ВВЕДЕНИЕ 2 Глава I. Теоретико-методологические и историко-правовые предпосылки формирования и развития системы местного самоуправления 4 § 1. Характеристика местного самоуправления в правовой мысли XVIII–XIX вв. 4 § 2. Истоки и предпосылки формирования и развития системы местного самоуправления 12 Глава II. Реформы местного самоуправления второй половины XIX века в Российской империи 24 § 1. Подготовка и правовое оформление реформ местного самоуправления в 1860-1870-е гг. 24 § 2 Местное самоуправление в условиях консервативных правительственных мер 1880- 1890 гг. 28 Глава III. Опыт реформ местного самоуправления второй половины XIX в. в современном развитии России 36 § 1. Историческое значение и возможности использования исторического опыта организации местного самоуправления в Российской империи в Российской Федерации 36 § 2. Становление, развитие и перспективы дальнейшего развития нормативно-правовой базы местного самоуправления современной России в контексте исторического опыта 52 Заключение 63 Список литературы 68

Реформы местного самоуправления второй половины XIX века: история и современность

дипломная работа
Право
60 страниц
84% уникальность
2013 год
167 просмотров
Анна И.
Эксперт по предмету «История государства и права»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 Глава I. Теоретико-методологические и историко-правовые предпосылки формирования и развития системы местного самоуправления 4 § 1. Характеристика местного самоуправления в правовой мысли XVIII–XIX вв. 4 § 2. Истоки и предпосылки формирования и развития системы местного самоуправления 12 Глава II. Реформы местного самоуправления второй половины XIX века в Российской империи 24 § 1. Подготовка и правовое оформление реформ местного самоуправления в 1860-1870-е гг. 24 § 2 Местное самоуправление в условиях консервативных правительственных мер 1880- 1890 гг. 28 Глава III. Опыт реформ местного самоуправления второй половины XIX в. в современном развитии России 36 § 1. Историческое значение и возможности использования исторического опыта организации местного самоуправления в Российской империи в Российской Федерации 36 § 2. Становление, развитие и перспективы дальнейшего развития нормативно-правовой базы местного самоуправления современной России в контексте исторического опыта 52 Заключение 63 Список литературы 68
Читать дальше
Актуальность темы.Развитие политической системы России на протяжении большей части ее исторического пути характеризовалось доминированием централизованного государства, сравнительно низким уровнем гражданского участия в решении публичных дел в сочетании с сильной коллективистской (общинной) традицией на локальном уровне. В силу этого Российская Федерация имеет своеобразный исторический опыт местного самоуправления, отличный от западного, и потому она не может быть отнесена к какой-либо из перечисленных выше классических моделей муниципальной организации. В дореволюционной России самоуправление имело два направления институционального развития. Первое связано с наличием общинного землепользования и достаточно поздним освобождением крестьян от крепостной зависимости (и еще более поздним адекватным правовым оформлением частной собственности на землю). Применительно к общине правильнее говорить о специфическом квазиадминистративном механизме принятия административных решений (раскладка и сбор налогов, воинская повинность).


Обращайтесь к нам и заказывайте написание реферата по обществу. Рассчитаем стоимость работы бесплатно. Скидка 1000 рублей на 1 заказ!


