Введение 2 1. Руссо Ж.Ж. О причинах неравенства 6 1.1. Социальная философия Ж.-Ж.Руссо 6 1.2. Путь к истине ”Исповеди” Ж. Ж. Руссо 8 2. Ж.-Ж. Руссо и вопросы войны и мира 15 Заключение 20 Список литературы 22

Ж.-Ж. Руссо о происхождении и сущности государства

курсовая работа
Право
20 страниц
84% уникальность
2013 год
214 просмотров
Савельева Е.
Эксперт по предмету «История политических и правовых учений»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 1. Руссо Ж.Ж. О причинах неравенства 6 1.1. Социальная философия Ж.-Ж.Руссо 6 1.2. Путь к истине ”Исповеди” Ж. Ж. Руссо 8 2. Ж.-Ж. Руссо и вопросы войны и мира 15 Заключение 20 Список литературы 22
Читать дальше
Представления Ж.Ж.Руссо о механизмах становления общественных отношений во многом явились продолжением тех идей, которые высказывались предшественниками.


Нужно заказать диплом в Тюмени ? Заходите на Work5.


. Так же, как и Локк, и Монтескье, Руссо полагает, что свобода людей являются их естественным правом («человек рождается свободным»). Исходя из этого, воле других они вправе подчиняться лишь добровольно. Исключение составляет воля, выражаемая общественным целым, коим люди становятся с заключением общественного договора.  Суть общественного договора в том, что каждый «отдает свою свободу и полномочия в подчинение общей воле». Коллективное соглашение индивидов создает единое целое, общее «Я», гражданскую общину, что позднее будет называться республикой. Ее наз. государством, если она пассивная, и сувереном, если она активная. Как государство она выступает и при сопоставлении с другими, ей подобными.     Участники соглашения как выразители общей воли являются народом, носители суверенной власти – гражданами, а как подчиненные законам государства – подданными. В случае необходимости государство с помощью законов может принудить отдельного человека подчиниться общей воле. Суверенитет не может отчуждаться в пользу отдельных граждан или группы лиц, ибо государство выражает общую волю,  а не волю отдельных лиц. Именно поэтому наиболее приемлемой формой государственного устройства является республика, воплощающая идеал народовластия, свободы и равенства граждан перед законом1 Хрестоматия по истории политических и правовых учений. Под. ред. Л.М. Волосниковой ч.2 Тюмень, 1998 . Исполнительная власть в государстве принадлежит правительству; члены правительства – магистраты или короли – являются лишь исполнителями общей воли; это звено опосредует отношения между подданными и сувереном (активной республикой). Говоря о разделении властей, Руссо отмечает: «тот, кто повелевает над людьми, не должен властвовать над законами, тот, кто властвует над законами, не должен повелевать людьми». Необходима также судебная власть – трибунат – «блюститель законов и законодательной власти. Он служит для того, чтобы защищать суверен от права, ... иногда – чтобы поддерживать право против народа, … иногда же – чтобы поддерживать между ними равновесие». Чтобы не допустить узурпацию этого корпуса пр-вом или сувереном, Р. предлагает «не делать этот корпус постоянным, но определять промежутки, в течение которых он прекращал бы свое существование». В зависимости от состава исполнительного органа власти Р. выделяет такие формы правления, как демократия, аристократия, монархия, хотя при всех формах правления суверенитет и законодательная власть должны принадлежать всему народу.  Способ правления зависит от размеров гос-ва: «чем более растет гос-во, тем больше сокращается свобода»; «не может быть такого устройства управления, которое было бы единственно и безотносительно лучшим, но может существовать столько видов правления, различных по своей природе, сколько есть государств, различных по величине».   Право законодательной инициативы принадлежит народу, который участвует в законотворческом процессе через механизм плебисцита / референдума (прямая форма демократии). Хотя само создание законов – дело ответственное и трудное, требующее знаний и проницательности для достижения союза разума и воли в общественном организме. Руссо оговаривает потребность в Законодателе («создатель образца»), который просвещает народ и подготавливает необходимую почву для его собственного выступления в качестве законодателя2 Хрестоматия по истории политических и правовых учений. Под. ред. Л.М. Волосниковой ч.2 Тюмень, 1998 .      Народное собрание имеет полномочия: свергнуть правительство, узурпировавшее власть вопреки общей воле и законам государства; голосовать за / против сохранения существующей формы правления и в случае необходимости – изменить ее, так же, как и состав правительства. Руссо первым ставит проблему отчуждения, которая позже станет одной из центральных в философии (Гегель, Фейербах, Фихте, Маркс, Фромм). Руссо корни проблемы отчуждения видит в негативных последствиях прогресса, который пагубно отразился на человеческой природе. Тщеславие тех, кто правит, превращает их стремление обладать властью и пользоваться преимуществами своего положения в самоцель, охлаждая их интерес к нуждам подданных, заботам о благе государства. Народ и правящая верхушка отчуждены  друг от друга. В этом заключается политический аспект отчуждения3 Хрестоматия по истории политических и правовых учений. Под. ред. Л.М. Волосниковой ч.2 Тюмень, 1998 .    С появлением частной собственности возникает экономическое отчуждение; хотя Р. – не противник частной собственности, он одобряет лишь мелкую собственность. Он приверженец эгалитаризма – относительно равномерного наделения всех людей собственностью. Стремясь к материальным благам, люди обрекают себя на моральную нищету. Психологическое отчуждение находит проявление в чувстве одиночества, что нарастает параллельно с общественным развитием. Общекультурное обнищание заключается в следующем: ложь и фальшь проникают повсюду – в науку, искусство, культуру, отношения между людьми. Человек готов признать гениальным то, что таким на самом деле не является (в достижениях науки, в искусстве ….), в угоду мнению большинства4

