Введение3
Эмпирический и теоретический уровни научного исследования4
Заключение7
Список использованной литературы9
Читать дальше
Несмотря на то, что введенные категории эмпирического и теоретического имело большое значение в структуре научного знания, к настоящему моменту дихотомическое представление о структуре научного знания исчерпало себя.
На сегодняшний день внутренняя логика методологических исследований отражает назревшую необходимость введения в методологию науки новой методологической единицы. Особенностью этой новой методологической единицы является то, что ее смысл и содержание нельзя свести к дихотомии эмпирического и теоретического [4].
Вводимая новая методологическая единица закрепляет в методологии науки третий уровень знаний. Этот уровень находится над теоретическим знанием и является метатеоретической, экстратеоретической предпосылкой самой теоретической деятельности в науке.
Представления о необходимости введения в философию науки вместе с уже принятыми категориями теоретического и эмпирического, новой базисной методологической единицы наиболее ярко были отражены в получивших в настоящее время широкое распространение методологических концепциях Т. Куна и И. Лакатоса.
В своих работах Т. Кун не отрицал существующее отличие между теоретической и эмпирической деятельностью в науке. Тем не менее, он вводит принципиально новое базисное методологическое понятие «парадигма». На основе этого понятия было зафиксировано наличие особого рода знания в научном исследовании. Этот род знания отличается от теоретического знания по способу своего формирования и обоснования.
Согласно концепции разработанной Куном в качестве парадигмы может выступать любая фундаментальная теория, которая после того, как станет парадигмой, приобретает такие новые характеристики, которые по способам обоснования и функционирования не дают возможность считать ее теорией.
Отличительной особенностью парадигмального знания является то, что оно не осуществляет непосредственно объяснительной функции. Это знание выступает в качестве необходимого условия и предпосылки определенного вида теоретической деятельности направленной на объяснение и систематизацию эмпирического материала [5].
Такой же смысл вкладывается в понятие «исследовательская программа», которое было введено в методологию науки И. Лакатосом.
Под исследовательской программой Лакатос понимает своего рода метатеоретическое образование, которое содержит некоторую совокупность исходных идей и методологических установок. Эти идей и методологические установки оказывают существенное влияние на развитие и обоснование какой-либо теории.
Читать дальше
1. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования. – М.: Изд-во: Академический проект, 2008. – 208 с.
2. Кыверялг А.А. Условия эффективности и достоверности научного исследования. /Советская педагогика. - 1988. - № -5. - С.35.
3. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. - М.1999.
4. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. - М.: Издательство: Дашков и Ко, 2009. - 244 с.
5. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - М., Эдиториал УРСС, 1997. - 246 с.
Читать дальше