Введение 2
Глава 1. Семья и семейное воспитание в жизни старшего дошкольника 4
1.1 Понятие, структура и функции семьи 4
1.2 Специфика современной семьи 9
1.3 Особенности ролевой структуры современной семьи 15
Глава 2. Развитие старшего дошкольника в семье 22
2.1 Общая характеристика психического развития детей дошкольного возраста 22
2.2 Значение семейного воспитания для развития личности ребенка в старшем дошкольном возрасте 27
2.3 Развитие представлений о родительстве в дошкольном возрасте 32
Глава 3 Экспериментальная часть 43
3.1. Описание методик эмпирического исследования 43
3.2. Исследование особенностей развития представлений о роли мамы и папы у детей старшего дошкольного возраста 51
Заключение 54
Список литературы 55
Читать дальше
Гипотеза исследования – мы предположили, что развитие семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста средствами игры будет протекать успешно, если:
1. Будет определено содержание игры с учетом возраста детей;
2. Будет разработана программа, обеспечивающая влияние игры на развитие семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Практическое значение работы заключается в том, что результаты данной работы можно использовать для практической деятельности в работе воспитателей и психологов детских дошкольных учреждений, а так же для статистических данных и научных работ.
Изучая теоретический материал по теме: «Представления детей старшего дошкольного возраста о ролях мамы и папы в семье», мы выяснили, что представления детей старшего дошкольного возраста формируется под воздействием целого ряда новообразований, характерных данному возрасту. В частности у детей старшего дошкольного возраста развивается механизм эмоционального контроля, появляется иерархическая структура переживаний. Развивается и обогащается индивидуальный опыт – главный источник конкретных знаний о себе, появляется способность к анализу, оцениванию и контролированию своих действий и поступков.
Уделяя особое внимание факторам, влияющим на представления детей старшего дошкольного возраста о ролях мамы и папы в семье, выяснили, что главным и самым важным фактором является детско-родительское отношение. Необходимо отметить, что в психологической литературе влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста исследовано не в полном объеме.
Читать дальше
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2011.
Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Советская педагогика. 1954. № 8.
Биологическое и социальное в развитии человека / Под общ. ред. Б.Ф. Ломова. М., 2012.
Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2011.
Бендас Т. В. Тендерная психология / Т. В. Бендас. СПб., 2010.431 с.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 2011.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 2012.
Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. О. Шуаре Марта. М., 2010.
Волович М.Б. Не мучить, а учить: О пользе педагогической психологии. М., 2012.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2009.
Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 2010.
Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2009.
Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 2010.
Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 2009.
Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 2012.
Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. М., 2012. Вып. 3.
Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы консультирования: пособие для психолога д/у / О.А. Карабанова. - М.: Академия, 2007.- 530с.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2010.
Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 2010.
Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М., 1995.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М., 1996.
Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.
Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.И. Щербакова. М., 2010.
Психология и учитель / Пер. с англ. Гуго Мюнстерберг. 3-е изд., испр. М., 2011.
Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2010.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М., 2010.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 2008.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.3. 1948.
Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. М., 2010.
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 2011.
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. М., 2010.
Якунин В.Я. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 2008.
Ярошевский М.Г. История психологии. М., 2010.
Читать дальше