В римской империи эпохи Антонинов, на определённый период времени, сильным императорам удавалось удерживать баланс. Тогда империя процветала. Хрупкость этой модели заключалась в том, что всё замыкалось на личности правителя. Пока императоры были мудры, сильны и прозорливы, социальная система удерживала баланс. Когда же на смену титанам во власть пришли карлики и проходимцы, равновесие рухнуло и к власти рванула каста воинов – то есть армия.
Уже правление Нервы не обошлось без «трений» с преторианской гвардией. После убийства Домициана гвардейцы восстали и расправились с многими заговорщиками, которых вынужден был им выдать престарелый император. Чтобы избавиться от угрозы военного мятежа, Нерва усыновил влиятельного полководца Траяна, и при жизни сделал его своим соправителем. Траян также принял имя Цезаря. Это был выдающийся полководец и администратор, за спиной которого была надёжная опора в виде «германских» легионов, стоящих на рейнской границе. Впоследствии подобная модель престолонаследия – через усыновление и соправительство, станет обычной.
Правил Нерва недолго, поскольку был уже очень стар, и в 98 г., после его смерти, к власти законно пришёл Траян. Это была выдающаяся личность ? величайший император в истории Рима, после Цезаря и Августа. Период его правления многие историки называют «просвещённым абсолютизмом». Своё единовластие он умел сочетать с законом и мягкостью и даже получил от сената титул «лучшего принцепса». Характерно, что сам выходец из провинциалов, (первый император не римлянин по рождению) Траян в своё правление очень много сделал для развития провинций. В частности, при нём римский сенат стал массово пополняться провинциальной знатью. Император также широко проводил то, что мы сейчас назвали бы «социальной политикой» ? попечение бедным, сиротам и больным. К этим мерам относились денежные пособия и продовольственные раздачи.
Но в историю Траян вошёл в большей мере, как последний великий завоеватель в истории Рима. Он на короткое время, казалось бы, воскресил завоевательный энтузиазм ещё римской республики. Хотя войны его, во многом, носили превентивный характер.
В 101 г. началась широкая компания против даков за Дунаем. В период правления царя Децибала у этого народа сложилось сильное государство, как племенной союз со столицей в городе Сармагетузда. Сложность борьбы с даками заключалась в том, что союзниками их выступали степные племена сарматов, бывшие хорошими кавалеристами.
Несмотря на вторжение больших армейских масс в Дакию, война шла долго и тяжело. Даки упорно сопротивлялись. Но в итоге Децебал всё же был разбит и заключил мир. За Дунаем были размещены римские гарнизоны, через реку возведён большой укреплённый каменный мост.
Мир длился недолго и закончился восстанием даков во главе с тем же Децебалом. Траян двинул за Дунай огромную армию 12 легионов (120 тыс.) человек. Дакийский царь был окончательно разбит под стенами своей столицы, город Сармагетузда пал и был сожжён, сам Децебал покончил с собой. Население тех областей было большей частью порабощено и угнано. Новая провинция массами заселялась римскими колонистами и ветеранами.
Сцены из дакийской войны изображены на рельефах победной колонны Траяна, воздвигнутой им на новом Форуме между Капитолием и Квириналом. Эти изображения, сохранившиеся до наших дней, являются ценнейшим историческим источником.
В зону римской власти попало тогда почти всё Чёрное море: была укреплена власть над Боспорским царством и восточной Иберией (Грузией). Римские дороги протянулись далеко за Дунай – до современных Бендер на Днестре.
Но главные свои завоевания Траян осуществил на Востоке. Было захвачено Набатейское царство на севере Аравии и основана провинция «Аравия». В 15 году император развернул широкое наступление в Месопотамии. Зиму 115/116 г. Траян провел в Антиохии, разрушенной в декабре 115 г. страшным землетрясением. На Евфрате строился большой флот. С наступлением весны римские войска двинулись двумя колоннами вниз по течению обеих рек. Обе армии соединились для штурма парфянской столицы Ктесифона на Тигре. Парфянский монарх Хосрой бежал, а римский флот спустился вниз до персидского залива. Траян, на волне успеха начал строить планы похода на Индию.
Но в тылу римской армии вспыхнуло массовое восстание иудеев, подготовленное не без участия парфянского царя. Оно охватило Иудею, Киренаику, Египет и Кипр. Подавление его сопровождалось страшными взаимными погромами эллинов и иудеев, и было окончательно погашено только при приемнике Траяна – Адриане. В Парфии царь Хосров оправился от ударов и перешёл в наступление. Борьбе с ним мешала необходимость отослать значительную часть войск на подавление иудейского мятежа. В итоге Троян отказался от дальнейших завоевательных планов – короновал парфянской короной своего ставленника, и разделил Месопотамию и Армению на римские провинции. Во время обратной дороги в Рим императора хватил удар, частично его парализовавший. В скором времени он скончался.
Причины внезапного возрождения экспансионистской политики при Траяне, скорее всего, лежали в области экономики империи. Точнее, кризиса рабовладельческой (то есть капиталистической экономики). Необходимость содержать профессиональную ? наёмную армию, и всё более разрастающийся штат бюрократии вызывала хронический финансовый дефицит. Разорение мелких землевладельцев и рост крупных латифундий – процесс, постепенно перекинувшийся из Италии в провинции, соответственно привёл к разорению и обнищанию масс подданных. Наконец, резко сократившийся приток рабов из-за длительной мирной политики империи, и соответственно рост цен на них, создавал трудности для развития крупных рабовладельческих хозяйств.
Траян пытался решить эти проблемы по старинке – путём завоевания новых земель, массового захвата рабов, военной добычи и получения контрибуций. Но политика эта не увенчалась успехом, поскольку крупномасштабные войны, подавления восстаний и необходимость удержания обширных территорий, населённых враждебным населением, обходилась в целом дороже чем прибыль от них. Так, для войны с Парфией Траян собрал практически все боеспособные части, опасно обнажив прочие римские границы.