Раздел Каспия – дело долгое и запутанное, с разными подходами, позициями, которые постоянно менялись, с противоречиями сторон. Уже пятисторонние переговоры, которые прошли 21 сессию, представляют собой нелегкую задачу для анализа. Но история переговоров осложняется множеством мнений, высказанным публично или в прессе за все время их прохождения.
Однако, скорее всего, можно определить более или менее точно, тот правовой статус Каспия, который и будет установлен в результате переговоров.
Но для признания Каспия обычным морем не хватает естественного сообщения с Мировым океаном. Реки и каналы не рассматриваются Конвенцией ООН по морскому праву в качестве естественной связи водоема с океаном.
Туркменистан устами Туркменбаши заявил о делении дна моря по срединной линии, установлении 47-мильной экономической зоны и сохранения принципа «общей воды» в отношении остальной части акватории. Туркменская позиция по определению срединной линии не сошлась с российской с разницей на один метр. Россия предлагала взять уровень Каспия -27 метров, Туркменистан же -28 метров.
При любом делении Каспия остается проблема разработки трансграничных нефтегазовых месторождений: Центральная структура (Россия, Казахстан, Азербайджан), Яламо-Самурский свод, Азери/Хазар и Кяпаз/Сердар (Азербайджан и Туркменистан), Алов-Шарг-Араз (Азербайджан, Иран).
У Туркменистана, по существу, нет площади для маневра. С одной стороны стоит позиция России, Казахстана и Азербайджана, которые реализовали принцип раздела дна моря при сохранении принципа «общей воды». С другой стороны стоит Иран, с его принципом «кондоминимума», то есть той же «общей воды» и деления дна на 20%-ные сектора. По существу, перед Туркменистаном стоит выбор между тем или иным вариантом.
Если Туркменистан присоединится к российско-казахстанско-азербайджанской позиции, то Ирану придется также подписать соглашения о разделе дна моря с Азербайджаном и Туркменистаном, и удовлетвориться этим. После оформления двухсторонних соглашений, по всей видимости, пройдут переговоры об оформлении сложившегося положения Конвенцией. В ней Иран будет настаивать на закрытости моря для судов неприкаспийских стран, чтобы однажды в нем не появились американские боевые корабли или военно-морской флот какой-нибудь еще страны.
Но для примыкания к этой коалиции Туркменистану, видимо, придется сделать ряд уступок, в частности, признать российско-казахстанскую модифицированную срединную линию, рассчитанную для уровня моря -27 метров, а также признать принципиальные права Азербайджана на спорные нефтяные месторождения. Определение их дальнейшей судьбы (например, раздел по какому-нибудь принципу) – это уже дело азербайджано-туркменских переговоров.
Если Туркменистан примет иранскую сторону и раздел дна моря на 20%-ные сектора, то нужно сказать, что переговоры по разделу Каспия будут надолго заблокированы, если не сорваны вообще. Для того, чтобы другим прикаспийским странам признать его, потребуется отменять уже заключенные двухсторонние соглашения и пересматривать границы зон дна Каспия. Определенные уступки, видимо, придется сделать и Туркменистану.
Вероятно, именно для оценки соотношения выгод и потерь в том и другом варианте, и создается туркменская комиссия по вопросам Каспия. Если это так, но уже на ближайших сессиях рабочей группы туркменская позиция будет объявлена.