Введение3 Глава 1. Теоретический анализ по проблеме исследования5 1.1. Понятие тревожности и школьной тревожности6 1.2. Особенности подросткового возраста8 Вывод11 Глава 2. Коррекция тревожности учеников 5-го класса12 2.1. Контрольный эксперимент12 2.2. Формирующий этап17 2.3. Контрольный эксперимент18 Выводы25 Заключение26 Список литературы28

Коррекция тревожности у школьников

курсовая работа
Психология
30 страниц
79% уникальность
2013 год
73 просмотров
Бритвина Е.
Эксперт по предмету «Психология личности»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение3 Глава 1. Теоретический анализ по проблеме исследования5 1.1. Понятие тревожности и школьной тревожности6 1.2. Особенности подросткового возраста8 Вывод11 Глава 2. Коррекция тревожности учеников 5-го класса12 2.1. Контрольный эксперимент12 2.2. Формирующий этап17 2.3. Контрольный эксперимент18 Выводы25 Заключение26 Список литературы28
Читать дальше
Школьная психологическая практика отмечает постоянное увеличение числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью (2,5,12,14). Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах А. М. Прихожан (2000), Б. И.


Сделаем контрольные работы на заказ в Кемерово быстро, Work5.


. Кочубей и В. Р. Новиковой (1973), А. И. Захарова (1986), Г. А. Цукерман (1994), Л. М. Костиной (2004) и др. Среди них наибольшее количество работ посвящено изучению специфики развития тревожности у детей 5–8 лет, что во многом связано с проблемой готовности к обучению и началом формирования школьной тревожности. Исследований тревожности у старших детей, в том числе подростков, явно недостаточно. Под школьной тревожностью понимаютустойчивуютревожность в сфере учебных ситуаций, выражающуюся в склонности ученика к частому и интенсивному переживанию состояния тревоги в связи с восприятием широкого круга школьных ситуаций как несущих в себе элементы опасности, угрозы или вреда для самооценки и жизнедеятельности. В качестве основных признаков школьной тревожности можно выделить: повышенное беспокойство в учебных ситуациях; боязнь сделать ошибку, страх неуспеха и желание их избегать; субъективное ощущение собственной неполноценности, отсутствия необходимых способностей; неуверенность в действиях, ожидание плохого отношения со стороны педагогов и одноклассников, а также состояние напряженности, волнения и др. Вслед за А. И. Захаровыммы считаем, что в младшем подростковом возрасте тревожность еще не является устойчивым личностным образованием и при соответствующем коррекционном воздействии относительно обратима. Ситуация усугубляется тем, что младший подростковый возраст совпадает с переходом учеников на новую ступень обучения, с необходимостью адаптироваться к новым условиям и отношениям, что, в свою очередь, повышает эмоциональную напряженность и тревожность.В этот период необходимо своевременное выявление школьной тревожности с целью последующей коррекции и профилактики. Цель работы: Изучение и коррекция тревожности у школьников. Задачи работы: 1 Анализ литературы по теме иследования. 2 Подборметодик и проведение иследования. 3 Интерпритациярезультатов иследования. Объект: эмоциональная сфера личности школьника. Предмет: тревожность у школьников. Методыисследования: 1.«Тест школьной тревожности» Филипса, 2. «Уровень субъективного контроля» Роттера. Гипотеза иследования: Тревожность школьников можно снизить беседой и тренингами. Глава 1. Теоретический анализ по проблеме исследования На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе общественных отношений, которые определяют требования к его поведению и деятельности. Социальная ситуация развития ребенка, специфическая для каждого возраста, имеет своеобразные психологические характеристики и имеет большое значение для психологического благополучия ребенка. Так, психологическое благополучие школьника во многом определяется тем, насколько его учебная деятельность соответствует требованиям школы. Неблагополучие ребенка в школе проявляется, прежде всего, в высокой тревожности. Предмет обсуждения школьной тревожности младших подростков является одним из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных эмоциональных переживаний тревожность занимает особое место. Это связано с тем, что для подростков с высоким уровнем тревожности, свойственен стабильно высокий уровеньэмоционального возбуждения, неуверенность, боязливость, минимальная самореализация. Они испытывают затруднения в общении, редко проявляют инициативу, у них снижена учебная мотивация, поведение – носит приневротический характер, с явными признаками дезадаптации. Выше сказанное подтверждает, что школьная тревожность младших подростков – это весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Изучению школьной тревожности личности посвящено большое количество работ, как в отечественной, так и зарубежной психологии. Особый вклад в разработку данной проблемы внесли такие ученые как Б. Спиноза, Дж. Локк, С.О. Кьеркегор, З. Фрейд, А. Р. Мэй, Г.Г. Аракелов, Л.С. Выготский, А.М. Прихожан, Ю.А.Зайцев. Однако проблема школьной тревожности в младшем подростковом возрасте еще недостаточно разработана какв теоретическом так и в практическом плане. Прежде чем рассмотреть сущность понятия «школьной тревожности» применительно к младшим подросткам, целесообразно уточнить понятия «тревожность» и «школьная тревожность». 1.1. Понятие тревожности и школьной тревожности В настоящее время в отечественной и зарубежной психологии даются самые различные определения тревожности, так, например: ? А.М. Прихожан [9] рассматривает «тревожность» как эмоциональное состояние человека в текущий момент времени (ситуативная тревожность) и понимает под ней переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. ? А.В. Петровский [1] рассматривает «тревожность» каки свойство личности постоянно проявлять данное состояние (личностная тревожность), и дает слудующее определение «тревожности» как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.

