическая теория: Учебник. – СПб.: Питер, 2009.
4. Викулина Т.Д. Экономическая теория. – М.: ПРИОР, 2009.
5. Воробьев Е.М. Экономическая теория. – М.: Эксмо, 2009.
6. Киселева Е. А., Софрончук М. В. Экономическая теория. Под ред. М. Н. Чепурина. М.: Деловая литература, 2011, 551 с.
7. Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебник. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2007.
8. Кучуков Р.А. Экономическая теория. – М.: Экономика,2010.
9. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. – М.: КноРус, 2009.
10. Океанова З. К. Экономическая теория. М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. 405 с.
11. Салихов Б.В. Экономическая теория: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2009.
12. Соколинский В.М. Экономическая теория. – М.: КноРус, 2008.
13. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. – М.: Эксмо, 2009.
14. Ховард К., Эриашвили Н. Д. Никитин А. М. Экономическая теория. Учебник для вузов. 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.398 с.
15. Чернецова Н.С., Скворцова В.А., Медушевская И.Е. Экономическая теория. – М.: КноРус, 2009.
16. Экономическая теория: учебное пособие. Под ред. Т. Г. Бродской, В. И. Видяпина. М. РИОР, 2009. 208 с.
17. Экономическая теория: политэкономика. Под ред. В. Д. Бзелевич. М.: Рыбари, 2009. 156 с.
18. Экономическая теория. Под ред. А. И. Архипова, С. С. Ильина. М.: проспект, 2009, 356 с.
19. Янова В.В., Янова Е.А. Экономическая теория. – М.: Эксмо, 2009.
20. http://www.gks.ru\
Читать дальше