Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы социализации подростков в условиях общеобразовательной школы………………………….9 1.1. Понятие социализации……………………………………………………….9 1.2. Особенности социализации современного подростка……………………14 1. 3. Роль факторов общеобразовательной школы в социализации подростков. ……………………………………………………………………………………17 Глава 2. Исследование влияния факторов общеобразовательной школы на социализированность подростков……………………………………………22 2.1. Организация и методика опытно-экспериментальной работы…………22 2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы…………………………………………………………………………….81 Заключение………………………………………………………....…………..90 Библиография……………………………………………………………………93

Социализированность подростков в условиях общеобразовательной школы.

дипломная работа
Педагогика
90 страниц
76% уникальность
2013 год
106 просмотров
Дедюхова Е.
Эксперт по предмету «Социальная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы социализации подростков в условиях общеобразовательной школы………………………….9 1.1. Понятие социализации……………………………………………………….9 1.2. Особенности социализации современного подростка……………………14 1. 3. Роль факторов общеобразовательной школы в социализации подростков. ……………………………………………………………………………………17 Глава 2. Исследование влияния факторов общеобразовательной школы на социализированность подростков……………………………………………22 2.1. Организация и методика опытно-экспериментальной работы…………22 2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы…………………………………………………………………………….81 Заключение………………………………………………………....…………..90 Библиография……………………………………………………………………93
Читать дальше
В отечественной науке понятие «социализация» используется сравнительно недавно, будучи заимствованным из зарубежных исследований. Ранее данное понятие трактовалось через термины «развитие», «формирование», «воспитание», хотя эти понятия, близкие по своей сути, не являются синонимичными. Сегодня изучение проблемы социализации предполагает её рассмотрение не только как процессуальной характеристики, т.е. соответствие стадиям и этапам развития (И.С. Кон, A.B.


На нашем сайте вы можете заказать курсовую работу по банкротству. Курсовая работа будет написана быстро и качественно. % оригинальности и квалификацию автора вы можете выбрать сами, для этого нужно заполнить форму заказа.


. Мудрик, Ж. Пиаже, З.Фрейд, Э. Эриксон и др.), но и с точки зрения достигаемых результатов, когда в центре исследования оказываются социально-психологические и личностные особенности субъекта социализации, обеспечивающие ему полноценное развитие в обществе (К.А. Абульхано-ва-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Несмотря на большой объём данных, накопленных о социализации в психолого-педагогической науке, до сих пор остаются малоисследованными вопросы об особенностях данного процесса в кризисные возрастные периоды. Опираясь на исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и др. можно утверждать, что одним из таких периодов является подростковый возраст (10-17 лет). В этот возрастной период для ребёнка фактически меняется сама образовательная среда; многое оказывается новым: учителя, предметы, формы и методы обучения, вследствие чего одной из основных задач развития младших подростков является умение учиться на новой ступени образования - в основной школе. Вместе с тем в младшем подростковом возрасте формируются социальные установки, отношение к себе, к окружающим, к обществу, что обусловлено перестройкой организма, самосознания, способов социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, изменением интересов познавательной и учебной деятельности, содержанием морально-этических норм, опосредующих поведение, деятельность и отношения в социуме. Младший подросток стремится понять себя самого, определиться в социальном пространстве, осмыслить свои права и обязанности (Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, B.C. Мухина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.). Таким образом, успешность социализации подростков во многом будет зависеть от того, насколько успешно решены социально-психологические проблемы этого кризисного возраста. В последнее десятилетие в системе образования складывается особая гуманистическая культура поддержки ребёнка в образовательном процессе, учитывающая не только изменяющиеся условия социокультурной среды, но и его возрастные особенности. Анализ опыта осуществления педагогической поддержки ребёнка за рубежом (К. Валстром, П. Зваал, К. Маклафлин, П. Понте, Д. Романо и др.) и в практике отечественного образования (Е.А. Александрова, Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, H.H. Михайлова, С.М. Юсфин и др.) позволяет рассматривать поддержку как интегральную характеристику всей педагогической деятельности, цель которой - содействие ребёнку в самостоятельном решении актуальных задач его развития, обучения, социализации. Одной из основных функций педагогической поддержки является помощь ребёнку в личностном становлении, признание его уникальности и индивидуальности, раскрытие и поддержка потенциальных возможностей, создание условий для их максимальной реализации. Особенно педагогическая поддержка востребована в ситуации с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.

