Введение3 1.Советские праздники в довоенный и дореволюционный период5 2.Праздничкая культура в военный и послевоенный периоды10 Заключение16 Список литературы18

праздники в России (советский период)

реферат
Культура
12 страниц
81% уникальность
2013 год
128 просмотров
Кубышкина Н.
Эксперт по предмету «Мировая культура»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение3 1.Советские праздники в довоенный и дореволюционный период5 2.Праздничкая культура в военный и послевоенный периоды10 Заключение16 Список литературы18
Читать дальше
Октябрьские события 1917 г. и процесс формированияСоветского государства способствовали разрушению старыхкультурных традиций и становлению новой культуры, которая призвана была решить проблему формирования репрезентативных образов власти, выработать механизмы необходимого их восприятия. Одна из особенностей решения этих задач была связанас нарушением исторического времени, его разрывом, вызваннымреволюционными процессами 1917 г. Восстанавливая историческую преемственность, советское правительство уже в первый годсвоего существования обратилось к пластическим видам искусства,способным формировать особое городское пространство, к монументальной круглой скульптуре и политическому плакату. Задачаэмоционального усиления визуального воздействия в вопросах созданияобраза власти способствовала внедрению новых форм коммуникации. Праздники, возникшие как государственный политический заказ, стали механизмом активного вовлечения в уличноедействие населения, даже если это была пассивная форма участия,выраженная в прохождении в рядах демонстрантов или стороннем наблюдении за шествием колонн манифестантов. По выражению Ш.


Нужно помочь составить отчёт студента по преддипломной практике ? Обратитесь к квалифицированным специалистам Work5.


. Плагенборга, «праздники можно назвать высшей формойрепрезентации, т.к. при их проведении соединяются в одно целое,в ансамбль разные уровни выражения: слово, изображение, движение, инсценировки» Система советских праздников и обрядов, которая заняла прочное место в духовной жизни общества,развивалась и совершенствовалась, стала ценным достоянием культуры. Общество не только создавало культуру, но и обеспечивало условиядля ее функционирования и усвоения. Оно формировало разнообразные формы испособы передачи культурных ценностей. Аккумулируя социальный опыт в сфередуховной культуры,праздники и обряды, как и традиции, являются одной из формпередачи культуры. С одной стороны, они выступают как форма сохранения и развития духовной культуры, а с другой – как способ, механизм передачи, преемственности культуры. Таким образом, советскиепраздники и обряды, как специфическиеформы традиций, являлись составным элементом культуры. 1.Советские праздники в довоенный и дореволюционный период Государственные праздники первых 10 лет существования советской власти можно классифицировать по уровню проведения(государственные и местные), по социальному предназначению(пролетарские, крестьянские и красноармейские), по политической направленности (антивоенные, в поддержку мирового пролетариата, революционные). Данная статья будет посвящена анализупервой группы праздников, в которых наиболее ярко проявилисьрепрезентативные задачи власти. Советские государственные праздники в историографии традиционно рассматриваются в основном какформа агитации и пропаганды. Но формаотражала только внешнее проявление сутии действия, придавая им яркость и эмоциональность, тогда как механизм был призван выполнять определенные функции. Праздники могли быть реализованы в различных формах – митинга, демонстрации, игры, театрального действия, инсценировки. Они посвящались какому-либо событию – Февральской революции, Дню Парижской коммуны или имели определенную тематику: праздник труда, солидарности или урожая. Массовые праздники – явление синтетическое и синкртичное, способное объединить пространство и время в сознании человека, сделать его активным участником действа. В ходе праздников городское пространство было организовано таким образом, что равнодушных не моглоНачиная с 1917 г., утверждение новой праздничной культуры охватывает,прежде всего, города, что, конечно же, не было случайно. «…Коммунистические празднества… проводились почти исключительно в городах. Коммунистическая культура празднеств была урбанистической» [14: c. 47],так как именно здесь был сосредоточен промышленный пролетариат – основной субъект и объект большевистской политики. По инициативе властей предпринимались попытки насаждения новой праздничной культуры и в деревне,но основным местом действия все-таки оставались города. Для организации и проведения праздников при ЦК партии была созданаспециальная агитколлегия, имевшая подобные органы и на местах. Это и понятно. Все мероприятия ставились под жесткий партийный контроль. В преддверии очередного праздника создавались всевозможные комиссии, состоявшие из административных, хозяйственных, партийных работников, в которыхценилась, прежде всего, преданность делу революции, при этом наличию художественного вкуса и эстетического мировосприятия предавалось второстепенное значение. Мало что понимавшие в организации подобных мероприятий, они составляли планы, рассчитывали смету. Отдельным направлениемтакой деятельности была подготовка всевозможных лозунгов, приветствий,обращений, тексты которых писались и утверждались заранее. Все это обязательно приводилось в соответствие с указаниями, приходившими из Москвы. В помощь агитаторам публиковались специальные брошюры, где излагалисьосновы новых праздников, разъяснялись принципы нового календаря, выдвигались тезисы, критикующие старые религиозные даты. Обязательным элементом такой работы было написание отчета, который публиковался в местной прессе и рассматривался на заседаниях отдела агитации и пропаганды(агитпропа) местного партийного органа и губернского органа народногообразования (губоно). Для более качественной подготовки и «во избежаниемелкобуржуазной пропаганды» [5] симбирским губонобыли организованыспециальные курсы по подготовке специалистов зрелищных мероприятий.

