Введение 3 1. Теоретические основы развития внимания у дошкольников 7 1.1 Особенности психосоциального развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………7 1.2 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста 15 1.3. Возможности ДОУ в развитии внимания и внимательности дошкольников 20 2. Анализ практического опыта развития внимания старших дошкольников в ДОУ 25 2.1 Условия организации деятельности воспитанников ДОУ, определяющие концентрацию и устойчивость их внимания 25 2.2 Содержание занятий в детском саду, направленных на развитие внимания у старших дошкольников 31 2.3. Рекомендации для педагогов и родителей по развитию внимания детей дошкольного возраста…………………………………………………….34 3. Экспериментальный анализ по исследованию возможностей игры как средства развития произвольного внимания дошкольников……………………40 3.1 Констатирующий эксперимент……………………………………….41 3.2 Формирующий эксперимент…………………………………………..52 3.3 Контрольный эксперимент……………………………………………53 Заключение 58 Список использованных источников 64 Приложение 1………………………………………………………….......69 Приложение 2………………………………………………………………77 Приложение 3……………………………………………………………….78 Приложение 4……………………………………………………………….79 Приложение 5……………………………………………………………….80 Приложение 6……………………………………………………………….81

Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

дипломная работа
Психология
100 страниц
78% уникальность
2013 год
198 просмотров
Смирнова Р.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Теоретические основы развития внимания у дошкольников 7 1.1 Особенности психосоциального развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………7 1.2 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста 15 1.3. Возможности ДОУ в развитии внимания и внимательности дошкольников 20 2. Анализ практического опыта развития внимания старших дошкольников в ДОУ 25 2.1 Условия организации деятельности воспитанников ДОУ, определяющие концентрацию и устойчивость их внимания 25 2.2 Содержание занятий в детском саду, направленных на развитие внимания у старших дошкольников 31 2.3. Рекомендации для педагогов и родителей по развитию внимания детей дошкольного возраста…………………………………………………….34 3. Экспериментальный анализ по исследованию возможностей игры как средства развития произвольного внимания дошкольников……………………40 3.1 Констатирующий эксперимент……………………………………….41 3.2 Формирующий эксперимент…………………………………………..52 3.3 Контрольный эксперимент……………………………………………53 Заключение 58 Список использованных источников 64 Приложение 1………………………………………………………….......69 Приложение 2………………………………………………………………77 Приложение 3……………………………………………………………….78 Приложение 4……………………………………………………………….79 Приложение 5……………………………………………………………….80 Приложение 6……………………………………………………………….81
Читать дальше
Внимание ? очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом ? ее качественное выполнение. Внимание – важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования.


Студенты спрашивают: где лучше всего заказать написание контрольной работы по экологии? Мы знаем ответ на этот вопрос. Заказывайте контрольные работы в Work5! 100% оригинальность, кратчайшие сроки и высочайшее качество работ - это наши стандарты!


. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка» [23, c. 42]. Внимание среди познавательных процессов занимает особенное место, поскольку оно не имеет собственного содержания, а обслуживает другие психические процессы. Внимание во многом определяет успешность их функционирования. От уровня развития свойств внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от уровня сформированности произвольного внимания, по-видимому, во многом зависит и успешность любой деятельности ребенка в целом. Внимание у детей дошкольного возраста имеет ряд качественных особенностей. Оно отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Предполагается, что в учебной деятельности у детей данного возраста развивается произвольное внимание. Ребенок постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия. Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались следующие ученые: Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и многие другие. Т. Рибо считал, что «внимание независимо от того является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, т.е. между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно тесную зависимость» [21, c. 58-59]. В своих трудах отечественный психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что «внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности» [47, c. 78-79]. Л.С. Выготский писал, что «история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка» [32, c. 19-26]. Актуальность работы обусловлена тем, что внимание – это психическое состояние человека, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности дошкольника. По мнению выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского, «…степень развития внимания в патологических случаях может служить критерием интеллекта и одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе» [27, c. 251]. Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, ? он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием. В процессе занятий проводимых в детском саду, ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. При развитии произвольного внимания формируются новые внутренние действия, начинающие управлять вниманием изнутри, удерживают его на предметах, которые могут быть не интересны для человека в данный момент, еле заметны по силе своего раздражения. Такое внимание начинает формироваться в конце дошкольного возраста, а наиболее благоприятный для этого период – младший школьный возраст. Внимание занимает особое значение в восприятии, понимании и усвоении дошкольниками изучаемого на занятиях материала. Многие проблемы, возникающие в учении, непосредственно связаны с недостатком развития внимания. Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить противоречие между необходимостью развития внимания у детей дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной разработкой психологических средств его коррекции у детей дошкольного возраста. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая состоит в изучении особенностей развития внимания у детей дошкольного возраста. Цель работы – изучить особенности развития внимания у детей дошкольного возраста. Объект исследования – внимание детей дошкольного возраста. Предмет исследования ? особенности развития внимания детей дошкольного возраста. Гипотеза: состоит в том, что своевременная диагностика уровня развития внимания позволит на основе данных разработать рекомендации воспитателям детских садов, родителям, направленные на развитие внимания детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. определить теоретические основы развития внимания у дошкольников; 2. раскрыть особенности психосоциального развития детей дошкольного возраста; 3. рассмотреть возможности ДОУ в развитии внимания и внимательности дошкольников; 4. проанализировать практический опыт развития внимания старших дошкольников в ДОУ; 5. рассмотреть содержание занятий в детском саду, направленных на развитие внимания у старших дошкольников; 6. проанализировать констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Методологические основы исследования составили идеи отечественных ученых о понимании психики человека как системного многоуровневого образования, все звенья которого взаимосвязаны, а так же принцип единства сознания и деятельности согласно которому психика ребенка формируется и развивается в контакте его ведущего вида деятельности. Теоретическая основа исследования: изучением проблемы внимания занимались следующие ученые: Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Н.Л. Агеносова, С.Л. Кабыльницкая, Г.Н. Лаврова, В.С. Мухина, Т.В. Петухова, Н.М. Сафонова, Е.Л.Солдатова, Д. Б. Эльконин, С.Г. Якобсон и др. Методы исследования: 1.Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме внимания детей дошкольного возраста; 2. Эмпирические: психодиагностические («Проставь значки», «Найди и вычеркни»); 3. Методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных. Опытно-экспериментальная база: учреждение МОУ ДОУ г. Москвы. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были изучены теоретические основы изучения проблемы внимания у детей дошкольного возраста, дана психологическая характеристика детей, выделены особенности развития внимания. Практическая значимость исследования состоит в том, что были подобранны методики, изучены особенности внимания детей дошкольного возраста, разработаны рекомендации направленные на развитие внимания. Материал работы может быть использован в методических объединениях, на родительских собраниях, на курсах повышения квалификации. Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, приложений.

