Исследуя проблему идеально-культурного дискурса в романе Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту», мы выполняли такие задания:
• исследовали особенности разграничения понятий «образ», «концепт», дискурс»;
• исследовали категорию антиутопичности и определяли принадлежность романа к группе романов-антиутопий;
• изучали категории, которые раскрывают проблему идеально-культурного дискурса в романе Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту».
Под концептом в современной науке принято понимать умственный образ, квинтэссенцию определенной концепции. Понятие концепта было внедрено российским философом и литературоведом С. Аскольдовым-Алексеевым в 1928 году как мыслительное целое, которое замещает в процессе мышления неопределенное количество предметов одного и того же типа. В научном использовании не имеет четких границ, допускает авторское додумывание: речь может идти о концепте определенного образа, концепте мотива, концепте теоретической мысли.
Образ — это форма познания реальной действительности в литературе и искусстве. Образ — это конкретная и одновременно обобщенная картина, которая создается при помощи вымысла и имеет эстетическое значение. Отображая жизнь, писатель внедряет свои идеалы в образы, которые влияют на читателя посредством эстетического наслаждения.
Дискурс — многозначное понятие, которое было предложено структуралистами.
В самом широком понимании дискурс — это все, что говорится и пишется, речевая деятельность и речевое материал в любой его репрезентации — звуковой или графической; особый способ общения и понимания мира или какого-либо аспекта мира.
Значение понятия «дискурс» не однозначно, ведь оно касается как метода исследования (дискурс-анализ), так и объекта (анализ определенного дискурса — в этом случае могут применяться различные методы, и дискурс-анализ также).
Комплексный подход в исследовании дискурсов предусматривает согласование следующих составляющих:
• философских предпосылок роли языка в социальных структурах;
• теоретической модели дискурса;
• аспекта исследования и специфических приемов анализа.
В научном обращении функционируют несколько десятков определений этого понятия. Сам Фуко в «Археологии знания» замечает: «... иногда я смотрю на него (дискурс), как на общую сферу всех утверждений, иногда — как на индивидуальную группу утверждений, а иногда — как на зарегулированную практику, что объясняет определенное количество утверждений».
Понятие «дискурс» характеризуется параметрами завершенности, целостности, связности и т.п. (то есть всеми свойствами текста), оно рассматривается одновременно и как процесс (с учетом влияния социокультурных, экстралингвистических и коммуникативно-ситуативных факторов), и как результат в виде фиксированного текста.
В таком понимании дискурс существует, прежде всего, в текстах с особой грамматикой, лексикой, семантикой, правилами словоупотребления и синтаксиса.
В функциональных интерпретациях дискурс — это:
• совокупность социальных практик, в рамках которых конструируются и воспроизводятся значения и смыслы;
• фрагмент речи, который отражает социальную, эпистемологическую и риторическую практику группы, или способность языка отражать и ограничивать эту практику в группе, а также влиять на нее.
Кроме вышеупомянутого, дискурсом также считают:
• способ речи, который придает значение определенному жизненному опыту на основе определенного видения;
• вещания, которое несет в себе определенную информацию, мнение и позицию говорящего относительно определенного объекта или ситуации общения;
• сложное единство языковой практики и экстралингвистических факторов (социальных, психологических, индивидуальных: знания о мире, мысли, установке, цели адресата), необходимых для понимание текста, которые дают представление об участниках коммуникации, условиях порождения и восприятия сообщения;
• комплексное коммуникативное событие, зафиксированное в письменных текстах и устной речи, что происходит между говорящим и слушающим (наблюдателем и т.д.) в процессе коммуникативного действия в определенном когнитивно и типологически обусловленном коммуникативном пространстве. Эта коммуникативное событие может быть речевым, письменным, с вербальными и невербальными составляющими.
Мы отталкивались от понятия дискурса как текста в тексте, рассмотрение художественного языка в сверхлингвальном контексте с учетом психологических, социальных, национальных, культурных и других факторов.
Проблема идеально-культурного дискурса — это, прежде всего, проблема изучения взаимосвязи понятий писателя об идеальном (мире, человеке, поступке и т. д.), которое реализуется в (и через) определенных культурных обстоятельствах.
Неисследованность художественной прозы последних лет Рэя Брэдбери позволяет литературоведам продолжать интерпретировать его творчество, углубляя уже существующие исследования проблематики и поэтики прозаического наследия американского классика-фантаста ХХ-ХХI века.
Различные аспекты творчества Р. Брэдбери исследовались российскими и украинскими литературоведами в статьях и монографиях (Н. Пальцев, В. Варжапетян, М. Киселева, А. Романова, В. Гаков, Ю. Каньков, М. Ковалева, Ю. Кораткевич, А. Артемова) и в трудах зарубежных критиков (Р. Кирк, В. Макнели, В. Мейерс, Д. Могэн, Анита Т. Салливан, Д. Вет, Гарри К. Вулф, Уэйн Джонсон, Дж. Фрэнк).
