Введение 3
Глава 1. Пелопоннесская война и ее последствия 6
Глава 2.Фукидид – летописец Пелопоннесской войны 21
Заключение 25
Список литературы 27
Читать дальше
Чему же учит Пелопонесская война? Главный вопрос любой войны – ее истоки.
Ответ на этот вопрос содержится в слове, которое ввел в оборот Фукидид – «профасис», что означает «субъективно переживаемая обида» или, проще говоря, «предлог».
Спарта обнародовала целый список претензий к Афинам, якобы причинившим ей нестерпимые обиды и вынудившим ее против собственной воли объявить войну. Но все это были поверхностные предлоги, а истинная причина спартанской агрессии, как указывает Фукидид, заключалась в другом.
Афины были могучей, растущей торговой державой, либеральной демократией, культурным центром античного мира. Они внушали страх, зависть и ненависть спартанской олигархии – косному аграрному государству, которое решило, пока не поздно, сокрушить столь опасного соперника, угрожавшего полностью затмить Спарту. По Фукидиду побудительными мотивами любой агрессии являются зависть, корысть, гордыня или жажда мести за поруганную честь. Однако истинные причины войны обычно не называются – вместо них в ход пускаются всевозможные «профасисы».
Великий историк указывает и на другой важнейший фактор, имеющий прямое отношение к проблеме войны и мира: фактор сдерживания. Когда афинский лидер Перикл решил взять на вооружение тактику выжидания в расчете пересидеть противника, он тем самым показал спартанцам и всему миру, что афиняне не могут покарать агрессора, что они не в состоянии прогнать врага, привольно расположившегося у самых стен их города. Афины не могли более держать Спарту в страхе, они проявили слабость и тем самым обрекли себя на войну.
Итак, по Фукидиду, войны начинаются из-за субъективно воспринимаемых обид и отсутствия фактора сдерживания. А как они кончаются?
Пелопонесский конфликт мог разрешиться только одним из двух путей: либо афинская армия должна была разгромить в решающей битве войска противника, штурмом взять Спарту и освободить рабов, на труде которых держалась вся военно-экономическая мощь спартанской олигархии, либо спартанцы должны были перенести военные действия на море, сокрушить афинский флот и отрезать противника от внешнего мира, обрекая его на голод.
Пока стороны топтались на месте, не зная толком, что делать дальше, войне не было видно конца.
В 421 году Афины и Спарта были настолько истощены, что заключили перемирие, длившееся пять с половиной лет, но затем боевые действия возобновилась. И лишь когда в 404 году спартанцы перешли к решительным действиям, они смогли в короткий срок завершить конфликт в свою пользу.
Иными словами, война заканчивается только в том случае, когда одна из сторон наносит решающее поражение противнику и навязывает ему свою волю. То есть когда устраняется истинная причина конфликта. Объятые завистью и страхом перед Афинами, спартанцы были полны решимости положить конец политической, культурной и экономической гегемонии лидера древнегреческой демократии. Как только эта задача была выполнена, дальнейшие военные действия утратили всякий смысл. Причина войны была устранена, и в Древней Греции воцарился мир.
Читать дальше
1. Фукидид. О Пелопонесской войне. (Серия «Военная библиотека»). 1837. Т. 1. Кн. 2-3. С. 101—563.
2. Фукидид. История. – Перевод и примечания Г. А. Стратановского. Л., 1981
3. Денисов Я. А. Биография Фукидида. Харьков, 1911
4. Кессиди Ф. Х. Философия истории Фукидида. (Серия «Античная библиотека: Исследования»). СПб.: Алетейя. 2008. 263 стр.
5. Мищенко Ф. Г. Опыт по истории рационализма в древней Греции. Ч. 1. Рационализм Фукидида в истории Пелопоннесской войны. Киев, 1881. 367 стр.
Читать дальше