Читать дальше
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. В человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Развитие свойств внимания детей старшего дошкольного возраста является одной из основных задач обучения и воспитания. Проблема психолого-педагогических условий развития свойств внимания старших дошкольников не теряет своей актуальности в силу того, что современная система образования предъявляет особые требования к задачам интеллектуального воспитания детей. Развитие внимание старших дошкольников в образовательном процессе предполагает создание таких ситуаций, с использованием различных методов обучения, в процессе реализации которых тяга к познанию и восприятию материала или события, станет доминирующей и постоянной. Задачи психического развития дошкольников успешно решаются при профессионально грамотной организации и осуществлении психолого-педагогических процессов обучения и воспитания. Это представляется возможным в том случае, если старший дошкольник также прилагает собственные усилия для решения разнообразных задач, при этом развиваются не только исполнительские способности, такие как память, внимание, умение копировать действия других и повторять увиденное или услышанное, но и творческие, такие как умение сопоставлять и анализировать, наблюдательность, находить связи, зависимости, комбинировать закономерности. Развитие внимания старших дошкольников можно определить как проявление интереса к познавательной деятельности, получению новых умений и навыков, знаний, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность в использовании различных способов действия для приобретения знаний и расширения кругозора, следовательно, развитие совместной познавательной деятельности вытекает из потребностей и интересов ребенка и движется мотивами и отношением к реальной действительности. В психологии на сегодняшний день сохраняется понятие внимания как определенной стороны или характеристики всякой деятельности субъекта или, что является только другим выражением того же самого, отрицается внимание как самостоятельная форма психической деятельности. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, концентрацией и переключаемостью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию. Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети в возрасте 6-7 лет впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства, т.е. возникает так называемое произвольное внимание. Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача - продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Развитие произвольного внимания - важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности как игры по правилам, конструирование и т. п., и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства. Одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, выступающая как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания. Особую роль в формировании произвольного внимания играют игры с правилами, которые кроме повышения уровня развития основных качеств произвольного внимания содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности. Разработанная нами коррекционно-развивающая программа с использованием игр и игровых упражнений способствовала улучшению таких характеристик как объем, концентрация, переключаемость внимания, повысила самостоятельность и активность детей, тем самым увеличила уровень развития целенаправленности дошкольников. Это говорит об эффективности проведенного нами эксперимента. Наша гипотеза о том, что развитие произвольного внимания дошкольника будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить в играх с правилами, подтвердилась. Мы доказали, что игра может являться средством развития произвольного внимания детей дошкольного возраста. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Часто встречается недостаточная произвольность внимания, при этом ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию. Подобный недостаток не может быть устранен фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требует, как показывают исследования, для его преодоления специально организованной работы, нередко посредством игровой деятельности, близкой сферой для детей данного возраста. В результате исследования мы раскрыли сущность понятия внимания и охарактеризовали его особенности у дошкольников, провели опытно-экспериментальную работу по определению уровня развития внимания у дошкольников, разработали методические рекомендации по развитию внимания. Анализ опытно-экспериментальной работы показал, что проблема особенности развития внимания в дошкольном возрасте значительна. Полученные результаты показали, что в дошкольном возрасте складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов. Внимание становится опосредованным. В результате мы выявили, что у некоторых детей отсутствие интереса и мотивации к заданию, что непосредственно связано с недостатками в развитии внимания. Нами было предложено несколько вариантов занятий, игр с воспитателями, родителями и детьми. Занятия и игры направлены на развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания; игры, направлены на развитие слухового внимания, на развитие сенсорного внимания. Использовались научные методы диагностики внимания, игры и упражнения для коррекционно-развивающей работы, психогимнастика. Прежде всего, проводили наблюдение, беседу с детьми и родителями. Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Поняв, что проблема развития внимания у детей дошкольного возраста значительна, т.к. внимание – один из главных психических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе. В целях совершенствования развития внимания у детей дошкольного возраста целесообразна разработка методик и использование нестандартных задач. Систематически использовать на занятиях игровые задания, способствующие развитию у дошкольников познавательного интереса и самостоятельности. Осуществлять целенаправленное обучение дошкольников с помощью специально подобранных игровых упражнений, учить их наблюдать, запоминать. Такая работа должна вестись по двум направлениям: 1. Использование специальных игровых упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение. 2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких игровых занятий: попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что работа по развитию внимания дошкольников дело важное и необходимое.
