В ходе написания дипломной работы были выполнены все поставленные цели и задачи:
- выявлена актуальность и необходимость ОСАГО;
- рассмотрена законодательная база ОСАГО;
- рассмотрены особенности государственного регулирования ОСАГО;
- проведен анализ рынка ОСАГО РФ;
- проанализировано взаимодействие РСА и ОСАГО ;
- выявлены проблемы урегулирования убытков ОСАГО;
- рассмотрены основные проблемы ОСАГО;
- выявлены перспективы развития ОСАГО.
Введение ОСАГО в РФ вызвало большой общественный резонанс. Этот вид страхования стал объектом широкого обсуждения и тщательного социологического изучения. Так социологические опросы в 2012 году дали следующие небезынтересные результаты:
Большинство автовладельцев (62%) положительно относятся к ОСАГО.
Причины приобретения полиса в целом по стране не исследовалась, однако, жители Москвы и Московской области покупает полисы, потому что бояться штрафов (69%), для других целей (техосмотр, постановка на учет 17,5%), для компенсации возможного ущерба (12,3%).
ОСАГО скорее затормаживает (а не ускоряет) развитие добровольных видов страхования, прежде всего, за счет низкого качества обслуживания. Так, 47% автовладельцев не довольны качеством ОСАГО, а 68% автовладельцев согласны, что получить деньги со страховщика достаточно сложно.
Нет данных, связанных с кросс-продажами по ОСАГО. Только в одном исследовании упоминается, что 10% страхователей по ОСАГО, приобрели также полис КАСКО. Не совсем понятно, купили они этот полис впервые, либо покупали и ранее, до введения ОСАГО.
К сожалению, рынку ОСАГО в РФ в настоящее время присущ ряд существенных проблем. Так, одной из проблем развития ОСАГО в России является «прямое урегулирование». «Прямое урегулирование» предусматривает возможность пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) автовладельца обращаться за компенсацией ущерба в свою страховую компанию, где он приобрел полис ОСАГО.
С каждым месяцем страховщики отмечают рост количества потерпевших, обращающихся за выплатой в рамках «прямого урегулирования». При этом нужно учитывать что данной процедурой автовладелец может воспользоваться в том случае если вред причинен только транспортному средству, в ДТП приняли участие два транспортных средства и оба участника застрахованы по ОСАГО.
Казалось бы, «прямое урегулирование» является благим намерением, направленным на помощь автовладельцам в получении выплат, но в связи с его введением возникла существенная проблема, которую ранее никто не мог предвидеть. По закону «Об ОСАГО» пострадавший в ДТП автовладелец может обратиться либо в свою страховую компанию, либо в компанию виновника ДТП. В такой ситуации ряд недобросовестных страховщиков начинают под различными незначительными предлогами затягивать выплаты, резко занижать размер ущерба, всячески направляя автовладельца к другому страховщику.
Такое поведение получило название «селекции убытков». Его экономический механизм связан с тем, что страховщик выплачивает своему страхователю, потерпевшему по ОСАГО меньшую сумму по сравнению с той, которую получает по фиксированным ставка в рамках системы «прямого урегулирования» от страховщика виновника ДТП. Другая сторона этого процесса обусловлена тем, что потерпевшие стараются обращаться за выплатой к крупному или надежному страховщику либо по прямому урегулированию в свою страховую компанию, либо по классической схеме урегулирования в страховую компанию виновника.
Основное направления совершенствования ОСАГО большинство автовладельцев связывают, в первую очередь, с упрощением процедуры разбора мелких ДТП (78%).
Большинство убытков в этом виде страхования приходится на вред, причиненный имуществу потерпевших, около 25% - на вред, причиненный жизни. 15% составляют уже заявленные, но не урегулированные убытки.
На долю крупнейших 20 компаний пришлось 78.6% от всей премии по ОСАГО в стране за 2012 г., причем 32.7% поступлений обеспечила система "Россгостраха". Эти 20 компаний выплатили 80% всего возмещения по ОСАГО. 34.5% от общих выплат пришлось на систему "Россгосстраха".
Международная система страхования этого вида ответственности называется «система Зеленой карты» (01.01.1953 г.) и называется так по цвету и форме страхового полиса.
«Зеленая карта» – система международных договоров сообщества страховщиков, осуществляющих обязательное страхование автогражданской ответственности. В эту систему входит более 40 государств Европы. При выезде за рубеж лучше покупать карту той страны, в которую не планируется заехать. Так как грин-карта может действовать повсюду, кроме страны эмитента.