Читать дальше
Структура содержания педагогической деятельности по поддержке воспитанников включает несколько блоков, выполняющих различные функции: нормативный блок - включает в себя устойчивые социокультурные нормы и традиции, позволяющие воспитанникам адаптироваться в обществе; проектировочный блок — формируется как ответ на вызовы времени и окружающей среды, помогая культивировать идеальные личностные свойства и поведенческие характеристики, обращенные в будущее; креативный блок — обеспечивает творчество самого воспитанника по отношению к своему человеческому образу; корректирующий блок - ориентирован на восполнение дефицита личностных качеств и проявлений (пробелов в социализации). Реализация поддерживающей деятельности в системе педагогической поддержки сочетает в себе как традиционные психолого-педагогические приёмы и методы (игровые технологии, метод проектов, мозговой штурм, диалоговые (интерактивные) приёмы и техники, технологию проблемного обучения, поведенческий тренинг и др.), так и приёмы и механизмы поддержки (доверие к личности воспитанника; авансирование успеха; мотивация достижений воспитанников; создание учебных ситуаций с элементами новизны, опоры на жизненный опыт воспитанников и др.). Критериями эффективности системы педагогической поддержки выступают положительная динамика процесса социализации, а также сформированность познавательной, социальной и коммуникативной компетентностей у воспитанников подросткового возраста. Результатом системы педагогической поддержки социализации подростков является увеличение количества воспитанников с достаточным уровнем социализированности, что проявляется в положительной динамике учебной мотивации, нацеленности на учебную и познавательную активность и достижения; в освоении норм и правил общения, положительной динамике социометрических статусов воспитанников; в умении выбирать жизненные идеалы и ценности, проектировать свою деятельность, развитие творческих умений и навыков, самокоррекции деятельности. Успешность педагогической деятельности по осуществлению поддержки воспитанников возможна при реализации всех рассмотренных компонентов системы педагогической поддержки в образовательной среде школы. Это даёт основание определить систему педагогической поддержки как совокупность компонентов педагогической деятельности по поддержке воспитанников, интеграция и взаимодействие которых обуславливает её результативность - успешное преодоление барьеров социализации воспитанниками младшего подросткового возраста. В заключении обобщены основные результаты проведённого теоретического и практического исследований, что позволило сделать следующие выводы: 1. Анализ современных зарубежных и отечественных концепций социализации личности позволил рассмотреть данное явление как с позиции его процессуальных (этапы, институты, ведущие механизмы и др.), так и с позиции содержательных особенностей (социально-психологические и личностные особенности субъекта социализации); как наиболее широкое явление среди других процессов социального и индивидуального развития личности подростка. 2. Школа, как специализированное образовательное учреждение, является одним из институтов социализации подростков. Образовательная среда школы обеспечивает не только эффективный образовательный процесс, но и создаёт компенсирующие условия для полноценной социализации воспитанников с целью их последующей эффективной интеграцией в социум, самореализации и самоактуализации. Основным критерием социализированности младших подростков является успешное преодоление барьеров социализации, которое характеризуется следующими показателями: уровнем мотивации в сфере учебной деятельности, позицией воспитанника в системе личных взаимоотношений (в группе сверстников), характером самооценки. 3. В результате изучения и обобщения теоретического материала по проблеме педагогической поддержки определены основные концептуальные положения (цели, задачи, принципы, условия и др.) и возможности её применения в практике современного образования, в том числе и в общеобразовательных школах. 4. На основе системного подхода к проектированию педагогической деятельности разработана система педагогической поддержки социализации младших подростков в условиях школы, которая предполагает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса; направлена на поддержку преодоления барьеров социализации воспитанниками подросткового возраста; на повышение научно-методической грамотности педагогов и родителей (законных представителей) в области социализации младших подростков; на установление партнёрских и субъект-субъектных отношений всех участников образовательного процесса. Основным показателем эффективности системы педагогической поддержки выступает положительная динамика процесса социализации воспитанников подросткового возраста 5. Разработаны рекомендации по реализации системы педагогической поддержки социализации подростков в условиях общеобразовательной школы-интерната, которая может быть использована и в других типах образовательных учреждений, в том числе, в общеобразовательных школах полного дня. • В процессе исследования доказано, что преодоление барьеров социализации как основного показателя социализированности подростков будет успешным, если сформированы: познавательная компетентность (мотивация в сфере учебной деятельности), социальная компетентность (способность взаимодействовать в социуме), коммуникативная компетентность (способность вступать в отношения с целью быть понятым).
