Введение 3 Глава 1. Особенности творческого воображения детей дошкольного возраста с нарушением зрения. 8 1.1. Особенности творческого воображения у детей с нарушением зрения 8 1.1.1. Воображение как психический процесс 8 1.1.2. Роль воображения в формировании психических функций детей 13 1.1.3. Развитие творческого воображения у детей с нарушениями зрения 16 1.1.4. Особенности развития воображения у детей с нарушениями зрения 21 1.2. Роль сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 29 1.3. Возможности развития творческого воображения посредством сюжетно-ролевых игр у детей дошкольного возраста с нарушением зрения 30 Глава 2. Исследование творческого воображения 35 Выводы по главе 2 47 Глава 3. Цель, методика и организация развития творческого воображения посредством сюжетно-ролевых игр 48 3.1. Организация исследования 48 3.2. Результаты исследования и их анализ 53 Выводы по главе 3 58 Заключение 59 Список литературы 64

развитие творческого воображения у детейдошкольного возроста в процессе сюжетно-ролевых игр

дипломная работа
Психология
70 страниц
81% уникальность
2013 год
121 просмотров
.
Эксперт по предмету «Специальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Особенности творческого воображения детей дошкольного возраста с нарушением зрения. 8 1.1. Особенности творческого воображения у детей с нарушением зрения 8 1.1.1. Воображение как психический процесс 8 1.1.2. Роль воображения в формировании психических функций детей 13 1.1.3. Развитие творческого воображения у детей с нарушениями зрения 16 1.1.4. Особенности развития воображения у детей с нарушениями зрения 21 1.2. Роль сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 29 1.3. Возможности развития творческого воображения посредством сюжетно-ролевых игр у детей дошкольного возраста с нарушением зрения 30 Глава 2. Исследование творческого воображения 35 Выводы по главе 2 47 Глава 3. Цель, методика и организация развития творческого воображения посредством сюжетно-ролевых игр 48 3.1. Организация исследования 48 3.2. Результаты исследования и их анализ 53 Выводы по главе 3 58 Заключение 59 Список литературы 64
Читать дальше
Как отмечают педагоги-дефектологи, если у ребенка имеется нарушение тех или иных психических и физиологических функций, то нет сомнения, что развитие ребенка будет своеобразным и специфичным, поэтому гармоничное развитие детей с нарушениями зрения, которое имеет свои особенности, учитывающиеся при воспитании и обучении каждой категории детей, не может быть исключением. Отклонения же в развитии, его замедленность проявляются в разной степени, которая зависит от тяжести дефекта. Если же дефект будет не сильно выраженным, тогда можно говорить о развитии психических процессов, изначально приближенных к норме. Примером этого является развитие психических процессов детей с дефектами зрительного аппарата, у которых острота зрения приближена к норме, т.к. с одной стороны они по параметрам развития приближены к норме, но все же могут наблюдаться вторичные нарушения: эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, в том числе и воображения. Весьма значимым является изучение именно особенностей творческого воображения дошкольников с нарушениями зрения, в первую очередь для них самих. Воображение играет немаловажную роль в получении новых знаний, их усвоении, так как, по мнению Л.С.


Если вам нужно составить ответы на экзаменационные вопросы, оформите заказ на сайте Work5.


