Введение 3
1.1 Описание умственного отсталых детей среднего школьного возраста 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5
1.2 Особенности зрительно-слуховой памяти умственно-отсталых детей 11
2. Трудовое воспитание умственно-отсталых школьников 17
2.1 Описание уроков трудового обучения для умственно-отсталых детей 17
2.2 Диагностика развития умственно отсталых детей 30
Заключение 40
Список литературы 42
Приложения 44
Читать дальше
Умственная отсталость - достаточно распространенный вид дизонтогенеза, в наше время каждый десятый ребенок имеет этот диагноз. Решение проблемы обучения и адаптации таких детей, является одной из важнейших задач коррекционных-педагогов и специальных психологов. Это проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы и в интеллектуальной недостаточности. Последняя проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.
Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, совершенствуется память, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации учащихся.
Коррекционно-развивающее влияние трудовой деятельности на личность ребенка может осуществляться при соблюдении следующих психолого-дидактических положений:
- неукоснительное и систематическое соблюдение принципа коррекционной направленности обучения на всех этапах работы над схемой;
- учет особенностей различных групп умственно отсталых, позволяющий организовать дифференцированное педагогическое воздействие; даже приблизительное деление учащихся на подгруппы в соответствии с их познавательными и творческими возможностями может служить ряду практических целей;
- активизация интеллектуальной деятельности учащихся в процессе их над рукодельным изделием; в ходе такой активизации учитель побуждает детей к предварительному осмыслению структуры выполнения, определению последовательности построения схемы рисунка, сопоставлению рисунка с образцом, осуществлению контроля за выполняемыми ручными действиями и т.п.;
- побуждение учащихся к словесному обозначению выполняемых ими действий и их результата;
- словесное обозначение (учителем) демонстрируемого образца и процесса создания (в дидактических целях) бисеро-изделия;
- формирование интереса к ручному труду и повышение мотивации трудовой деятельности;
- организация пропедевтического периода обучения; в этот период закладываются основы перцептивных действий, т. е. формируется умение обследовать предметы и их свойства (форма, величина, цвет, пространственные отношения).
Правильно выстроенная работа способствует развитию общего интеллекта детей среднего школьного возраста, который включает в себя и зрительно-слуховую память.
На основании проведенного нами эксперимента мы выяснили, что целенаправленная работа по развитию трудовых навыков школьников с умственной отсталостью значительно повышает уровень их интеллектуального развития, а именно: мышления, воображения, памяти.
Читать дальше
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.
2. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагенство, 1994.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 5 – М., 1983.
5. Грошенков И. А – Изобразительная деятельность в специальной ( коррекционной ) школе 8 вида. –М., Издательский центр “ Академия ”, 2002.
6. Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984.
7. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М.: Педагогика, 1983.
8. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Учебное пособие: Хрестоматия – 2-е изд., СПб, Речь, 2007.
9. Коломинский Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии. М., 2003.
10. Карвялис В. И. Пути повышения влияния занятий ручным трудом на умственное развитие учащихся вспомогательных школ. Автореферат канд. диссертации. М., 2002.
11. Кузьмина Н.Н., Коркунов В.В. Проблема развития мотивационных факторов деятельности у умственно отсталых школьников // Совершенствование коррекционно-развивающей работы с детьми в специальных учреждениях / Под ред. В.В.Коркунова; Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. обр-я. - Екатеринбург, 2002.
12. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. – М., 2003.
13. Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у детей с ЗПР. // Дефектология. №4. 1980.
14. Подобед В.Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 1981. №3.
15. Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология №3 -2006.
16. Специальная психология // Под ред. В.И. Лубовского. М., 2006.
17. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении). – М., 1965.
18. Турчинская К. М. Активизация учебного процесса на уроках ручного труда во вспомогательной школе. Автореферат канд. диссертации. М., 2004.
19. Федина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста. «Николаев» 2004.
20. Ходарабе М., Блюменфельд С. Некоторые соображения о возможности развития характерных черт личности у умственно отсталого подростка во время уроков ручного труда. «Пятая научная сессия по дефектологии» (тезисы). М., «Просвещение», 1997.
21. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В. В. – М., 1990г.
Читать дальше