Читать дальше
1. Апинян Т.А. Игра как феномен культуры. Автореферат дис. д. ф. н. /Т.А. Апинян.— СПб., 1994.- 39 с. 2. Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А. Урунтаевой /Ю.А.Афонькина, Г.А.Урунтаева. -М.: Просвещение: Владос, 1995. - 52 с. 3.Бармашова Е. Игровая мозаика: программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста / Елена Бармашова// Школьный психолог. - 2005. - № 5. – 254с. 4.Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 64 с. 5.Бондарев И.П., Вылегжанин О.И. и др. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии.–2000. – №5. – 354с. 6.Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 2000. – 320 с. 7. Богословский, В.В. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов /В.В.Богословский, А.А.Степанов, А.Д.Виноградова.-М.: Просвещение, 1981. -87 с. 8.Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры /З.М.Богуславская//Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Просвещение, 2009. – 367с. 9.Воронин А. Н. Методики диагностики свойств внимания. \\ Методы психологической диагностики. \ Под ред. В. Н. Дружина, Т. В. Галкиной. - М., 1993. – 254с. 10.Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 2002.- т.4. – 214 с. 11.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / В.В. Давыдов, Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2007. – 480с. 12.Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Академия, 2008. – 320 с. 13.Гальперин. П. Я. К проблеме внимания // Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001.- 296с. 14.Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова – М.: Омега-Л, 2005. – 858с. 15.Диагностика познавательной сферы ребенка / Под ред. Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой М.,1994 г. – 264с. 16.Добрынин Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания. - М.: Высшая школа, 2009.- 236с. 17. Ильина, М.Н. Тесты для детей, сборник тестов и развивающихся упражнений /М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева.- СПб.: Дельта, 2003. – 243 с. 18.Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Белоус А.Н. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие – Мн.: Университетское, 2007.- 237с. 19.Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с. 20. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. — М., 1999. – 268с. 21.Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. – 314с. 22.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. – 180 с. 23.Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Высшая школа, 2002. – 223 с. 24. Максимова, А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей /А.Максимова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 26 с. 25.Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-Пресс, 2000. - 352 с. 26.Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Изд-во «Академия», 2000. – 205с. 27.Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 631 с. 28. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. / Р.В.Овчарова. - М.:Просвещение, 1996. - 324 с. 29.Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001 г. – 351с. 30. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.Н.Палагина.- М.: Московский психолого- социальный институт, 2005. - 234 с. 31.Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание. М.: Издательство Ось-89, 2001. – 269с. 32.Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии.- 2001.- №1.- 315с. 33.Психология / Под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект, 2000.- 584 с. 34. Психология дошкольника. Хрестоматия для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 1997. - 44 с. 35.Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003.- 230с. 36.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер 2010. – 720с. 37.Руководство играми детей в дошкольном учреждении: Из опыта работы. /Под. ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2008. – 112 с. 38.Самсонова Е.В. Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками // Психолог в детском саду.- 2003.- №3.- С.89-109. 39.Сапогова Е. 100 игр для больших и маленьких. Игры для развития внимания дошкольников Издательства: АСТ, Астрель, Родничок, 2002 г. – 354с. 40.Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности /Е. Смирнова //Дошкольное воспитание. – 2002. - №4. – С. 70-73. 41. Туревская Е.И. Возрастная психология. - Тула. – 2002. – 298с. 42. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей /Л.Ф.Тихомирова.- Ярославль, 1996. - 153 с. 43. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов.- Ярославль, 1995. - 64 с. 44.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ /Г.А. Урунтаева. - М.: «Академия», 1996. - 336с. 45. Урунтаева, Г.А. Диагностика детей дошкольного возраста / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 1997. - 423 с. 46. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии/ Под ред. Г.А. Урунтаевой / Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 53 с. 47.Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей /А.П.Усова //Дошкольное воспитание.- 2010.- № 10. -С. 79-83. 48. Фесюкова, Л.Б. от 3-х до 7-ми. Книга для пап, мам, дедушек и бабушек / Л.Б. Фесюкова. - Харьков, Ростов-на-Дону «Феникс», 1997. - 70 с. 49.Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 480с. 50. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.В.Черемошкина. - Ярославль, 1997. - 55 с. 51. Чистякова, М.И. Психогимнастика. 2-е изд./ Под ред. М.И. Буянова М.И.Чистякова. - М.:Просвещение, 1995. - 153 с. 52.Шашина В.П. Методика игрового общения / В. П. Шашина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 354с. 53. Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / О.А. Шаграева.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 234 с. 54. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов/ И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2007. – 278с. 55.Эльконин Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2001. – 360 с. 56.Якобсон С.Г. Внутренние действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников /С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. - 2000. - № 6(нояб.-дек.). - С.19-25. 57.Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валерии СПД, М.: ТЦ Сфера, 2002.- 112 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image