Введение3 Глава 1. Культурно образовательная деятельность6 1.1.История музея6 1.2.Особенности деятельности музея имени М.К. Рериха г. Новосибирск7 1.3.Экспозиции и экскурсионная деятельность музеев9 Глава 2. Основные концепции деятельности музея19 2.1. Психолого-педагогический портрет аудитории19 2.2. Методическая разработка мероприятия24 Заключение28 Список использованной литературы29

культурно образовательная деятельность музея имени М.К. Рериха (г. Новосибирск)

курсовая работа
Искусство
30 страниц
Оригинальность: нет данных
2013 год
81 просмотров
Усманов Р.
Эксперт по предмету «Музееведение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение3 Глава 1. Культурно образовательная деятельность6 1.1.История музея6 1.2.Особенности деятельности музея имени М.К. Рериха г. Новосибирск7 1.3.Экспозиции и экскурсионная деятельность музеев9 Глава 2. Основные концепции деятельности музея19 2.1. Психолого-педагогический портрет аудитории19 2.2. Методическая разработка мероприятия24 Заключение28 Список использованной литературы29
Читать дальше
Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена потребностью реализации потенциала культуры, а именно, музейной, недостаточно разработанного в педагогике и образовании, особенно в связи с динамичными общественными и культурными переменами в обществе. Демократизация социальных отношений востребует самоактуализирующуюся персона и дает ей, с одной стороны, свободу и, с иной, требует от нее умений жить в свободе, быть серьезным за свой выбор и действия. Музейная педагогика возникла как область научного познания и фактической педагогической работы, реализующих музейную культуру. Долгий процесс возникновения и становления музейной педагогики свидетельствует, по нашей оценке, о конвергенции (лат. con - вместе, vergere - сближаться) музея и педагогики, о поступательном сближении, которое можно рассматривать в виде объективного результата, ведущего к общей цели. Данное дает нам причину вычислить музейную педагогику как отрасль педагогики, интегрирующую музейную культуру и педагогику, обладающую потенциалом развития ценностного отношения личности к культуре и актуализации в ней. Педагогика приобщения подрастающего поколения к культуре с помощью музея не нова, постоянно развивается и в настоящее время характеризуется широкой инновационной работой, существом школ при ведущих музеях, разработкой музейнообразовательных программ для учащихся. Теория и практика музейной педагогики, также проф обучения удачно разрабатываются за рубежом и в нашей стране (курс «Музейная педагогика» в учебных проектах высочайшего педагогического образования, 1997 г., базовая подготовка музейных преподавателей). К наиболее разработанным проблемам музейной педагогики относятся следующие: определение роли и места музея, его образовательно-воспитательной деятельности как средства формирования ценностного отношения к исторической действительности, к окружающему миру (З.


Где купить дипломную работу на заказ в Перми ? Естественно Work5.


