В заключении хотелось бы отметить, что все цели и задачи, поставленные
в данной курсовой работе, были успешно выполнены, а именно было рассмотрено
поведение потребителей, изучены основные типы потребителей, описан процесс
принятия решения о покупке, определены основные факторы, которые влияют на
покупательское поведение потребителей, описан механизм принятия
потребителем решения о покупке, а также рассмотрены основные этапы принятия
потребителем решения о покупке.
Потребителей различной продукции можно определить как людей, а также
групп людей и компаний самого разнообразного направления деятельности и
масштаба, которые используют услуги, товары, а также различные идеи.
Что же касается поведения потребителей, то его можно определить как
некоторые действия, которые непосредственно связаны, как с приобретением,
так и с потреблением различной продукции, а также с распоряжением ей. Сюда
можно отнести процессы принятия решения, так как именно они предшествуют
данным действиям, а также следуют за ними.
Также данный процесс можно охарактеризовать как ответную реакцию
потребителей на определенный комплекс условий, которые и формируют его
мотивацию к целям и объекту покупки, а также месту покупки, времени,
сервисному обслуживанию и прочему.
В процессе принятие решения о покупке какой-либо продукции покупатель
преодолевает ряд этапов. Многие авторы выделяют пять этапов, через которые
всегда проходит покупатель, а это осознание проблемы, поиск определенной
информации, проведение оценки вариантов, решение о покупке продукции,
реакция на данную покупку. Таким образом, можно говорить о том, что сам
процесс покупки продукции начинается еще до совершения самого акта купли-
продажи.
Последствия покупки продукции могут проявляться в течение длительного
времени после совершения акта покупки продукции. Такая модель принятие
покупателем решения о приобретении продукции должна нацеливать предприятия
на внимание именно к процессу покупки в целом, а не только именно к этапу
принятия решения о покупке. При совершении самых простых повседневных
покупок потребитель может пропускать определенные этапы, а также менять их
последовательность.
Можно сказать, что на покупку потребителем определенной продукции
оказывают существенное влияние несколько групп факторов. Перечислим данные
группы:
- Культурные факторы;
- Социальные факторы;
- Личные факторы;
- Психологические факторы.
Сегодня представители разнообразных социальных классов в обществе
имеют общие предпочтения как в выборе определенных товаров, а также
конкретных торговых марок, так и в проведении своего досуга. Многие фирмы-
производители различной продукции активно используют это обстоятельство.
Они останавливают свое внимание именно на удовлетворении различных
потребностей конкретного одного социального класса.
Существенное влияние покупку продукции покупателем оказывает также и
род его деятельности. Так, рабочий должен покупать спецодежду или же обувь.
А топ-менеджер организации должен покупать дорогие костюмы. Все специалисты
в области маркетинга активно стремятся к определению профессиональных
групп, которые заинтересованы в покупке определенной продукции, а
предприятия стремятся к выпуску такой продукции для них.
Фирмы-производители различной продукции должны четко знать главные
потребности своих покупателей. Только так они могут получить возможность
для более продуктивной работы над созданием товаров-новинок, а также
усовершенствованием старых товаров, также они могут разрабатывать наиболее
эффективные программы коммуникации и создавать наиболее удобные каналы
распределения продукции для конечных покупателей. Тот покупатель, у
которого возникло некоторое побуждение приобрести продукцию, может начать
искать дополнительную информацию о данной продукции.
Можно сказать, что именно оценка альтернативных вариантов, которые
составляют комплект выбора, и является главным фундаментом для принятия
решения покупателем о приобретении продукции. Покупатель рассматривает
любую продукцию именно как некоторый набор свойств. Непосредственно решение
о покупке принимается покупателем именно на основе определенного
ранжирования объектов в комплекте выбора покупателя, а также отбора более
оптимального варианта. Здесь у покупателя происходит формирование намерения
к совершению покупки наиболее предпочтительного им объекта.
После того, как потребитель купил продукцию, он может испытывать, как
удовлетворенность, так и неудовлетворенность совершенной покупкой. Сама
степень удовлетворенности определяется как соотношение между ожиданиями
покупателя, а также воспринимаемыми свойствами продукции. Если же продукция
соответствует его ожиданиям, то покупатель будет удовлетворен, если