Все они в своих трудах сходятся на том, что роман «451 градус по Фаренгейту» принадлежит к жанру романа-антиутопи.
В Кратком оксфордском политическом словаре утопизм определяется как «склонность придерживаться видения какого-то альтернативного общества, где не будет нынешних социальных бедствий и где будет полная самореализация человека, обеспечено его полное благосостояние благодаря утверждению совершенной справедливости, свободы, равенства и др. идеалов, их формулируют авторы утопий.
Художественный и научный расцвет в эпоху Ренессанса дал стимул утопическом мышлению, описывая общества, трансформированные применением знаний и экономико-технологическим развитием, позже, в XIX веке новые социалистические доктрины имели широкое признание как проповеди спасения промышленного рабочего класса в его борьбе за освобождение от эксплуататорских составляющих индустриального капитализма.
Одновременно крайне прогрессивные предположения, на которые опиралась значительная часть утопического мышления XIX века, столкнулись с широкой критикой в XX веке, а утопические проекты и идеалы термина «антиутопия» (от англ. Dystopia) — это направление в художественных произведениях, частично — в науке, которые заключаются в сатирически-аллегорическом изображении любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития, это художественный опыт, который представляет собой условный прогноз-предупреждене, символическую модель развития общества при сохранении в нем существующих негативных проблем.
В середине 1960-х термин «антиутопия» (antiutopia) появляется в советской, а позже — и в англоязычной критике. Существует мнение, что «anti-utopia» и «dystopia» — синонимы. Существует также точка зрения (как в отечественной науке, так и за рубежом), что необходимо различать антиутопию и дистопию. Согласно с этим мнением, если дистопия — это «победа сил разума над силами добра», абсолютная антитеза утопии, то антиутопия — это лишь отрицание принципа утопии, представляет больше степеней свободы. Однако, термин «антиутопия» распространен гораздо шире и обычно подразумевается в значении dystopia.
Если же классическая утопия концентрируется на демонстрации положительных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его черты. Таким образом, отличие утопии от антиутопии лишь в точке зрения автора.
Важной особенностью утопии является ее статичность, тогда как для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств (как правило — в сторону нарастания негативных тенденций, что нередко приводит к кризису и обвалу). Таким образом, антиутопия работает обычно со сложными социальными моделями.
Дистопия — изображение идеально плохого общества, изображение еще существующего социального зла, зла глубоко личного.
Антиутопия же обычно направлена на развенчание утопических тенденций (в частности, высмеивание увлечения НТР).
Следуя логике определений понятия «антиутопия» мы также склонны относить роман «451 градус по Фаренгейту» к жанру антиутопии.
Проблема идеально-культурного дискурса в романе проявляется через такие категории:
• время;
• вечность;
• чувства;
• идеал;
• бессмертие;
• «человек-книга»;
• возрождение (духовное);
• близость к природе;
• альтернативное (нетехнократическое) общество.
Время (его сжатость или растянутость) в романе тесно связано со страхом смерти и надеждой на бессмертие.
Брэдбери убеждён в том, что физическое бессмертие ещё не делает человека счастливым, не даёт ему внутреннего равновесия — такая точка зрения опять же роднит Брэдбери с последователями христиантва.
Последователей и продолжателей традиций христианства в мировой философии было довольно много, и именно поэтому идеи бессмертия в какой-то степени перекликаются и с классическими философскими теориями по данному вопросу. М. Хайдеггер в труде «Время и бытие» говорит о том, что «конечность с самого начала делает экзистенцию бытием-при-смерти».
Смех является своеобразной переходной категорией — он как бы соединяет жизнь и смерть.
В романах Брэдбери он имеет два аспекта: с одной стороны, умерщвляющая весёлость Карнавала, с другой — возрождающая сила радости положительных героев («И духов явилась рать…»); огонь, которые жжет книги — и радость главного героя от осознания того, что он начинает возвращаться к жизни («451 градус по Фаренгейту»).
В сущности, Брэдбери отвергает утопическую модель физического бессмертия и заменяет её духовной победой над смертью как нравственной ущербностью. По мысли писателя, мёртв тот, кто лишился своих личностных, духовных качеств, своего внутреннего «я».
В романе «451 градус по Фаренгейту» время движется как-то хаотично: то ускоряется, когда мы видим главного героя, который жжет книги, то замедляется, когда речь идет об одиночестве населения..