Читать дальше
Школьная тревожность применительно к младшим подросткам – это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Мы провели исследование по выявлению школьной тревожности и уровня субъективного контроля у пятиклассников. Самым главным фактором школьной тревожности является проблема в отношении с учителями. Также дети боятся самовыражения и несоответствовать ожиданиям окружающих. Мы выявили, что дети не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей. Мы провели психокоррекционную работу с пятиклассниками по следующим направлениям: Повышение самооценки младших подростков через формирование положительного отношения к себе и школе, укрепление чувства собственного достоинства и развитие представлений о собственной значимости; Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; Переинтерпретация и обогащение эмоционального опыта; Отработка навыков уверенного поведения в ситуациях, вызывающих повышенное беспокойство, тревогу, посредством обучения выработке критериев успеха и неудачи в учебных ситуациях, определения собственных возможностей и вероятности достижения желаемого, а также развитие способности устанавливать отношения с учителями, умения общаться с одноклассниками, поддерживать дружеские отношения. В работе использовались различные психогимнастические упражнения, сюжетно-ролевые игры, групповая дискуссия, релаксационные упражнения, рисование и др. После проведения формирующего эксперимента, увеличилось количество детей с низким уровнем школьной тревожности, количество детей со средней тревожностью увеличилось на 4, и, самое главное, количество детей с высокой школьной тревожностью снизилось на 5. Несмотря на то, что выраженность факторов тревожности снизилась, структура осталась такой же. Дети считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Итак, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Читать дальше
1. Астапов В. М. Тревожность у детей [Текст] учебное пособие./В. М. Астапов. Изд-во: ПЕРСЭ, 2008 г.–160с. 2. Валлон А. Факторы психического развития ребенка.[Текст] учебное пособие./А. Валлон. Изд-во: СПб.:Питер, 2001 г. - 512 с. 3. Костина Л.M. Коррекция тревожности методом игровой терапии как условие школьной адаптации первоклассников.[Текст] учебное пособие./Л.M. Костина. – Казань, 2000 г. – 206 с. 4. Крэйг Г. Психология развития.[Текст] учебное пособие./Г. Крейг. Изд-во: СПб.:«Питер», 2000 г. - 992 с. 5. ЛютоваЕ., Монина Г. Шпаргалка для родителей. Гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети.[Текст] учебное пособие./Е. Лютова, Г. Монина. Изд-во: «Речь, Сфера» ,2010 г. – 437с. 6. МикляеваА. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. [Текст] учебное пособие./А.В. Микляева.,П.В. Румянцева. — СПб.:Речь, 2004 г. — 248 с. 7. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теории тревожности. Тревога и тревожность.[Текст] учебное пособие./Р. Мэй. Изд-во: СПб.:Питер, 2001 г. – 256 с. 8. Немов Р. С. Общие основы психологии [Текст] учебник./Р. С. Немов. Изд-во: Владос, 2010 г. – 687 стр. 9. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков. Психологическая природа и возрастная динамика.[Текст]: учебное пособие./А.М. Прихожан. – М, Воронеж: «МОДЭК», 2000. - 304 с. 10. Прихожан A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Москва, 1977.- 22 с. 11. Рикрофт Ч. Тревога, страх и ожидание. Тревога и тревожность.[Текст] учебное пособие./Ч. Рикрофт. – СПб.:Питер, 2001.- 350с. 12. Цукерман Г. А. Школьные трудности благополучных детей.– М.: Знание,1994. 13. Ясюкова Л. Технология оптимизации обучения. //Школьный психолог.– 2001. №39 с.6.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image