Необходима магистерская диссертация на заказ в Новосибирске ? Доверьтесь сервису Work5.
. В данной курсовой работе рассмотрено творчество наиболее ярких представителей немецкого Северного Возрождения Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха Старшего. Благодаря творчеству этих художников «готическое немецкое искусство триумфально входит в эпоху Ренессанса». Выбор данной темы обоснован неослабевающим интересом к живописи эпохи Северного Возрождения, периоду, пришедшему на смену культуре Средних веков и предшествующему культуре нового времени. Это время творчества величайших гениев искусства, шедевры которых спустя века поражают воображение наших современников. Философской основой Северного Возрождения был пантеизм (обожествление вселенной, природы). Пантеисты не отрицали существование Бога, они обожествляли природу и наделяли ее такими атрибутами, как безграничность, бесконечность, вечность. Они считали, что любое проявление природы достойно изображения. Революционное значение Северного Возрождения состоит в том, что в этот период были основаны «новые идеалы в искусстве, гуманистической и общественной мысли» , актуальные и в наше время. В эпоху Возрождения была открыта эра нового человека в мировой истории культуры, что оказало огромное влияние на мировоззрение и все области деятельности людей. Одним из течений немецкого Возрождения является Дунайская школа, основателем которой был Альбрехт Альтдорфер. Ее отличает ярко выраженное национальное своеобразие. В искусстве представителей Дунайской школы был заметен отпечаток неустойчивости немецкой художественной культуры Х века. Во многом они жили пережитками прошлого, объединяя в себе новые, реалистически разумные взгляды на мир с путаными иррациональными представлениями. Освободившись в своем творчестве от спиритуалистической направленности средневекового искусства, они не пришли к прославлению человеческого разума и поискам гармонического идеала. В своих произведениях они создали сказочный мир, в котором вымысел и фантастика переплетены с впечатлениями от реальной действительности, мифологическая или библейская легенда слита воедино с жанровым повествованием. Позднеготические элементы перемешаны с реалистическими открытиями, причудливость соединена с простотой. Наиболее сильной стороной творчества представителей этой школы является присущее им воссоздание «полной жизненного трепета картины природы, в которой все элементы взаимосвязаны и образуют нерасторжимое целое». К работам Дунайской школы относят произведения Альбрехта Дюрера, картины Лукаса Кранаха Старшего, В. Хубера и других художников, для которых «характерны свобода фантазии, яркая эмоциональность, своеобразная романтичность, подчас сказочность образов, динамичная, порывистая манера, острая выразительность рисунка, интенсивность цвета…». Традиции поздней готики переплетены в Дунайской школе с тенденциями искусства Возрождения. Век немецкого Северного Возрождения не был долгим. Тридцатилетняя война (1618-1648гг.) надолго задержала развитие культуры. Но эта эпоха, давшая миру целое поколение мастеров живописи и слова, осталась в истории культуры как уникальное целостное явление. Благодаря ней народы всех северных стран оказались вовлеченными в общеевропейский культурный процесс. Целью исследования для данной работы является сравнительный анализ произведений (диптих) «Адам и Ева» Лукаса Кранаха Старшего и Альбрехта Дюрера. Адам и Ева – это тема, которая интересовала людей в течение многих лет. Поэтому данный сюжет многократно отражался в произведениях искусства. В качестве предмета исследования были выбраны картины «Адам и Ева» Альбрехта Дюрера (1507г.) (ил. 1) и Лукаса Кранаха Старшего (1528г.) (ил. 2). Грехопадение Адама и Евы и изгнание их из рая «были самыми распространенными ветхозаветными сюжетами в европейском искусстве Возрождения и Средневековья». Фигуры Адама и Евы использовались на фресках соборов и в скульптурном декоре, в живописи алтарей, в гравюре и книжной миниатюре. История Адама и Евы описывается в книге Бытия. По своему образу и подобию Бог сотворил мужчину Адама. Он поселил его в эдемском саду, поручил возделывать его и запретил есть плоды с Дерева познания добра и зла. Затем из ребра Адама Бог сотворил ему помощника – женщину Еву. Поддавшись на уговоры Змея-искусителя, Ева, а вслед за ней и Адам вкушают запретный плод с Древа познания Добра и Зла. Боясь наказания, Адам и Ева пытаются скрыться от Бога. Так они нарушили закон божий и принесли в сотворенный им мир грех, боль и неизбежность смерти всего живого. За это Адама и Ева были изгнаны Богом из Эдема. Они были лишены того открытого и дружеского общения с Богом, которым наслаждались ранее. С тех пор люди стали смертными. Женщине, как более виновной, Бог сказал во всем подчиняться мужу и в муках и «в болезни будешь рождать детей», а мужчине – «в поте лица твоего будешь есть хлеб». По Библии, изгнание из рая – точка отсчета земной истории человека. На земле Адам и Ева дали начало всему человеческому роду. Такова история первых мужчины и женщины, которые, оказались недостаточно сильны, чтобы противостоять соблазну. Наиболее распространенным сюжетом в искусстве, иллюстрирующим историю грехопадения Адама и Евы, является сюжет Искушение. В нем сатана в образе змея уговаривает своими сладкими речами Еву съесть яблоко с Дерева познания добра и зла. Именно этот момент, когда люди впервые ослушались Бога, с религиозной точки зрения является переломным в человеческой истории. Сцены грехопадения и изгнания из рая сопоставлялись в алтарных композициях и фресках со сценами Благовещенья, Рождества Христова, Распятия или Страстей Господних и были призваны напоминать верующим о смысле искупительной жертвы: Христос пришел в мир, чтобы очистить людей от греха и дать человечеству вечную жизнь. Изображая грехопадение и изгнание из рая, художники следовали определенным правилам (канонам). Но в этих канонах не совсем точно отражается библейское сказание. В сцене грехопадения нагие Адам и Ева стоят у древа познания добра и зла, внимая речам хитрого змея или срывая плоды. В Библии не уточняется, какие именно плоды росли на древе познания, но в средние века прочно утвердилась традиция изображать на райском древе яблоки, а в самых ранних произведениях – гранаты. Змей-искуситель, в котором видели воплощение дьявола, изображался в виде женщины со змеиным телом, что символизировало греховность женского рода. В сцене изгнания из рая безутешных ослушников преследует ангел с карающим мечом. Традиционная трактовка сюжета, присущая средневековому искусству, сохранялась и в эпоху раннего Возрождения. Легендарные прародители человеческого рода, изгнанные из Эдемского сада Адам и Ева – это образы, волнующие воображение любого художника. Их изображение стало сюжетом не только иконографической, но и светской живописи. И в наши дни этот сюжет продолжает будоражить воображение художников и скульпторов. «Он давно вышел за узкорелигиозные рамки и рассматривается гораздо шире – как история первых мужчины и женщины на Земле, их грехопадения и изгнания из рая – как триумф и трагедия взаимоотношения полов в целом».