Читать дальше
Можно говорить об особых роли и месте праздника в системе идеологического воспитания, что превращало его проведение в своеобразную политическую кампанию с широким использованием социально-психологических факторов, учитывающих определенные сложившиеся в российскомобществе праздничные и сугубо религиозные традиции.Участиев праздниках носило как добровольный, так и принудительный характер.Празднества, несмотря на зачастую сохраняющуюся старую форму, утверждали новую символику, способствовали укреплению новых традиций, и, следовательно, формированию нового человека. Духовный облик советских людей, их активная жизненная позиция формировались всем укладом жизни в стране. Одной из особенностей общественногосознания постулировалось быстрое протекание изменений в области политического сознания, поскольку считалось, что политика отражает классовые интересы, тогда как прогрессивныесдвиги в сфере моралии психологии происходятмедленнее. Утверждалось, что духовные ценности социализма можнопоставитьна службу обществу в максимальной мере, если к этому готовить людей психологически, нравственно. Если страна была занята строительством всего – от социализма до Беломорканала – праздников не было совсем или их можно было пересчитать пальцами одной руки, да и значение они имели, скорее, символическое, ритуальное. Если страна, по собственному ощущению, достигла «зажиточной культурной жизни», хотя и была занята построением, на сей раз, коммунизма – советских праздников становилось больше, а выходные могли длиться по два или даже по три дня, если повезет с календарем. Праздники в СССР всегда имели особое значение – вырваться из рутины, собственной волей изменить будни, пусть даже на столе будет то же, что и у всех, и платье сшито из той же ткани, что и у соседки. В праздниках проявлялась вся фантазия и изобретательность советского человека. На советских праздниках много пели и много общались. Застольные песни были знакомы с детства и любимы на генетическом уровне. «Хасбулатмолодой», «Поедем, красотка, кататься», «Ой, мороз, мороз», «Виновата ли я», «Напиласяя пьяна», «Когда б имел златые горы», «По Дону гуляет», «Из-за острова на стрежень» - стандартный набор песен разного времени.Конечно, бывали времена, когда за столом пели «Интернационал», а содержанием праздника, как в романе Островского, был жидкий чаек и чтение избранных мест из любимых революционных книг, но в основном праздник в СССРсохранял свое значения, перенося советского человека в другую, более яркую и изобильную реальность
Читать дальше
Белоусов Я. П. Праздники старые и новые.- Алма-Ата, 2006Бенифанд А. В. Праздник. Сущность, история, современность. -Красноярск, 2006 Руднев В.А. Советские праздники, обряды, ритуалы.- СПБ.,2009 Социалистическая обрядность / Сост. Н.М. Закович, П.И. Косуха, В.А. Перунов. -Киев, 2006 ТульцеваЛ. А. Современные праздники и обряды народов СССР.-М., 2007
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Деятельность краеведческих музеев по охране памятников 19-начало 20 в. в.
Количество страниц:
35
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2012
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image