. Выготского, непосредственно связано с другими психическими процессами (мышлением, памятью, восприятием), которые оказывают на него влияние либо находятся в единстве с ним [4]; способствует развитию ребенка как творческой личности, способствует реализации творческого потенциала ребенка, воплощению его мыслей и идей; помогает адаптироваться к различным видам деятельности, найти выход из любой ситуации и решить любые задачи, часто требующие нестандартного и творческого подхода к их решению. Но самое главное, оно выполняет компенсаторную функцию как в отношении нарушения зрения, т.е. первичного дефекта, так и защитную в отношении эмоционально-волевой сферы, образа «Я». Как утверждает В.В. Гагай (2002), без воображения не возможен ни один творческий акт [38]. Этого же мнения придерживаются Дружинин В.Н., Дьяченко О.М., Рубинштейн С.Л., говоря о нерасторжимой связи процесса воображения и творчества [8, 10, 34]. Ребенок создает образы, находит решения, не имеющие аналогов, новые, реализуемые в оригинальных и ценных продуктах деятельности [37]. Данные психологических исследований, рассматриваемых И.В. Дубровиной, свидетельствуют о том, что наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте (от 4—5 до 15—16 лет) [47]. Исходя из вышесказанного, воображение имеет огромное значение для успешного обучения детей уже с дошкольного возраста, что требует уже достаточно сформированного уровня воображения, их гармоничного развития как личности и профилактики возникновения третичных дефектов, поэтому только изучая его особенности у детей данной категории, можно определить более точное направление коррекции, составить оптимальный индивидуальный коррекционный план обучения, в который, с учетом полученных данных, будут включены определенные упражнения, задания и игры на полноценное развитие данного процесса. Проблема изучения особенностей творческого воображения детей с нарушениями зрения представлена в работах таких научных деятелей, как Л.С. Выготский [4], С.Л, Ермаков [12], Ю.А. Кулагин [18], А.Г. Литвак [20, 21, 22], В.И. Лубовский [23], В.Ф. Матвеев [25], Л.И. Солнцева [44], Г.А Якунин [12] и др. Если же говорить об изучении особенностей воображения, творческого воображения в психологии в целом, то подробно эту проблему Дружинин В.Н. [8], Дьяченко О.М. [10, 39,40], Г.А Кураев [19], Т.Г. Казакова [13], В.С. Мухина [27], А.В. Петровский [31], Е.Н. Пожарская [19] , В.П. Рубинштейн [34], Э. Силютина [42], В.В. Никандров [30] и др. в рамках общей, возрастной и педагогической психологии. Объект исследования – творческое воображение детей с нарушениями зрения. Предмет исследования – процесс формирования творческого воображения дошкольников с нарушениями зрения посредством сюжетно-ролевых игр. Проблема изучения особенностей творческого воображения дошкольников с нарушениями зрения является актуальной, но недостаточно изученной, так как считается, что у дошкольников с дефектами зрения преобладает воссоздающее воображение, носит в значительной степени подражательный, репродуктивный характер. Если будет достоверно известно, в каком из видов деятельности творческое воображении имеет более низкий уровень развития, то коррекция в первую очередь будет осуществляться в отношении этого вида деятельности. Именно поэтому данная проблема была выбрана темой для исследования. В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что у дошкольников с нарушениями зрения в легкой степени и его остротой, приближенной на данный возрастной период к норме, уровень развития творческого воображения будет ваше после проведения специальных мероприятий по его развитию. Задачи исследования: 1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследований; 2. изучить особенности творческого воображения у детей с нарушениями зрения; 3. подобрать диагностические методики и провести экспериментальное исследование, направленное на определение уровня развития творческого воображения у старших дошкольников с нарушениями зрения в изобразительной и речевой деятельности; 4. сравнить полученные в ходе исследования данные; 5. составить программу формирующего эксперимента по развитию творческого воображения у детей с нарушениями зрения; 6. оценить эффективность разработанной программы посредством вторичной диагностики уровня развития творческого воображения у детей с нарушениями зрения; 7. разработать рекомендации для родителей по развитию творческого воображения. Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие группы методов: теоретические - системный анализ и синтез психологической литературы; эмпирические - наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, эксперимент, а также метод анализа и интерпретации полученных данных. База исследования - ГБОУ Детский сад № 1682 г. Москва, в исследовании принимали участие дошкольники с нарушениями зрения и их нормально развивающиеся сверстники, общим количеством 20 человек.