Писатели, работающие в научно-фантастическом жанре, противопоставляя главному герою выдуманного персонажа — робота, пришельца или машину, моделируют ситуацию встречи и коммуникации человека с чужим. «Чужой» может быть не просто «другим», а фигурировать в качестве «антимира», хаоса и неопределенности. Причиной возникновения такого «антимира» является интериоризация бытия «Я».
В романе «451 градус по Фаренгейту» создается философское напряжение между страхом обыденной жизни и карнавальными элементами, которые пронизывают всю повседневность. Именно тогда герой должен делать выбор между привычным «искусственным» миром, в котором он живет и отважным шагом на встречу изменениям, которые необходимы для того, чтобы вернуть привычное в повседневную жизнь. Но это изменение расценивается как бунт против устоявшейся системы, а следовательно приводит к превращению героя в Чужого (чужими в романе являются «люди-книги»).
В своем «романе-поучении» «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери осветил широкий спектр вопросов морально-этического характера, которые остались актуальными и сегодня.
На первый взгляд, общество достигло значительного прогресса — люди обладают способностью передвигаться на автомобилях на больших скоростях, дома сделаны из негорючих веществ, а дома каждого ждут целые телевизионные стены, которые помогают развлекаться и не унывать.
Но, с другой стороны, люди в этом всем остались неимоверно одинокими, одинокими на столько, что даже главных героев ток-шоу или разнообразных телесериалов, которые транслируются с экранов, размещенных на трех стенах квартиры, воспринимают (и называют) как «родственников».
Весь идеально-культурный дискурс Рей Бредбери вместил в структуре изображения главного героя.
Р. Брэдбери изобразил его как мужчину, который, несмотря на устоявшиеся нормы, смог увидеть скрытые недостатки общества, в котором жил, и поступков, которые делал.
Одной из ведущих тем научно-фантастического романа Р. Бредбери «451градус по Фаренгейту» считается ценность грамотности, книг и чтения в целом в маскультуре. Ведь в данном произведении рассказывается об обществе, в котором книги, которые имеют глубокую смысловую нагрузку, сжигают пожарные. Люди, которые защищают такие книги, становятся врагами всего общества, так как их хранение считается преступлением.
Люди могут узнать новости или какую-то информацию только с помощью так называемых «телевизионных стен», где постоянно транслируются примитивные шоу и рассказы, или через приемники «ракушки», с помощью которых можно услышать те же нелепые истории что и от телевизионных «родственников».
Пешеходные прогулки и разговоры в семейном кругу становятся также чем-то диким и неестественным, а все, кто это делает — автоматически воспринимаются как чудаки и сумасшедшие.
Американский фантаст изображает постепенную «механизацию» общества, но в книге только два символа этого процесса — Механический пес, который помогает пожарным вылавливать людей, которые отошли от системы, и модернизированное телевидение. Пес символизирует тоталитарность и наказание за непослушание, а телевидение — человеческое равнодушие.
Ведя речь о проблеме идеально-культурного дискурса, нельзя обойти вниманием и реализацию философских взглядов автора через своих героев.
Философское мировоззрение автора проявляется в романе не только через символику и интерпретацию духовных традиций, но и, что весьма существенно, через мировоззренческое кредо героев. По сути, роман «451 градус по Фаренгейту» является своеобразной дискуссией, в которой каждый участник пытается отстоять свою точку зрения и доказать, что его философия является самой правильной и стабильной жизненной позицией.
Идеально-культурный дискурс можно (соответственно делению действующих лиц) разделить на две категории:
• первая — реализуется через выразителей «официальной» идеологии, которые считают опасным любое инакомыслие; к ним относятся Битти, жена Монтэга Милдред, её подруги;
• вторая — реализуется через так называемых «диссидентов» — Клариссу, Фабера, Грэнджера.
По сути, всё повествование является своеобразной историей духовного становления Гая Монтэга, «пожарника», в чьи обязанности входило изымать и сжигать запрещённые книги.
Его жизнь, как и жизнь большинства его сограждан, вертится вокруг двух точек — работы, где чувствует себя задействованным в построении мира, и дома, где он безумно одинок (настолько, что людей из телесериалов, которые транслируются на четырех стенах его квартиры, он называет «родственниками»).
Именно проблема взаимоотношений человека и природы является ключевой философской проблемой для писателя. Именно через призму этой проблемы в романе изображаются (даже, скорее, просеиваются) все культурные, духовные, общечеловеческие ценности.
Через эти взаимоотношения изображается сама сущность героев романа.
То есть, Брэдбери видит спасение человечества в бегстве от материального, телесного, поскольку нет ничего важнее духовной свободы, ибо только духовность (он соотносит эту категорию как с каждым отдельным человеком, так и самим миром) является истинной.