Введение 2
Глава 1. Таможенные пошлины как важная статья в доходах федеральных и национальных бюджетов 3
1.1. Понятие, назначение и классификация таможенных пошлин 3
1.2. Экономические эффекты таможенно – тарифного регулирования внешней торговли 11
Глава 2. Анализ поступления таможенных пошлин в федеральные и национальные бюджеты стран-участниц Таможенного союза 17
2.1. Основные направления таможенно-тарифной политики стран-участниц Таможенного союза 17
2.2 Динамика и структура таможенных пошлин в доходах бюджетов стран-участниц Таможенного союза за период 2003-2013г 42
Глава 3. Прогнозирование поступления таможенных пошлин в бюджеты стран-участниц Таможенного союза 66
3.1. Построение прогнозной модели поступления таможенных пошлин в бюджеты стран-участниц Таможенного союза 66
3.2. Значение таможенных пошлин в доходах бюджетов стран-участниц Таможенного союза для развития современной международной торговли 101
Заключение 113
Список литературы 117
Приложения 120
Читать дальше
На современном этапе экономического развития таможенных пошлин в доходах бюджетов стран-участниц основными задачами таможенно-тарифного регулирования должны стать:
• содействие модернизации экономики за счет облегчения доступа российских компаний к передовой зарубежной технике и технологии;
• стимулирование конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках производств, на этой основе осуществление диверсификации структуры народного хозяйства и формирование обновленной внешнеторговой специализации страны для более эффективного ее включения в мировое хозяйство. В качестве основных объектов покровительственной политики следует рассматривать новые, высокотехнологичные производства, а также отрасли, обладающие экспортным потенциалом;
• создание благоприятных условий для развития производств, необходимых для поддержания занятости, стабильности и обеспечения экономической безопасности страны (аграрного сектора, пищевой, фармацевтической, текстильной промышленности и некоторых других);
• поддержка производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, прежде всего в наукоемких отраслях; поощрение притока прямых иностранных и российских инвестиций в пер-спективые отрасли национальной промышленности ("импорт производств вместо импорта товаров");
• оптимизация географической структуры импорта;
• обеспечение сбалансированности и эффективной конкуренции на внутреннем рынке;
• унификация таможенного тарифа и других инструментов таможенно-тарифной политики с Белоруссией и Казахстаном - партнерами по формируемому Таможенному союзу.
В современных условиях таможенно-тарифная политика может и должна стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений в отечественной экономике, а затем - одним из ключевых факторов послекризисного экономического развития.
В условиях значительного колебания показателей доходности бюджета в зависимости от результатов внешнеэкономической деятельности, приоритетным направлением финансовой политики государства является не только решение проблем бюджетно-налогового регулирования, но и повышение эффективности таможенной политики.
С позиции повышения эффективности таможенного механизма, представляется необходимым усиление его стимулирующей функции, направленное на развитие экономики страны, создание благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности при сбалансированном использовании методов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Стимулирующие воздействие таможенного механизма на экономику, в том числе в обеспечении фискальных задач и пополнении доходов федерального бюджета, может быть реализовано за счет оптимизации комплекса методов и инструментов таможенного механизма:
— совершенствования практики планирования и прогнозирования таможенных платежей, в частности, переход в прогнозировании доходов от экспорта сырья с метода «от достигнутого» к многофакторному анализу и планированию, учитывающему не только количественные составляющие (цены на сырье, курс иностранной валюты, натуральный объем экспорта, ставки таможенных платежей, льготы и преференции), но и качественные характеристики (политические риски, изменение нормативно-правовой базы и т.д.);
— повышения результативности финансового контроля (контроля за полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей, контроля таможенной стоимости с целью снижения потерь от недостоверного декларирования, проверки правомерности применения налогоплательщиком нулевой ставки НДС при экспорте товаров), в том числе за счет усиления взаимодействия таможенных и налоговых органов;
— активизации применения элементов риск-менеджмента с учетом факторов риска внутренней и внешней среды: рисков системы таможенных органов (профессиональная компетентность сотрудников, надежность технической системы таможенной инфраструктуры) и рисков, вязанных с поведением участников внешнеэкономической деятельности (соблюдение таможенного законодательства и финансовая устойчивость участников ВЭД).
Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза. В зависимости от вида применяемых ставок базой для исчисления таможенных пошлин служит таможенная стоимость товаров или их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иные характеристики).
Базовые ставки ввозных таможенных пошлин систематизированы в Едином таможенном тарифе Таможенного союза (ЕТТ ТС), который применяется к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран. Ставки ЕТТ ТС устанавливаются Решением Совета Евразийской экономической комиссии и ежегодно корректируются.
В свою очередь, каждому виду товара ЕТТ ТС присвоены цифровые коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) с соблюдением принципа однозначного отнесения товаров только к одному коду. Порядок ведения и контроль кодов ТН ВЭД ТС осуществляется ФТС России.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации с комментариями конституционного суда РФ/ М.: Инфа-М, 2003.
2. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61 - ФЗ//СЗ РФ 02.06.2003.
3. Закон РФ от 21 мая 1993г. № 5003 - 1 «О таможенном тарифе»
4. Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»
5. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. 2-е изд., исправл. и доп. – М: Данилов и К, 2009.
6. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб.: Питер, 2009.
7. Кочубей М.А. Безопасность в сфере таможенной деятельности. – М.: Юнити, 2008.
8. Карамзин СВ. Система управления качеством таможенных процессов как элемент обеспечения экономической безопасности страны // Таможенный вестник. - 2009. -№7.
9. О фициальный сайт Национального банка Республики
10. Беларусь: Платежный баланс Союзного государства за 2012 год, раздел «Статистика». С. 34 (www.nbrb.by).
11. О сновные итоги функционирования Таможенного союза… (Приложение к Решению № 80 Межгоссовета Ев рАзЭС от 19 мая 2011 г.).
12. О фициальный сайт Евразийской экономической комиссии. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 мая 2012 г. № 40 (приложение).
13. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения. М.: ЮНИТИ, 2012
14. Об исполнении международных договоров по формированию Таможенного союза… (Приложение к Решению № 64 Межгоссовета ЕврАзЭС от 9 декабря 2010 г., с. 14).
15. Пансков В. Г., Федоткин В. В. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России. – М.: Финансы и статистика, 2008.
16. Пушников В. Проблемы взимания сборов // ЭЖ-Юрист. 2013. N 37.
17. Российское таможенное право. Учебник для вузов. Под ред. Б.Н. Габричидзе – М: Издательская группа Инфра•М – Норма, 2009.
18. Свинухов В.Г. Таможенное дело. – М.: Экономистъ, 2009.
19. Cоглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года.
20. Сорокина М.Н. Таможенная пошлина как основной таможенный платеж: основы правового регулирования // Таможенное дело, 2013, N 1. – с. 18-22.
21. Стрижова О.А. Практические аспекты таможенно-тарифного регулирования ввоза товаров // СПС "Консультант плюс".
22. Таможенное право: учебник для вузов // под ред.. Х.А. Андриашина. – М.: Юстицинформ, 2012. – 662с.
23. Таможенное право Российской Федерации. Учебник для вузов / Под ред. Б.Н. Габричидзе. – М.: Изд-во БЕК, 2013. – 466с.
24. Таможенное право России. Учебник / Под ред. С.И. Истомина. – М.: Юрист, 2011. – 505с.
25. Трошкина Т.Н., Шахмаметьев А.А.. Правовое регулирование таможенных платежей. М., 2013. – 266с.
26. Таможенный союз: зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин / Н. Мамбеталиев, А. Баринов // Налоговый вестник. - 2011. - №4. - с. 68 – 73.
27. Таможенный вестник. 2013, № 1-4
28. Фомин С.В. Международные экономические отношения. – М.: Юркнига, 2008.
29. Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). 2-е изд., исправл. и доп. – М.: ИКД Зерцало, 2008.
30. Цинделиани И.А. Таможенная пошлина в системе фискальных платежей в России // Налоги и налогообложение. 2013. N 6. С. 54-60.
31. Шевчук П.С., Попов О.Р. Теория и практика применения технических средств таможенного контроля. – М.: Феникс, 2009.
32. Шмитгофф. Эскпорт: право и практика международной торговли. М.: Юридическая литература, 2013
33. http://www.customs.ru/ - сайт Федеральной таможенной службы РФ.
34. http://www.tsouz.ru/ - сайт Комиссии Таможенного союза.
Читать дальше