.А. Бонами, Е.Г. Ванслова, М.Ю. Юх-невич, Т.И. Галич, Е.Н. Конухова, Б.А. Столяров, Т.В. Чумалова); поиск новых форм взаимодействия музея с посетителями, вопросы социально-культурной активности населения, развитие художественного восприятия, эстетического воспитания средствами музея (Л.И. Агеева, А.Г. Бойко, JI.H. Кульчинская, Н.Г. Макарова, O.JI. Некрасова-Каратеева, М.В. Соколова, Б.А. Столяров). Анализ актуальности проблемы изыскания позволил обнаружить противоречия между: - потенциалом музейной педагогики для актуализации личности учеников, который должен быть реализован в образовательном процессе, и малой разработанностью ее теоретико-методологических основ и практики в современных условиях; - осознаваемой учителями потребностью применения социокультурного пространства музея для актуализации личности учеников, их становления и недостающим применением способа прогнозирования музейно-педагогического процесса; Цель исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и опытно-поисковой проверке отдачи модели актуализации личности учеников средствами музейной педагогики в образовательном процессе. Объект изыскания: музейная педагогика как феномен культуры и образования. Предмет исследования: процесс актуализации личности учеников средствами музейной педагогики. Гипотеза исследования: актуализация личности учеников в образовании средствами музейной педагогики реальна при последующих допущениях: - будет выявлен и обоснован педагогический потенциал музейной культуры для актуализации (самоактуализации) личности учеников; - станут аргументированы принципы, пути и методы актуализации личного навыка познания и переживания объектов музейной культуры, становления рефлексии учеников в творческой работы; - при наличии структурно-функциональной модели актуализации личности учеников средствами музейной педагогики, включающей ценностно развивающий метод организации преподавания, дифференциацию и персонализацию образования; В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования: 1. Изучить состояние проблемы актуализации личности учащихся средствами музейной педагогики в зарубежной и отечественной педагогической теории и практике. 2. Определить понятийно-категориальный аппарат проблемы исследования. 3. Обосновать периодизацию генезиса отечественной музейной педагогики (XVIII в. - начало XXI в.), в основе которой лежат количественные и качественные характеристики исторической изменчивости процесса взаимодействия музея и образования. 4. Разработать научно обоснованную структурно-функциональную модель актуализации личности учащихся средствами музейной педагогики и проверить ее эффективность в опытно-поисковой работе. Теоретико-методологической основой исследования явились: философское осмысление культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.И. Гессен, М.С. Каган, JI.H. Коган, В.И. Колосницын, C.J1. Кропотов, Д.С. Лихачев, М.К. Ма-мардашвили, А.В. Медведев, Н.К. Рерих, Н.Ф. Федоров); психологические основы культурно-исторической теории личности идеятельностного подхода (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Исаев, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, В.И. Слободчиков); концепции актуализации и самоактуализации личности в зарубежной гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Эриксон); концепции гуманной педагогики и личностно-ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, А.С. Белкин, Е.В. Бондаревская, М.Н. Дудина, Э.Ф. Зеер, А.Б. Орлов, В.Д. Семенов, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская). База исследования: Нижнетагильский педагогический колледж № 1, где на протяжении семи лет проводилась опытно-поисковая работа автора. В исследовании приняли участие 216 чел. (186 обучащихся разных потоков, экспериментальные группы - 136 чел., контрольные группы - 50 чел., педагоги колледжа - 30 чел.). Для сравнительного анализа привлекались результаты исследования, проведенного ИРРО Свердловской области среди педагогов (236 чел.). Методы исследования: теоретические: анализ культурологической, исторической, историко-педагогической литературы, нормативных документов; I сравнение, обобщение, синтез, систематизация, классификация, периодизация и моделирование; эмпирические: педагогическое наблюдение, опытная работа, изучение и обобщение педагогического опыта, отчетной документации, беседа, анкетный опрос, тестирование, анализ творческих заданий, методы математической статистики. Научная новизна исследования состоит в том, что: уточнены понятия «музейная педагогика», ее объект, предмет, «средства музейной педагогики», «музейный педагог»; дополнены принципы музейной педагогики: самоактуализация личности; рефлексивность личности; креативность и проектирование образовательного пространства. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: уточнен с позиций современной гуманистически ориентированной образовательной парадигмы понятийно-категориальный аппарат музейной педагогики, ее объект, предмет, принципы, средства. Это позволило акцентировать внимание на актуализации (и самоактуализации) личности учащихся средствами музейной педагогики. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников литературы. Во введении автор приводит факты, которые позволяют судить об актуальности темы исследования, новизне и практической значимости. Определяет цель, задачи, объект и предмет исследования, выделяет рамки исследования, подбирает методы для проведения музейно-педагогического занятия, характеризует методологическую, источниковую базу исследования, степень научной разработанности темы. Глава 1 является теоретической частью исследования и включает в себя 3 параграфа. В первом параграфе рассматривается история музея. Во втором параграфе рассматриваются особенности деятельности музея. В третьем параграфе рассматриваются экспозиции и экскурсии музея Глава 2 является практической частью работы. Первый параграф включает анализ психолого-педагогического портрета посетителей (школьников). Во втором параграфе разработана методика мероприятия «Бисероплетение». Третий параграф представлен в виде индивидуального тексте ведения экскурсии и занятий по «Бисероплетение». В заключении представлены основные выводы. Список источников и литературы насчитывает 24 наименования.

