Если вам понадобился реферат цена на него известна сразу после заполнения формы заказа на сайте Work5.
. Эти термины употребляют как синонимы психолингвистики. Интересно отметить, что современные когнитологи (В.З. Демьянков, Л.В. Воронин и др.) в статье «Лингвопсихология как раздел когнитивной лингвистики, или Где эмоция – там и когниция» пишут о лингвопсихологии: «Термин «лингвопсихология», образован по образцу многих уже устоявшихся терминов. Так, психолингвистика – исследование предмета лингвистики методами психологии (в частности, с помощью психологических экспериментов), социолингвистика – исследование предмета лингвистики методами социологии (в частности, с помощью социологических опросов и т.п.), математическая физика – исследование предмета физики математическими методами. В отличие от психолингвистики, лингвопсихология – исследование предмета психологии (человеческой ментальности, эмоций, сознания, перцепции) лингвистическими методами, через призму обыденного языка…. Задача лингвопсихологии – выяснить семантику терминов человеческой духовности…»1 С любовью к языку: Сб. науч. трудов. Посвящается Е.С. Кубряковой. – Москва-Воронеж: ИЯ РАН, Воронежский государственный университет, 2002. – 492с.). . Нет единства и во мнениях и о предмете, объекте психолингвистики, особенно это заметно, если сопоставить направления западной психолингвистикии отечественной. Даже то, что на Западе психолингвистикойзанимаются в основном психологи, в России – лингвисты. В России психолингвистикадолгое время называлась «Теория речевой деятельности». Однако несмотря на такое разнообразие, есть то общее, что позволяет выделять психолингвистикукак особую область знаний. Слово «психолингвистика»впервые употребил американский психолог Н. Пронко в большой статье, опубликованной в 1946 г. под названием «Язык и психолингвистика»2 Pronko N. Н. Language and psycholinguistics. «Psychological Bulletin», v. 43, 1946. . Однако лишь в 1953 г. в г. Блумингтоне, штат Индиана, состоялся межуниверситетский исследовательский семинар, организованный известными американскими психологами Дж. Кэроллом и Ч. Осгудом, а также известным лингвистом и этнографом Т. Сибеоком, на котором это слово получило точное содержание и стало обозначать не добрые намерения отдельных авторов объединить под общим флагом языкознание и психологию, а сложившуюся научную теорию, которую в Америке считают отдельной наукой. Объект и предмет психолингвистики Вопрос о предмете той или иной научной области – это, в конечном счете, проблема отличия данной области знания от других областей, имеющих общий объект. Наук, изучающих человека и – уже – его речь, множество, и выделение собственно предметной области для психолингвистики весьма непросто. Усугубляется эта сложность промежуточным положением психолингвистики между лингвистикой и психологией. Психология противопоставляет механизм и процесс. При этом психология трактует речевой механизм как формирующийся в процессе присвоения языка как объективной системы. В процессе этого присвоения язык переходит из предметной формы в форму деятельности. Отсюда другое противопоставление: язык в предметной форме и язык как процесс (речевая коммуникация). Лингвистика противопоставляет язык как систему языку как процессу (речи). Психолингвистика имеет дело с языком как системой и языком как способностью (речевым механизмом). Иначе говоря, предметом психолингвистики является изучение природы и структуры языковой способности человека и ее реализации в речевой деятельности» (А.М. Шахнарович). «Предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности её комплексного моделирования»3 Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л., 1967. С.5-6 . Поэтому и термин теория речевой деятельности, по мнению А.А.Леонтьева, более точно описывает тот круг проблем, которыми занимается психолингвистика. В учебнике написано: «Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой»4 Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997. С. 19 . Иное определение дают И.Н.Горелов и К.Ф.Седов в учебном пособии «Основы психолингвистики» (М., 1998): «Предметом психолингвистики выступает языковая личность, рассматриваемая в индивидуально-психологическом аспекте»5 Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. уч. пос. М., 1997. С.5. . Е.С. Кубрякова: «В психолингвистике… в фокусе внимания постоянно находится связь между содержанием, мотивом и формой речевой деятельности, с одной стороны, и между структурой и элементами языка, использованными в речевом высказывании, с другой». Белянин В.П., считает, что предметом психолингвистики является процесс функционирования знаковой системы (языка), «а именно процесс создания и восприятия знаков языка людьми»6