. Второе направление развития местного самоуправления связано с появлением вначале земского (1864), а затем и городского (1870) самоуправления как режимов, выполняющих функции как государственные (решение дел публичной сферы), так и общественные (самоорганизация в целях защиты прав и интересов городских сословий и сельских обывателей, организации локального управления общими делами и имуществами). Несмотря на наличие в историческом опыте России определенных самоуправленческих начал (начиная с новгородской вечевой демократии), по сути, только становление земского и городского самоуправление дает начало местному самоуправлению в нашей стране в его современном понимании. Цель дипломной работы состоит в том, чтобы проследить развитие элементов самоуправления в истории России и их сосуществование с элементами государственного управления на разных этапах развития государства, начиная с реформ второй половины девятнадцатого века. Задачи: - рассмотреть теоретико-методологические и историко-правовые предпосылки формирования и развития системы местного самоуправления; - описать реформы местного самоуправления второй половины XIX века в Российской империи; - провести анализ реформ местного самоуправления второй половины XIX в. в современном развитии России. Предмет исследования - реформы второй половины XIX века: история и современность. Объект исследования - местное самоуправление. Теоретическую основу работы составили положения и выводы, сформулированные в отечественной государственно-правовой и историко-правовой науке, а также в ряде трудов отечественных ученых. Специфика темы исследования обусловила привлечение материала по общей теории государства и права, административному праву, а также некоторых материалов по теории местного самоуправления зарубежных стран. Практическое значение работы. Материалы и выводы, содержащиеся в дипломной работе, могут быть использованы в преподавании курсов истории отечественного государства и права и истории политических и правовых учений, при дальнейшей разработке данной темы, проведении научных исследований. Опыт законодательных реформ, рассмотренных в работе, может быть использован при разработке современного законодательства о местном самоуправлении. В данной работе будут проанализированы как нормативные акты, регулирующие вопросы местного самоуправления на разных исторических этапах, так и работы известных ученых, посвященные данной теме (Айвазян М., Игнатов В.Г., Бутов В.И., Кряжков В.А., Краснов М.А., Любовный В.Я., Лаптева А.Е., Иванов В.Н., Постовой Н.В., Шугрина Е.С., Филиппов А.Н., и др.). Глава I. Теоретико-методологические и историко-правовые предпосылки формирования и развития системы местного самоуправления § 1. Характеристика местного самоуправления в правовой мысли XVIII–XIX вв. Сравнивая различные исторические явления, нередко можно обнаружить их формальное сходство, подобие, но в содержательном отношении они никогда не бывают тождественны, поскольку возникают в иных исторических условиях, в обществе с иным опытом. С этой точки зрения возврат к прошлому в полном смысле этого слова на практике невозможен. Могут быть воспроизведены формы каких-то институций, но их содержание, а значит, и результаты функционирования опять же будут различными. Проблема организации местного управления (иначе говоря, проблема управления территориями) оставалась актуальной для российских верховных властителей на протяжении почти всей истории России как таковой — со времени складывания Московского царства и до сегодняшнего дня. При этом в течение рассматриваемого периода непрерывно менялось и само государство: оно постоянно росло, инкорпорируя новые территории и народы, эволюционируя от достаточно компактного и по преимуществу мононационального к полиэтническому имперского типа. При изучении процессов, происходивших в организации местного управления, следует иметь в виду, что менялся менталитет самих правителей, их ценностные ориентиры, представления об идеальной форме правления. Так, государям XV — XVI вв. был свойствен средневековый образ мышления, и именно поэтому вновь присоединяемые, завоеванные территории, как правило, еще долго рассматривались как чужеродные, где сохранялись традиционные особенности управления.