Читать дальше
1. Абаскалова, Н. А. Здоровью надо учить Текст. / Н. А. Абаскалова. Новосибирск, 2000. - 36 с 2. Алмазов, Б. Н. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов Текст. / Б. Н. Алмазов; Под ред. М. А. Галагузо-вой, Л. В. Мардахаева. М.: Academia, 2002. - 304 с. 3. Андреева, Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. М., 1988.-350 с 4. Афанасьев, В. Ф. Социология девиантного поведения Текст. / В. Ф. Афанасьев. С.-Петербургский филиал института социологии РАН, 1993. - 334 с. 5. Байков, Ю. Н. Диагностика социальной компетентности. Результаты апробации диагностического комплекса Текст. / Ю. Н. Бойков, Д. Е. Егоров // Журнал прикладной психологии. 2002. - № 6. - С. 12-24 6. Барабохина, В. А. О тебе и для тебя Текст. / В. А. Барабохина, О. А. Гришаева. Санкт - Петербург, 2001. - 80 с 7. Батыгин, Г. С. Стереотипы поведения; распознавание и интерпретация Текст. / Г. С. Батыгин. М, 1990. - 150 с. 8. Беспалова, Г. М. Диагностика компетентностей учащихся Текст. / Г. М. Беспалова // Справочник классного руководителя. 2009. - № 1. - 44-54 с. 9. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии Текст. / С. А. Беличе-ва. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994.-221 с. 10. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя Текст. / А. С. Белкин. М.: Просвещение, 1991. - 176 с. 11. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ Текст. / Э. Берн; Общ. ред. М. С. Мацковского. СПб.: Лениздат, 1992.-399 с. 12. Бершадский, М. Е. Проект новой гуманитарной реальности: методология разработки модели выпускника российской школы будущего Текст. / М. Е. Бершадский // Педагогические технологии. 2007. - № 3. - С. 3-41. 13. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения Текст. / В. П. Беспалько. М.: Издательство института профессионального образования России, 1995. - 121 с. 14. Битинас, Б. П. Концепция социального воспитания учащихся Текст. / Б. П. Битинас, В. Г. Бочарова, С. А. Беличева, JI. И. Боровиков и др. М., 1990. -268 с. 15. Бобиенко, О. М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования: Автореф. дис. . канд. пед. Наук Текст. / О. М. Бобиенко. Казань: Изд-во КазГТУ, 2005. - 23 с. 16. Богуславский, М. Миражи педагогики поддержки Текст. / М. Богуславский // Директор школы. 2002. - №10. - С. 28-32. 17. Бодалев, А. А. Психология общения: Избранные психологические труды Текст. / А. А. Бодалев. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. - 225 с. 18. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. - № 10. - С. 8-14. 19. Большой толковый словарь русского языка под редакцией С. Кузнецова. - Санкт-Петербург: «Норинт», 1998. С. 151. 20. Боровиков, JI. И. Этнокультурная компетентность социального педагога Текст. / JI. И. Боровиков. М., 1993. - 200с. 21. Боровиков, JI. И. Первичные нарушения социализации и профилактика асоциального поведения подростков Текст. / JL И. Боровиков // Проблемы безнадзорности и асоциального поведения человека. Новосибирск, 1999. - с. 20. 22. Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы Текст. / В. Г. Бочарова. -М., 1994. 308 с. 23. .Выгорбина, А. Е. Специфика воспитательной работы социального педагога Текст. / А. Е. Выгорбина // Педагогика. 2000. - №5. - С. 36-40. 24. Выготский, JI. С. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выготский. -М., 1996.-490 с. 25. Гиенко, JI. Н. Деятельность социального педагога по формированию социальной компетентности подростков в общеобразовательном учреждении Текст. / JI. Н. Гиенко // Сибирский педагогический журнал. 2008. - № 8. - С. 298-303. 26. Гиенко, JI. Н. Модель формирования социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения Текст. / JI. Н. Гиенко, П. А. Шептен-ко // Мир науки, культуры, образования. 2009. - № 3 (15). - С. 241-243. 27. Дракина, И. К. Компетенции Текст. / И. К. Дракина, Е. В. Шмакова // Новые ценности образования. 2005. - № 5. - С. 62-63. 28. Дружинин, В. Н. Психология семьи Текст. / В. Н. Дружинин. М.: КСН, 1996.- 160 с. 29. Дубинин, Н. П. Поведение. Ответственность. Генетика Текст. / Н. П. Дубинин, И. И. Карпец. М., 1982. - 160 с. 30. Дубровина, Г. Г. Содержание, механизмы и способы общения Текст. / Г. Г. Дубровина // Экономика: Вопр. школ, эконом, образования. Б.м., - 2002. - № 2. - С. 34-38. 31. Дюркгейм, Э. Социология образования Текст. / Э. Дюркгейм. -М., 1996. -231 с. 32. Емельянов, Ю. Н. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга Текст. / Ю. Н. Емельянов, Е. С. Кузьмин. Д.: Издательство ЛГУ, 1983.- 100 с. 33. Зайцева, Н. О. создании модели защиты детства на территории Новосибирской области Текст. / Н. М. Зайцева, Л. А. Каменщикова // Проблемы безнадзорности и асоциального поведения человека. Новосибирск, 1999. - С. 1520. 34. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Вестник образования: Официальное справочно-информационное издание Министерства образования России. 1996. - № 7. - С. 3-57. 35. Залыгина, Н. А. Аддикгивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей Текст. / Н. А. Залыгина, Я. JI. Обухова, В. А. Поликарпов. Мн.: Пропилеи, 2004. - 70 с. 36. Захарова, JI. Социализация личности путем приобщения к творческой деятельности Текст. / JI. Захарова, Р. Шинкарюк, П. Пахтусов // Социальная педагогика. 2004.- № 4 . - С. 75-78. 37. Захарченко, Е. Особенности современной социально-педагогической ситуации Текст. / Е. Захарченко // Социальная педагогика. 2005 .- № 2 .- С. 2734. 38. Зеер, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования Текст. / Э. Зеер // Высшее образование в России. 2005. - № 4. - С. 23-29. 39. Иванов,- Д. А. Компетентности и*компетентностный подход в современном образовании Текст. / Д. А. Иванов,- М. : Чистые пруды. 2007. - 32 с. 40. Изменяющаяся Россия в зеркале социологии 2004. - С. 20. 41. Капустина, 3. О. Проектировании и моделировании деятельности социального педагога образовательного учреждения Текст. / 3. О. Капустина // Воспитание школьников. 2002. - № 6.- С. 23-26. 42. Караковский В. А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем Текст. / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. М., 1996. - 200 с. 43. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. П. Кащенко. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -304 с. 44. Кон, И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. М. Просвяще-ние,1989. - 380 с. 45. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Директор школы. № 1. - 2002. - С. 16-25. 46. Концепция федеральной целевой программы развития образования 20062010 М.: ТЦ сфера, 2005. - 32 с. 47. Лукина, А. К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях Текст. / А. К. Лукина // Педагогика. 2002 .- № 1 .- С. 23-27. 48. Лукьянова, И. И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетенции у подростков Текст. / И. И. Лукьянова // Психол. Наука и образование. 2001. - № 4. - С. 41-47. 49. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / под ред. М. А. Галагузовой, JI. В. Мардахаева. -М.: Академия, 2002. 191 с. 50. Методика работы социального педагога / под ред. JI. В. Кузнецовой. М.: Шк. Пресса, 2003. - 96 с. 51. Мудрик, А. В. Социализация человека Текст. / А. В. Мудрик. Учебн. Пособие. М.: Академия, 2004. - 120 с. 52. Мудрик, А. В. Социальная педагогика Текст. / А. В. Мудрик. М. Академический проект, 2005. - 200 с. 53. Никитина, Л. Е. Социальный педагог в школе Текст. / Л. Е. Никитина. — М.: Академический проект «Гаудеамус», 2003. 112 с. 54. Никошкова, Е. В. Англо-русский словарь по психологии Текст. / Е. В. Никошкова. -М.: РУССО, ИП РАН, 1998. С. 61. 55. Новикова, Л. И. Воспитание как педагогическая категория Текст. / Л. И. Новикова // Педагогика. 2000. - № 6 - С. 30-45. 56. Осницкий, А. К. Определение характеристик социальной адаптации Текст. /А. К. Осницкий // Психология и школа. 2004. - №1. - С. 43- 55. 57. Петровская, J1. А. Компетентность в общении Текст. / JI. А. Петровская. -М., 1989:-79 с. 58. Подольский, О. А. Моральная компетентность подростка: поиск новых возможностей исследования Текст. / О. А. Подольский // Психология и школа. -2005. -№1. С. 133-139. 59. Рубинштейн, С. Л. О воспитании привычек у детей Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., 1996. - 150 с. 60. Руссо, Ж.-Ж. Избранные сочинения: в 3 т.: пер. с фр. Текст. / Ж. Ж. Руссо; [сост., авт. вступ. статьи И. Е. Верцман]. М. : Гослитиздат, 1961. - 851 с. 61. Свиридов, А. Н. Социальная компетентность учащихся и её диагностика Текст. / А'. Н. Свиридов, Н. В. Колпакова / Практическое пособие. Баранаул: Из-во АКИПКРО; 2007. - 200 с. 62. Тихомирова, Е. И. Социальная педагогика: самореализация школьников в коллективе Текст. / Е.И. Тихомирова: учебное пособие для студентов пед. ву- • зов. М.: Академия, 2005 - 143 с. 63. Хуторской, А. В. Методика личностного ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя Текст. / А. В. Хуторской. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с. 64. Шаповалов, А: А. Аз и Буки педагогической науки: введение в педагогическое исследование Текст. / А. А. Шаповалов Барнаул: Издательство БГПУ, 2002. - 117 с. 65. Эриксон, Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон. СПб., 1996. - 200 с. 66. Ядов, В. А. Диспозиционная концепция личности Текст. / В. А. Ядов // Социальная психология личности. 1979. 280 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Деятельность краеведческих музеев по охране памятников 19-начало 20 в. в.
Количество страниц:
35
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2012
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image