Введение3 Объект и предмет психолингвистики5 История психолингвистики9 Настоящая практика18 Труды Белянина В.П.20 Заключение22 Список литературы24

Психолингвистика-междисциплинарный подход к изучению психолингвистики\"

курсовая работа
Психология
20 страниц
73% уникальность
2013 год
158 просмотров
Ризо А.
Эксперт по предмету «Психолингвистика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение3 Объект и предмет психолингвистики5 История психолингвистики9 Настоящая практика18 Труды Белянина В.П.20 Заключение22 Список литературы24
Читать дальше
По сравнению со многими науками психолингвистика относительно молодая отрасль знания, поэтому многие ученые говорят о том, что пока нет единства даже в вопросе самообозначения: наряду с термином психолингвистика используются «лингвопсихология» (Зимняя И.А. 2001), психология речи (Ушакова Т.Н. 1989).


Если вам понадобился реферат цена на него известна сразу после заполнения формы заказа на сайте Work5.


. Эти термины употребляют как синонимы психолингвистики. Интересно отметить, что современные когнитологи (В.З. Демьянков, Л.В. Воронин и др.) в статье «Лингвопсихология как раздел когнитивной лингвистики, или Где эмоция – там и когниция» пишут о лингвопсихологии: «Термин «лингвопсихология», образован по образцу многих уже устоявшихся терминов. Так, психолингвистика – исследование предмета лингвистики методами психологии (в частности, с помощью психологических экспериментов), социолингвистика – исследование предмета лингвистики методами социологии (в частности, с помощью социологических опросов и т.п.), математическая физика – исследование предмета физики математическими методами. В отличие от психолингвистики, лингвопсихология – исследование предмета психологии (человеческой ментальности, эмоций, сознания, перцепции) лингвистическими методами, через призму обыденного языка…. Задача лингвопсихологии – выяснить семантику терминов человеческой духовности…»1 С любовью к языку: Сб. науч. трудов. Посвящается Е.С. Кубряковой. – Москва-Воронеж: ИЯ РАН, Воронежский государственный университет, 2002. – 492с.). . Нет единства и во мнениях и о предмете, объекте психолингвистики, особенно это заметно, если сопоставить направления западной психолингвистикии отечественной. Даже то, что на Западе психолингвистикойзанимаются в основном психологи, в России – лингвисты. В России психолингвистикадолгое время называлась «Теория речевой деятельности». Однако несмотря на такое разнообразие, есть то общее, что позволяет выделять психолингвистикукак особую область знаний. Слово «психолингвистика»впервые употребил американский психолог Н. Пронко в большой статье, опубликованной в 1946 г. под названием «Язык и психолингвистика»2 Pronko N. Н. Language and psycholinguistics. «Psychological Bulletin», v. 43, 1946. . Однако лишь в 1953 г. в г. Блумингтоне, штат Индиана, состоялся межуниверситетский исследовательский семинар, организованный известными американскими психологами Дж. Кэроллом и Ч. Осгудом, а также известным лингвистом и этнографом Т. Сибеоком, на котором это слово получило точное содержание и стало обозначать не добрые намерения отдельных авторов объединить под общим флагом языкознание и психологию, а сложившуюся научную теорию, которую в Америке считают отдельной наукой. Объект и предмет психолингвистики Вопрос о предмете той или иной научной области – это, в конечном счете, проблема отличия данной области знания от других областей, имеющих общий объект. Наук, изучающих человека и – уже – его речь, множество, и выделение собственно предметной области для психолингвистики весьма непросто. Усугубляется эта сложность промежуточным положением психолингвистики между лингвистикой и психологией. Психология противопоставляет механизм и процесс. При этом психология трактует речевой механизм как формирующийся в процессе присвоения языка как объективной системы. В процессе этого присвоения язык переходит из предметной формы в форму деятельности. Отсюда другое противопоставление: язык в предметной форме и язык как процесс (речевая коммуникация). Лингвистика противопоставляет язык как систему языку как процессу (речи). Психолингвистика имеет дело с языком как системой и языком как способностью (речевым механизмом). Иначе говоря, предметом психолингвистики является изучение природы и структуры языковой способности человека и ее реализации в речевой деятельности» (А.М. Шахнарович). «Предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности её комплексного моделирования»3 Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л., 1967. С.5-6 . Поэтому и термин теория речевой деятельности, по мнению А.А.Леонтьева, более точно описывает тот круг проблем, которыми занимается психолингвистика. В учебнике написано: «Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой»4 Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997. С. 19 . Иное определение дают И.Н.Горелов и К.Ф.Седов в учебном пособии «Основы психолингвистики» (М., 1998): «Предметом психолингвистики выступает языковая личность, рассматриваемая в индивидуально-психологическом аспекте»5 Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. уч. пос. М., 1997. С.5. . Е.С. Кубрякова: «В психолингвистике… в фокусе внимания постоянно находится связь между содержанием, мотивом и формой речевой деятельности, с одной стороны, и между структурой и элементами языка, использованными в речевом высказывании, с другой». Белянин В.П., считает, что предметом психолингвистики является процесс функционирования знаковой системы (языка), «а именно процесс создания и восприятия знаков языка людьми»6