Читать дальше
Теоретические и практические основы управления крупнейшими городами в России в рыночной системе хозяйствования стали формироваться лишь в последние годы в условиях отставания законодательной и нормативно-правовой базы. Поэтому общая и главная проблема заключается в том, что сегодня еще не разработана система оптимального распределения полномочий, функций, прав, обязанностей и ответственности между центральными, региональными и местными органами управления. На практике сложилась критическая ситуация в соблюдении многих правовых норм и положений, которые не соответствуют принципу приоритета целостности города. Вошедшее в противоречие с логикой жизни федеральное законодательство по вопросам местного самоуправления, базирующееся на внутригородском муниципальном образовании, никак не учитывает вопросы стратегического и оперативного планирования развития города в градостроительном, экономическом и социальном направлениях, возможности эффективного привлечения инвестиций в город и многие другие вопросы. Наряду с общими для Российской Федерации, существуют отдельные специфические проблемы, касающиеся только двух городов – мегаполисов г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, в отношении которых в Конституции РФ закреплен особый подход – признание их особого статуса и наделение полномочиями субъектов Федерации. В Конституции РФ они названы городами федерального значения, а правовое содержание термина «город федерального значения», в силу отсутствия федерального закона, не имеет однозначного юридического толкования. В Конституции РФ нет статьи, в которой говорилось бы, что, приобретая статус субъектов Российской Федерации, Москва и Санкт-Петербург перестают быть городами в собственном смысле. Одним из существенных отличий такого города от других городов РФ является то, что статус города федерального значения регулируется уставом города в соответствии с Конституцией РФ, а статус других городов – собственными уставами в соответствии с законами субъектов РФ и федерального законами. Фактически на общегородском уровне должны как бы существовать две параллельные властные структуры, которые несут политическую ответственность перед жителями, имеют полномочия в отношении одних и тех объектов собственности города и реализуют одинаковые функции. При этом федеральное законодательство по вопросам местного самоуправления имеет общий характер: в нем не выделены и не в полной мере учтены особенности этих городов, что дает основание по-разному толковать отдельные статьи законов в отношении систем управления этими городами. В частности, для того чтобы в полном объеме исполнить Конституцию РФ, то есть сохранить город как субъект РФ и в то же время осуществлять местное самоуправление, возникает необходимость организовать внутригородские муниципальные образования на уровне районов города. Но сегодня стало очевидным, что внутригородские муниципальные образования не могут быть наделены в полном объеме всеми предметами ведения, которые закрепляются за ними в соответствии с федеральным законодательством. Большую часть, а именно две трети из тридцати, вопросов местного значения, входящих в соответствии с Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в компетенцию муниципальных образований. Это те основные особенности, которые свидетельствуют о сложности исполнения внутригородскими муниципальными образованиями всех предметов ведения согласно Федеральному Закону «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и необходимости разграничения вопросов, относящихся в соответствии с Конституцией РФ в ведении государства и вопросов, в решении которых должны принимать участие как органы местного самоуправления, так и органы власти субъекта Федерации. Перечень вопросов местного значения не должен быть закрытым. Данный перечень должен определяться законами субъектов Федерации с учетом местных условий и особенностей. Дальнейшее развитие местного самоуправления целесообразно осуществлять также с учетом следующих положений. 1.Сохранение трехзвенной системы городского управления (город-округ-район) и двухзвенной системы местного самоуправления. С развитием местного самоуправления на префектуры будут возложены в основном координирующие и контролирующие функции. Исторический опыт Франции является аргументом в защиту института префектов. Как известно, он был создан Наполеоном законом от 17 февраля 1800 года. Префект строго подчиняется указаниям центральной власти и обладает большой гибкостью через принятие личной ответственности при выполнении оперативных задач. Наполеон говорил, что следует «датировать обретение французами счастья с установления института префектов». В течение двухсот лет при любых режимах (монархии, империи, республике) этот институт сохранялся, все режимы опирались на него. 2.Должно быть предусмотрено право органов местного самоуправления передавать при необходимости по договорам часть своих полномочий органам государственной власти субъекта Российской Федерации. 3.В целях урегулирования вопроса обеспечения через муниципальные органы установленных государством социальных льгот (их более 80), необходимо ввести положение, что органы местного самоуправления не несут ответственности за невыплату льгот, если не имеют соответствующего финансирования от федеральных и региональных властей.