Читать дальше
Таким образом, в учении Жан-Жака Руссо проблемы общества, государства и права рассматривались с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета, что отразилось в трактовке закона как выражения общей воли, законодательной власти как прерогативе народа, идее о подотчетности Правительства народу и т.д. Главное условие, при котором возможна реализация его теории народного суверенитета - единое сильное государство. Пока люди смотрят на себя как на единое целое и одна воля во всем государство будет крепким и прочным, а его принципы ясными и прозрачными. В таком государстве нет и не может быть противоречивых интересов, следовательно, мир, единство, равенство - вот враги всех политических ухищрений. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения французской буржуазной революции, особенно на ее якобинском этапе. Так, Декларация прав человека и гражданина 1789 года, Конституция ФР 1791 года находились под заметным влиянием идей Руссо (право народа на сопротивление угнетению, принадлежность верховной власти народу, трактовка закона как выражения общей воли) В связи с 250-летием со дня рождения Ж.-Ж. Руссо в различных странах продолжается публикация материалов, посвященных его творческому наследию. В статье американского исследователя С. Гофмана «Руссо о войне и мире» рассказывается об отношении Руссо к вопросам, актуальнейшим для нашей современности. Автор задался целью определить, может ли наследие Руссо служить практическим руководством для политического деятеля наших дней, можно ли отыскать у великого французского мыслителя ту нормативную теорию, которая предначертала бы пути и возможности мирного сосуществования различных государств. Детальным образом сопоставляются в статье отправные точки зрения Гоббса, Руссо, Канта, Монтескье на природу человека, сравниваются их мысли о причинах возникновения гражданского общества, определяются некоторые моменты сближения и ряд принципиальных расхождений между Руссо и Гоббсом в трактовке природы международных отношений. В конце концов автор приходит к выводу о глубочайшей пессимистичности воззрений Руссо на все, что связано с возможностью мирного сосуществования народов. Если смотреть на современный мир, руководствуясь положениями Руссо, пишет автор, то совершенно ясно, что мир обречен на бесконечное соперничество, и единственно лишь остается спросить: возможно ли мирное сосуществование на земле вопреки Руссо? Так ли это на самом деле? Вопросы войны и мира ставились в трудах Руссо очень четко. Они рассмотрены наиболее полно в двух его работах: в разборе и кратком изложении проекта вечного мира де Сен-Пьера и в небольшой статье «Суждение о вечном мире», вышедшей в свет после смерти Руссо, в 1782 году. Появление наивного и идеалистического проекта «мечтателя» де Сен-Пьера Руссо горячо приветствовал именно потому, что сам он был решительным противником войны — бедствия, несущего народам бесконечные страдания и не способного разрешить ни один из мировых конфликтов. Руссо считал, что уничтожение войн возможно при условии создания мирного союза государств. Такой союз, с его точки зрения, не только достижим, но и являет собой вершину международных отношений, и Руссо призывал создать международную мирную организацию, состоящую из равноправных участников. Подобная организация осуществима только как федерация государств, где уничтожен деспотизм, где народ является полноправным хозяином своей страны, ибо если народ не свободен, унижен и несчастен, то он не заинтересован в сохранении прочного мира. Вопросы возможности вечного мира на земле ставились и решались многими мыслителями и до Руссо и в его время, но только у него одного идея вечного мира была поставлена в прямую связь с необходимостью изменения внутреннего строя государств, устранением деспотизма и общей демократизацией жизни, то есть необходимостью революции. Именно этот тезис Руссо оказался вне поля зрения американского историка. Обвинение Руссо в пессимизме может быть продиктовано только отрицательным отношением самого автора к возможности подобных изменений в жизни государств нашего времени. Кроме того, вряд ли правомочно искать в творениях мыслителей прошлого, действовавших в иных социальных условиях, буквального ответа на конкретные вопросы, поставленные историей наших дней. Такая модернизация неоправданна. В работах Руссо заложены широкие возможности для творческой мысли и доброй воли к осуществлению мира между народами, но не дано рецептов, пригодных для всех эпох.
Читать дальше
Волгин В.П. Развитие общественой мысли во Франции в XVIII в.-М..: Наука, 1977, с.183-220. Дворцов А.Т. Ж.-Ж. Руссо.- М.:Наука, 1980.-112 с. История политических и правовых учений: XVII - XVIII вв.Отв.ред. В.С. Нерсесянц.-М.: Наука, 1989. с116-143 Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции. - М. Мысль, 1989. с.21-90. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1964. Хрестоматия по истории политических и правовых учений. Под. ред. Л.М. Волосниковой ч.2 Тюмень, 1998. Шелдон Г. Политическая философия Т. Джефферсона. М., 2001. Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо. М., 1962.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image