*Введение*
В современных условиях постоянно меняющегося мире, где среди
организаций ведется напряженная маркетинговая борьба за внимание каждого
отдельного потребителя, уже недостаточно просто ответить на три
фундаментальных вопроса экономики: «Что?», «Как?» и «Для кого?». Условия
конкурентного рынка требуют постоянного движения к потребителю, диалога с
ним с целью завоевать его симпатии. Имидж организаций отражает социальные
ожидания определенных групп, поэтому его наличие может обеспечивать
субъекту успех в политической или деловой жизни. Известен факт, что
компании, которые сформулировали для себя лишь финансовые цели, как
правило, не достигают таких финансовых результатов, каких достигают
компании с более широким диапазоном ценностных установок. Конкретнее этот
более широкий диапазон ценностей можно определить как философию компании,
определяющую ее корпоративный имидж.
Корпоративный, или организационный имидж – это образ организации,
сформированный в общественном сознании.
Позитивный имидж повышает конкурентоспособность коммерческой
организации на рынке. Он привлекает потребителей и партнёров, ускоряет
продажи и увеличивает их объём. Он облегчает доступ организации к ресурсам
(финансовым, информационным, человеческим, материальным) и ведение
операций.
Независимо от желаний самой организации имидж - объективный фактор,
играющий существенную роль в оценке организации, в том, как ее воспринимают
клиенты, сотрудники, да и сам руководитель. Имидж - это мощный инструмент,
овладев которым руководитель может достичь неимоверных высот. Тщательно
продумав каждую мелочь и сформировав имидж предприятия, можно
контролировать восприятие его деятельности обществом и покупателями,
привлекать новых клиентов и заставлять их возвращаться за новыми покупками.
Кроме того, продвижение имиджа предприятия действует как важнейший
фактор укрепления конкурентных позиций, способствует успешной деятельности
предприятия в долгосрочной перспективе, подчеркивает компетентность
менеджмента, увеличивает известность, что отражается на уровне продаж и
облегчает распознавание продукции предприятия на рынке. Однако неправильное
обращение с ним может привести к трагедии.
В мировой практике создание имиджа предприятия рассматривается как
одна из стратегических целей управления, которая считается не менее важной,
чем внедрение новых технологий, стабилизация финансовой среды, найма
персонала и расширение рынков сбыта.
Но одного желания иметь собственный имидж оказывается мало. Так,
многие компании, вливаясь в ряды тех, кто желает иметь свой индивидуальный
образ, сталкиваются с серьезными проблемами, поскольку не утруждают себя
выяснением смысла понятия «корпоративный имидж» и сущности стоящего за ним
явления, особенностей его формирования, важности взаимодействия всех
составных его элементов, его назначения, а главное, возможности применения
с пользой. А те, кто осознает все это, нередко забывает о том, что мы живем
в динамичном обществе, которое требует постоянных модификаций, добавления
чего-то нового, интересного.
Таким образом, формирование и постоянная оценка эффективности имиджа
является важным этапом в жизни любой организации в условиях рынка. Анализ
продвижения компании на рынке позволяет выявить сильные стороны имеющейся
стратегии и дать рекомендации для дальнейшего продвижения. Это может быть
полезно как данной компании, так и иным, работающим на рынке продажи
товаров повседневного спроса. Это обуславливает *актуальность* выбранной
темы.
Возникший в середине XX века интерес исследователей к имиджу
организации не исчерпал себя и до настоящего времени.
А.В.Васищева, А.А.Калюжный, А.А.Комаров, М.Х.Мескон, М.Альберт,
Ф.Хедоури, Д.С.Суворов в своих работах отмечают, что имидж организации
является новым неотъемлемым инструментом неценовой конкуренции, зависящим
от степени социализации компании. Также о позитивном влиянии имиджа на
эффективность работы организации высказывались И.М.Слепенков, Ю.П.Аверин,
Л.Г.Титова, Т.Шиллер, И.Ю.Яковлев.
Однако единства в вопросе о том, что считать и понимать под имиджем
организации, среди исследователей нет. Л.К.Аверченко, Е.А.Блажнов, Жан-Пьер
Бодуан, В.В.Сорокина и многие другие предлагают собственные определения
имиджа.
Кроме того, дискуссионными остаются проблемы структуры имиджа, методов
формирования отдельных его видов и степени важности или доминирования
одного вида имиджа над другим. Этим вопросам посвящены работы Х.-Л.Верли,
А.В.Васищева, Е.Карцева, А.А.Коренной, В.С.Коробейникова, В.Музыканта,
В.Н.Мясищева, А.П.Назаретяна, И.П.Павлова, А.Плахова, С.Худякова.
Проанализировав работы С.Ю.Шестакова, И.Ю.Яковлева, А.К.Уледова,