Читать дальше
Анисимов, Е.В. 1989. Время петровских реформ. Л., с.146-149. Анисимов, Е.В. 1997. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого. СПб., с.40-41. Алексеев В.П. Народовластие в древней Руси. Ростов-на-Дону: Типография Т-ва «Донская Речь», 1904. Анненков К.Н. Задачи губернского земства. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1890. Айвазян М. Самоуправление //Сегодня! 2012. 1. С. 4-9. Барабашев Г.В. Идеалы самоуправления и российская действительность //Государство и право. 2011. 11. С.137-145. Барабашев Г.В. Самоуправление в начале пути //Народный депутат. 2010. 4. С.6-11. Батурин Ю. Ледоход истории. Оптимистические теории безнадежной ситуации //Сегодня! 2012. 1. С. 11-15. Васильев В. Готовится важнейший закон. Не допустить бы ошибок //Российская Федерация, 2012, №13. С. 14-17. Вертикаль власти. Региональная и национальная политика, принципы местного самоуправления Российской Федерации. М., 2011. - 225 с. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М., 2011. - 140 с. Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. М., 2010. 224 с. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 2010. - 262с. Герасименко Г.А. Земства и Советы //Свободная мысль. 2012. 4. С.97-106. Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России //Государство и право. 2011. 2. С. 142-152. Говоренкова Т.С. Самоуправление: воспоминание о будущем /СССР: демографический диагноз. М., 2010. С.173-184. Дементьев А.Н. О "системе советов” и земских учреждениях в России: возможные исторические параллели //Государство и право. 2010. 8. С.112-19. Ефремова Н.Н., Лаптева Л.Е. История земств и перспективы развития местного самоуправления //Государство и право. 2011. 11. С.150-153. Ефремова Н.Н., Намытина Н.В. Местное самоуправление и юстиция (1864-1917) //Государство и право, 2009, 4. С. 126-133. Ерошкин, Н.П. 1983. История государственных учреждений дореволюционной России. М., с.88. Замотаев А. Основные понятия и термины местного самоуправления //Городское управление. 2012. №5-6. Ильинский И.П. Социалистическое самоуправление народа. М., 2009. - 239с. Исполком местного совета народных депутатов. Правовое положение /под ред. Г.В.Барабашева. М., 2011. - 158 с. Игнатов В.Г. Становление государственного управления и местного самоуправления в современной России. - Ростов н/Д: Сев-Кавк. Акад. Гос. службы, 2011. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт. Учебное пособие. Москва – Ростов н/Д: «МарТ», 2010. Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1909. Т. 2. Каменский, А.Б. 1999. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века: опыт целостного анализа. М., с.340-345. Кармолицкий А.А. К вопросу о местной администрации как органе управления //Вестник МГУ. Сер. 11, 2012. 3. С.23-30. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: муниципальный уровень //Вестник МГУ. сер. 11. 2011. 2. С. 14-22. Комментарий к законодательству о городских, районных в городе советах. М., 2009. - 720с. Кряжков В.А. Местное самоуправление: правовое регулирование и структуры //Государство и право. 2012. 1. С. 16-24. Кутафин О.Е., Шеремет К.Ф. Компетенция местных советов. М., 2011. - 223с. Краснов М.А. Введение в муниципальное право. М., 2012. -16 с. Лепешкин А.И. Местные органы власти советского государства. М., 1959. - 411с. Лукьянов А.И. Развитие законодательства о советских представительных органах власти. М., 2009. - 351с. Любовный В.Я. Территориальное управление в условиях формирования рыночных отношений //Государство и право. 2012. 9. С.20-29. Лешков В.Н. Русский народ и государство. История русского общественного права до XVIII в. М.: Университетская типография, 1858. Лаптева А.Е. Об истории земских учреждений в России //Государство и право. 2012. 8. С. 122-131. Местное самоуправление: российский вариант. М., ИНИОН. 2012. -68с. Материалы по земскому общественному устройству. Т. 2. СПб.,1886. Мыш М.И. Городовое положение со всеми относящимися к нему узаконениями, судебными и правительственными разъяснениями. Издание восьмое, испр. и доп. СПб.: Типография Н.А. Лебедева, 1888. Муниципальное управление: Учебное пособие для вузов. / Под ред. В.Н. Иванова. М., 2012. Омельченко, О.А. 1993. "Законная монархия " Екатерины II. М., с.72. О некоторых вопросах, связанных с реализацией Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Разъяснения Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления //Российская Федерация. 1996. №9. С. 19-21. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции. М., 2010. - 135 с. Остром В. Демократия и самоуправление //Государство и право. 2011. №4. С. 124-129. Поляков А. О ходе исполнения Федерального закона //Городское управление. 2011. №5. С. 32-38. Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М., 2010. - 189 с. Ревенко Л. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” //Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 2010. №3. С. 10-14.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image