Читать дальше
На основании проделанных исследований можно сделать следующие выводы. Анализ особенности музейной работы показывает на то, что сегодня музеи необходимо рассматривать как многоотраслевое учреждения, взаимодействующие со всеми областями жизни общества: культурой, образованием, туризмом, экономикой, политикой, наукой, техникой и высочайшими технологиями, информатикой и другими областями. Действие, оказываемое музеями на данные сферы, и то действие, которое данные сферы оказывают на музеи, в любом точном случае разно не равновесомо. Любому региону важна гармонирующая с его единой концепцией социально-экономического становления чёткая концепция становления музейного комплекса. Потому, с нашей точки зрения, нужно было развернуть музейно-образовательную кампанию; создать музейно-туристические программы становления с вовлечением в их основной массы музеев, туристических компаний и прочих заинтересованных организаций; сделать планы, предполагающие сотрудничество музеев с бизнесом, рассчитанные на перспективу, другими словами организовать общую работу всевозможных составляющих создаваемых музейных комплексов. Последствия проделанного исследования предполагают интерес для музейных учреждений, стремящихся усовершенствовать систему финансирования, сделать работу со всеми деталями музейного комплекса.
Читать дальше
1. Воспоминания о Ю.Н. Рерихе. М.: МЦР, 2002. 2. Из воспоминаний П.Д. Муратова. 1998 (Архив Музея Н.К. Рериха в Новосибирске). 3. Из воспоминаний В.П. Токарева. 1998 (Архив Музея Н.К. Рериха в Новосибирске). 4. Из воспоминаний Л.Р. Цесюлевича. 2008 (Архив Музея Н.К. Рериха в Новосибирске). 5. Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. 6. Рерих Ю.Н. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2002. 7. Рудзитис Р.Я. Встречи с Ю.Н. Рерихом. Минск, 2002. 8. АлешинаЮ. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология, сер. XIV. 1987. N2. 9. Динамика смертности населения России (краткий аналитический материал) // Госелмстат, Росстат и государственные службы статистики РФ. URL: http//www.gks.ru/free_doc/2007/demo/smert.htm 10. Зайцева Л. Б., Новожилова В. А., Тренина Н. Д. Проект детского интерактивного музея в Ярославском музее-заповеднике // Музей для всех. Сб. трудов творческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела АПРИКТ: Вып. 4. Составитель И. М. Косова. М., 2003. 11. Столяров Б А.Детский музей. Иллюзия или реальность? // Мир музея. 2002. N 2 (186). 12. Художественный музей и город. Новые формы деятельности. Том II, III. M., 1988. 13. Арзамасцев, В.П. О семантической структуре музейной экспозиции / В.П. Арзамасцев // Музееведение. На пути к музею XXI века. – М. : НИИ культуры, 1989. – С. 35–49. 14. Белоусова, Н.А. Музей «Археология и этнография Южной Сибири КемГУ» (из опыта построения экспозиции) / Н.А. Белоусова // Археология, этнография и музейное дело : сб. науч. тр. кафедры археологии Кемеровского гос. ун-та. – Кемерово : Б.и., 1999. – С. 129–130. 15. Беляков, К.В. Выставка «Исчезающий мир»: построение экспозиции и организация программы для посетителей / К.В. Беляков // Выставочная работа в естественно-научном музее. – М., 2002. – С. 16–95. – (Тр. / Гос. Дарвин. музей. Вып. 5). 16. Богомазова, Т.Г. Информационно-экспозиционный комплекс в музее / Т.Г. Богомазова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. – №5. – С. 72–77. 17. Волькович, А.Ю. Музейная экспозиция как семиотическая система : автореф. … дис. канд. культурологии / А.Ю. Волькович; СПб. гос. ун-т культурыи искусств. – СПб., 1999. – 23 с. 18. Вопросы совершенствования музейных экспозиций : [сб. cтатей] / cост. С.А. Каспаринская; отд. истории СССР доокт. периода. – М. : НИИ культуры, 1981. – 164 с.: ил. – (Труды / НИИ культуры. №103). 19. Выставочная работа музеев исторического профиля в условиях перестройки : метод. рекомендации / [сост. А.И. Поцелуева]. – М. : Изд-во Центр. музея революции СССР, 1990. – 34 с. 20. Гнедовский, М. Музейная выставка / М. Гнедовский // Советский музей. – 1987. – №3 (89). – С. 30–31. 21. Дюбе, Ф. Экспозиция как инструмент знания и инструмент показа / Ф. Дюбе // Международный журнал «Museum» (ЮНЕСКО). – 1995. – №185. – С. 4–5. 22. Жукова, А.В. Эволюция взаимоотношений археологической науки и музея (на материалах экспозиций музеев Москвы) : автореф. дис. … канд. ист. наук / А.В. Жукова; Рос. ин-т культуры. – М., 2000. – 25 с. 23. Загоскин, Д.В. Конкурентные преимущества музея : способы улучшения потребительских свойств экспозиции / Д.В. Загоскин // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005.– №9. – С. 80–85. 24. Знаменский, А.В. Модернизация музейной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в экспозиционно-выставочную деятельность провинциального музея / А.В. Знаменский // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003. – №10. – С. 70–75.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image