Читать дальше
Воображение, по мнению многих авторов, значительную роль в развитии ребенка (В.В. Давыдов, Дружинин В.Н., И.В. Дубровина, М.И. Еникеев, и др.). Данный психический процесс является одним из основных средств познания окружающего мира, средством усвоения знаний, представляя собой высшую психическую функцию, о чем писал Л.С. Выготский, М.Э. Ванник, которая рассматривается некоторыми авторами, как способность человека и человеческой психики создавать образы на основе имеющегося опыта и представлений. Существуют различные виды воображения, такие как активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное, творческое и воссоздающее, аффективное и познавательное, развивающиеся в целом последовательно, каждый из которых выполняет различные функции, такие как защитная, познавательная. Но каждый из видов воображения соответствует определенному возрасту ребенка, что свидетельствует об этапности его развития. Таким образом, воображение в широком смысле способствует развитию человека в целом: развитию личности, эмоциональной сферы, успешному обучению, адаптации к новым ситуациям, разработке плана, программы действий (М.И. Еникеев), без чего не обходится ни один вид деятельности (В.В. Давыдов). Творческое воображение позволяет проявить личности свою индивидуальность, реализовать себя в различных видах деятельности, найти выход из любой проблемной ситуации, при этом оригинальные действия, что для современного человека всегда приветствуются, так как ценится отсутствие стереотипности, шаблонности, стандартного подхода, и только за редким исключением следует строго придерживаться какого-либо стандартизированного плана действий. Творчество вплетено в игровую деятельность; причем для ребенка важнее сам процесс игры, а не результат. Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству, является «эмоциональное поглаживание», к которому относятся обращение к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона, обязательно успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку, максимально положительные подкрепление его действий (похвала, одобрение). Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, который заключается в том, что воображение как психический процесс развивается постепенно, и каждая ступень развития соответствует определенному возрастному этапу. С начала дошкольного возраста и по младший школьный возраст преимущественно развивается и задействовано в деятельности ребенка воссоздающее воображение, но в то же время имеются зачатки творчества в дошкольном возрасте, новизны и оригинальности в младшем школьном возрасте. Но вопрос о развитии воображения в разные возрастные периоды по сей день остается спорным, и у многих авторов существуют различные взгляды относительно него. Проведенное комплексное исследование показало, что некоторые дошкольники с нарушениями зрения, а именно уже скоррегированными в медицинском и психолого-педагогическом отношении, действительно, имеют достаточно хороший уровень развития творческого воображения - почти у половины детей с дефектами зрения по результатам проведения трех методик наблюдается высокий уровень развития творческого воображения. Но у детей с нарушенным зрением наблюдается и низкий уровень развития воображения. Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают необходимость учета степени дефекта зрения и особого подхода при работе по коррекции самого зрительного нарушения, по развитию психических процессов, и продолжительности коррекционного воздействия. В ходе работы по развитию творческого воображения детей с нарушениями зрения мы пришли к выводу, что следующие психолого-педагогические условия способствуют развитию творческого воображения у указанной группы детей: 1. при обогащении игрового творчества детей; 2. при проведении сюжетно-ролевых игр; 3. при создании эмоционально-благополучной атмосферы. Мы выяснили, что после проведения формирующего эксперимента уровень развиия творческого воображения у детей с нарушениями зрения значительно повысился, что подстверждает гипотезу нашего исследования. По результатам проведенного исследования мы можем дать следующие рекомендации педагогам, ведь успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности именно педагога. Во-первых педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно- игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок. Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности. Во-вторых сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. И наконец, в-третьих организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету. Для развития творческой активности детей в игре необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий. Объективные условия следующие: а) источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка; б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики; в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу. К субъективным условиям относятся: а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость; б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.