Читать дальше
Объект психолингвистики в различных ее школах и направлениях определяется по-разному. Но практически во всех определениях представлены такие характеристики, как процессуальность, субъект, объект и адресат речи, цель, мотив или потребность, содержание речевого общения, языковые средства. Понимание предмета психолингвистики претерпело эволюцию: от трактовки его только как отношения говорящего и слушающего к структуре сообщения, до соотнесения его с трехчленной теорией речевой деятельности (языковая способность – речевая деятельность – язык). С течением времени в науке изменялись как понимание речевой деятельности, так и трактовка самого языка, что породило массу разнообразных определений предмета психолингвистики. Начало современной психолингвистики было положено работами Соссюра (1911) и Блумфильда в первой половине XX века. Однако истинные революционные преобразования в эту науку были принесены в конце 50-х годов работами Хомского. Исследования «молекулярных структур» языка открыли путь к изучению не только его формальных характеристик и грамматики, но и природных особенностей. Последующие теоретические обобщения и преобразования были связаны, прежде всего, с построением семантических моделей. На первый план выдвигались прагматические и социально-лингвистические проблемы. С точки зрения Хомского, лингвисты должны рассматривать «идеального» носителя языка, действующего в условиях гомогенной речевой группы. Его подход, таким образом, характеризуется игнорированием конкретного речевого контекста. С другой стороны, представители социолингвистического направления выдвигают требование изучать язык в его контекстуальном обрамлении, в конкретной ситуации, окружающей его носителя. В современных психоаналитических исследованиях, в частности, в работах Шапиро, разнородная область психолингвистики получила дальнейшее развитие; отдельные авторы пытаются применять сугубо лингвистические модели к интерпретации психоаналитического эмпирического материала. В работе В.П. Белянина «Основы психолингвистической диагностики» представлена психолингвистическая типология художественных текстов по эмоционально-смысловой доминанте В другой его книге «Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя» представлена новая типология художественных текстов, основанная на выявлении эмоционально-смысловой доминанты авторов
Читать дальше
Pronko N. Н. Language and psycholinguistics. «Psychological Bulletin», v. 43, 1946. Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики. (Модели мира в литературе). / В надзаг. Российская академия наук, Институт языкознания. Фонд Чтения имени Н. А. Рубакина. — М.: Тривола, 2000. — 248 с. Белянин В. П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя. — М.: Генезис, 2006. — 320 с. Белянин В.П. Психолингвистика. Учебное пособие по курсу Психолингвистика. — М.: Новый Гуманитарный Университет Натальи Нестеровой, 1999. — 37 с. Виноградов В.С. Введение в переводоведение (общие и лексические вопросы) / В.С. Виноградов. - М.: Издательство института общего среднего образования РАО, 2001. –С. 12. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. уч. пос. М., 1997. С.5. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 1999. С.26 Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1998. – С. 19-21. Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л., 1967. С.5-6 Нуриев В.А. Адекватность перевода как лингвистическая проблема [Электронный ресурс] // Вестник ВГУ, Серия лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2003. – № 1. – Режим доступа: http://www.epmg.kz/ru/infocenter/articles-58.html С любовью к языку: Сб. науч. трудов. Посвящается Е.С. Кубряковой. – Москва-Воронеж: ИЯ РАН, Воронежский государственный университет, 2002. – 492с.). Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М., 2001. С.19
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image