Если необходимо выполнить контрольную работу , закажите её написание на сайте Work5.
. Важнейшие изобретения человека связаны с использованием древесины: колесо, ложка, велосипед, мебель и многое другое. Благодаря этим изобретениям появились ремесла с использованием прядильных, ткацких и гончарных станков, изготовленных также из дерева . С развитием промышленного производства роль древесины в жизни человека постоянно возрастала. Из нее строили жилище, мосты, суда, вагоны, самолеты. В настоящее время из древесины изготовляют продукцию многих тысяч наименований. Успехи науки расширяют возможности переработки древесины за счет лучшего ее использования в сочетании с новыми материалами и благодаря изменению свойств древесины в нужных направлениях (истираемость, гибкость, защитные свойства, твердость, стойкость к воде, кислотам и др.). Основное достоинство древесины как природного продукта состоит в том, что ее ресурсы естественно возобновляются. В то время как запасы ископаемых природных продуктов ограниченны, запасы древесины при умелом использовании лесов неограниченны. Это возможно только при условии охраны лесов и научно – обоснованных режимов их использования. Мастеровой люд никогда не забывал, что творение его рук должно радовать глаз человека. Строил крестьянин избу и одевал ее деревянным кружевом или досками с резным узором. Готовил он сани или телегу – раскрашивал заднюю стенку, спицы у колес. Резным узором покрывал орудия труда – рубанки, вальки, трепала, прялки и др. И, конечно, особой красоты старался достичь в праздничной одежде. Создавая красивые вещи – порой подлинные произведения декоративного искусства, мастера ни на минуту не забывали, что все созданное ими должно верно и надежно служить людям в быту. Десятилетия за десятилетием, век за веком отбирали народные художники лучшие, наиболее удобные в хозяйстве формы вещей. А форма предмета уже в свою очередь определяла его раскраску. В свою очередь материал очень часто определяет форму вещей. Резная игрушка, например, из белого, некрашеного дерева требует от мастера особенно четкого контура – такого, чтобы даже по силуэту можно было сразу сказать, какого зверя или человека изготовил резчик. Условная форма фигурки в свою очередь требовала и условной раскраски. Темы для рисунков и узоров деревенский художник находил в окружающей его родной природе. Этим и объясняется радостный, оптимистический характер произведений народного декоративного искусства. Дерево всегда было и остается одним из самых привлекательных материалов в декоративном искусстве. Из дерева делали вещи бытового назначения, вырезая из них прекрасные узоры, создавали и чисто декоративные художественные произведения, ценя этот материал не только за красоту, но и не в последнюю очередь за легкость обработки несложными инструментами. Сколько бы ни изобретали ученые заменителей дерева, сколь бы прочны и красивы они ни были, все равно мало, что может сравниться с этим природным материалом. В последнее время предметы из натурального дерева, особенно в моде, и, прежде всего – из-за своей экологичности. Кроме того, у дерева особый дар: оно греет. В наши дни интерес к деревянному домостроению, художественной обработки древесины, мебели очень актуален. Профессионалы и любители сохраняют и развивают традиционные виды и способы обработки древесины. В старинное искусство приходят современные мотивы и приемы, расширяющие его выразительные возможности. Цель работы – рассмотреть технологию и декора берестяных изделий из коллекций ДПИ РУИЭ музея имени А.Н. Хомякова. Задачи: - рассмотреть историю создания музея и формирования коллекции берестяных изделий; - описать технологию и декор берестяных изделий из коллекции РУИЭ. Объект работы – берестяные изделия из коллекций ДПИ РУИЭ музея имени А.Н. Хомякова. Предмет работы - технологию и декора берестяных изделий. Гипотеза исследования. Разработать и внедрить комплексную методическую систему обучения учащихся художественной обработке бересты в учебных заведениях системы дополнительного образования с опорой на национально-художественные традиции народного искусства. Методы исследования: анализ специальной литературы и научных публикаций методикам обучения художественным ремёслам и художественному конструированию, компьютерной технологии, истории, этнографии, археологии, естествознанию; анализ учебных планов и программ по художественной обработке бересты и декоративно - прикладному искусству; наблюдения и анализ учебного процесса, обобщение педагогического опыта и профессиональных приёмов работы традиционного искусства, народных мастеров. Невозможно говорить о народном искусстве родного края, его традициях и тем более обучать этому, не изучив работы археологов, историков, этнографов и искусствоведов, исследования которых были посвящены чрезвычайно самобытной и многообразной истории и культуре края. В их числе следует отметить научные труды Белицер В.Н., Грибовой Л.С., Жеребцова Л.Н., Конакова Н.Д., Климовой Г.Н., Савельевой Э.А., Романовой Г.Н., Шарапова В.Э. и др., которые использованы в исследовании для подтверждения исторической роли народного ремесла в жизни народа. Научный материал по традиционной материальной культуре, который собрали и обобщили учёные, методической основой и необходимостью использования научно-методической системы обучения по специально разработанным программам с использованием комплекса специальных методов и приёмов подтвердило необходимость постановки проблемы поиска системы, средств и методов эффективного освоения историко-культурных традиций старинного ремесла в образовательных учреждениях. В первой главе рассматривается история создания музея и формирования коллекции берестяных изделий. Во второй главе описывается технология и декор берестяных изделий из коллекции РУИЭ.