Читать дальше
Книги 1. Баданина, Л. П. Психология познавательных процессов [Текст]: Учебное пособие / Л.П. Баданина.- М.: Изд-во Флинта, 2008. - 240с. 2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович.- М.: Просвещение, 1968. - 464 с. 3. Ванник, М.Э. Индивидуальный подход к развитию творческого воображения старших дошкольников: дис. канд. пед. наук. - Ярославль, 2006. - 228 с. 4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: Психологический очерк: Книга для учителя. - 3 -е изд. / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с. 5. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебное пособие /М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512с. 6. Головин, С.Ю. Словарь психолога - практика [Текст] / Сост. С.Ю.Головин.- Мн.: Харвест, 2005. - 976 с. 7. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с. 8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст]: Проект «Индивидуализация обучения на основе личностно - ориентированного плана общеобразовательной школы» / В.Н. Дружинин. - М.: Латерна - Вита, 1995. - 149 с. 9. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с. 10. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. - М.: Междунар. Образоват. и Психол. Колледж, 1996. 197 с. 11. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь [Текст] / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2010. - 560с. 12. Ермаков, В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст]: Справочное методическое пособие для учителя / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: Просвещение, 1990. - 223 с. 13. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.-255 с. 14. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. – М.: Просвещение, 1977. - 253с. 15. Котова, И.Б. Общая психология [Текст]: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - Ростов - н/Д: Академцентр, 2008. - 480 с. 24 16. Кохановский, В.П. Современная философия: Словарь и хрестоматия. / Отв. ред. док. филос. наук В.П. Кохановский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.- 511с. 17. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с. 18. Кулагин, Ю.А. Слабовидящие дети [Текст] / Под ред. Ю.А. Кулагина, Н.Г. Морозовой и М.Б. Эйдиновой. - М.: Просвещение, 1967. - 252 с. 19. Кураев, Г.А. Возрастная психология [Текст]: Курс лекций / Г.А.Кураев, Е.Н. Пожарская. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с. 20. Литвак, А.Г. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих [Текст]: Сборник научных трудов / А.Г. Литвак. - Л.: ЛГПИ,1982. - 111 с. 21. Литвак, А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих [Текст]: Учебное пособие для дефектологических факультетов пед. институтов / А.Г. Литвак. - Ленинград, 1972. - 155 с. 22. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.Г. Литвак. – СПб.: Издательство РГПУ, 1998. - 271 с. 23. Лубовский, В.И. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / под ред. В.И. Лубовского. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 464 с. 24. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2002. 25. Матвеев, В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха [Текст] / В.Ф. Матвеев. - М.: Медицина, 1987. - 184 с. 26. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с. 27. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учеб. пособие для студ. Вузов / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с. 28. Немов, Р.С. Психологический словарь [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с. 29. Немов, Р.С. Психология. В 3-х книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст] / Р.С. Немов.- М.: ВЛАДОС, 2001. - 613 с. 30. Никандров, В.В. Психология [Текст]: учебник / В.В. Никандров. - М.: Издательство «Проспект», 2008. - 912 с. 31. Петровский, А.В. Психология [Текст]: Учебник для студентов высших пед. учеб заведений. - 2 е изд., стереотип. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 512 с. 32. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещение: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с. 33. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. – М.: Налоговый вестник, 2004. 34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / Л.С. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с. 35. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - Изд. 18-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 671 с. 36. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь [Текст] / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапарь. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 808 с. 37. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст]: учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2007. - 349 с. Печатная периодика 38. Гагай, В.В. Роль воображения в творческом мышлении старших дошкольников [Текст] / В.В. Гагай // Наука и школа. - 2002. - №1. - С. 32 – 36 39. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - №6. - С. 52-59 40. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1987. - №1. - С. 44-51 41. Кравцова, Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста [Текст] / Е.Е. Кравцова // Вопросы психологии. - 1996. - №6. - С. 21-24 42. Силютина, Э. Развитие творческого воображения старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности [Текст] / Э. Силютина // Искусство в школе. - 2007. - №2. - С.15-16 43. Солнцева Л.И. Особенности игровой деятельности слепых дошкольников // Дефектология. - 1974. - №6. 44. Солнцева, Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях [Текст] / Л.И. Солнцева // Дефектология. - 2000.-№4. - С. 3 – 9 Источники на электронных носителях удаленного доступа 45. Виды воображения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psyznaiyka.net/view-voobragenie.html?id=vidi-voobrageniya 46. Виды воображения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.p-lib.ru/psihologia/krutetskii/krutetskii46.html 47. Дубровина, И.В. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.prosv.ru/metod/dubrovina/index.html 48. Климова А.Е. Специфика развития творческого воображения у дошкольников с нарушением зрения. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/268/1428 49. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/00148.htm. 50. Понятие интеллекта и методики его изучения. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.textfighter.org/raznoe/Pedagog/bogd/voobrajenie.php
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image