Если вам нужно составить ответы на экзаменационные вопросы, оформите заказ на сайте Work5.
. Выготского, непосредственно связано с другими психическими процессами (мышлением, памятью, восприятием), которые оказывают на него влияние либо находятся в единстве с ним [4]; способствует развитию ребенка как творческой личности, способствует реализации творческого потенциала ребенка, воплощению его мыслей и идей; помогает адаптироваться к различным видам деятельности, найти выход из любой ситуации и решить любые задачи, часто требующие нестандартного и творческого подхода к их решению. Но самое главное, оно выполняет компенсаторную функцию как в отношении нарушения зрения, т.е. первичного дефекта, так и защитную в отношении эмоционально-волевой сферы, образа «Я». Как утверждает В.В. Гагай (2002), без воображения не возможен ни один творческий акт [38]. Этого же мнения придерживаются Дружинин В.Н., Дьяченко О.М., Рубинштейн С.Л., говоря о нерасторжимой связи процесса воображения и творчества [8, 10, 34]. Ребенок создает образы, находит решения, не имеющие аналогов, новые, реализуемые в оригинальных и ценных продуктах деятельности [37]. Данные психологических исследований, рассматриваемых И.В. Дубровиной, свидетельствуют о том, что наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте (от 4—5 до 15—16 лет) [47]. Исходя из вышесказанного, воображение имеет огромное значение для успешного обучения детей уже с дошкольного возраста, что требует уже достаточно сформированного уровня воображения, их гармоничного развития как личности и профилактики возникновения третичных дефектов, поэтому только изучая его особенности у детей данной категории, можно определить более точное направление коррекции, составить оптимальный индивидуальный коррекционный план обучения, в который, с учетом полученных данных, будут включены определенные упражнения, задания и игры на полноценное развитие данного процесса. Проблема изучения особенностей творческого воображения детей с нарушениями зрения представлена в работах таких научных деятелей, как Л.С. Выготский [4], С.Л, Ермаков [12], Ю.А. Кулагин [18], А.Г. Литвак [20, 21, 22], В.И. Лубовский [23], В.Ф. Матвеев [25], Л.И. Солнцева [44], Г.А Якунин [12] и др. Если же говорить об изучении особенностей воображения, творческого воображения в психологии в целом, то подробно эту проблему Дружинин В.Н. [8], Дьяченко О.М. [10, 39,40], Г.А Кураев [19], Т.Г. Казакова [13], В.С. Мухина [27], А.В. Петровский [31], Е.Н. Пожарская [19] , В.П. Рубинштейн [34], Э. Силютина [42], В.В. Никандров [30] и др. в рамках общей, возрастной и педагогической психологии. Объект исследования – творческое воображение детей с нарушениями зрения. Предмет исследования – процесс формирования творческого воображения дошкольников с нарушениями зрения посредством сюжетно-ролевых игр. Проблема изучения особенностей творческого воображения дошкольников с нарушениями зрения является актуальной, но недостаточно изученной, так как считается, что у дошкольников с дефектами зрения преобладает воссоздающее воображение, носит в значительной степени подражательный, репродуктивный характер. Если будет достоверно известно, в каком из видов деятельности творческое воображении имеет более низкий уровень развития, то коррекция в первую очередь будет осуществляться в отношении этого вида деятельности. Именно поэтому данная проблема была выбрана темой для исследования. В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что у дошкольников с нарушениями зрения в легкой степени и его остротой, приближенной на данный возрастной период к норме, уровень развития творческого воображения будет ваше после проведения специальных мероприятий по его развитию. Задачи исследования: 1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследований; 2. изучить особенности творческого воображения у детей с нарушениями зрения; 3. подобрать диагностические методики и провести экспериментальное исследование, направленное на определение уровня развития творческого воображения у старших дошкольников с нарушениями зрения в изобразительной и речевой деятельности; 4. сравнить полученные в ходе исследования данные; 5. составить программу формирующего эксперимента по развитию творческого воображения у детей с нарушениями зрения; 6. оценить эффективность разработанной программы посредством вторичной диагностики уровня развития творческого воображения у детей с нарушениями зрения; 7. разработать рекомендации для родителей по развитию творческого воображения. Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие группы методов: теоретические - системный анализ и синтез психологической литературы; эмпирические - наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, эксперимент, а также метод анализа и интерпретации полученных данных. База исследования - ГБОУ Детский сад № 1682 г. Москва, в исследовании принимали участие дошкольники с нарушениями зрения и их нормально развивающиеся сверстники, общим количеством 20 человек.