Понятие эффективности весьма многогранно и включает в себя экономические, социальные, специально-юридические и иные аспекты. Эффект действия правовых норм (норм законодательства) — по сути эффект всего юридического механизма. В силу этого некоторые авторы говорят о механизме каждой конкретной нормы, который обеспечивает ее эффективность именно как целостный механизм, в единстве всех составляющих его элементов. А это неизбежно ведет к пониманию эффективности как комплексной категории, в которую включаются внутренние свойства (оптимальность, целесообразность, правильность и т. д.), успешное действие и реализация норм . В этом плане нельзя не согласиться с тем, что задачей конкретных наук является наполнение общего понятия эффективности специфическим содержанием применительно к соответствующей сфере социальной деятельности .
Можно выделить четыре вида свойств нормы права: собственно юридические, языковые, логические и социологические, которые включают в себя такие критерии качества закона, как:
— нормативность, полнота и конкретность нормативно-правового регулирования, характеризующие собственно юридический аспект нормы права;
— простота, краткость, ясность, точность, характеризующие языковой аспект нормы права;
— определенность, последовательность, непротиворечивость, характеризующие логический аспект нормы права;
— юридическая и социальная эффективность норм права.
С позиций того, что правовые нормы имеют различные аспекты своего воздействия и различные качества, представляется целесообразным говорить и о различных видах эффективности норм (социальной, специально-юридической и др.).
Эффективность права как социально-духовного регулятора включает целый ряд аспектов и, соответственно, может быть различных видов, иметь различное содержательное наполнение .
Очевидно, что в зависимости от того, какие задачи решают соответствующие нормы, их эффективность может существенно различаться не только количественно, но и качественно.
Рассматриваемые в работе виды эффективности – юридическая и социальная позволили сделать следующие выводы.
Обязательными условиями юридической эффективности нормативных правовых актов являются:
1) надлежащее качество законов, иных нормативных правовых актов;
2) эффективно действующий механизм правового регулирования;
3) совершенство правоприменительной деятельности.
Обязательными условиями социальной эффективности норм права выступают:
1) уровень экономического развития общества;
2) уровень культуры членов этого общества;
3) соответствие норм права содержанию регулируемых общественных отношений;
4) соответствие норм права закономерностям функционирования и развития гражданского общества и правового государства.
При этом эффективность правовых норм будет достигаться в том случае, если в конкретных исторических условиях будет выбраны именно те юридические способы и средства, которые позволяют нейтрализовать факторы, отрицательно влияющие на правовое регулирование, среди которых можно назвать кризисные явления в политике и экономике государства, правовой нигилизм, невозможность правоохранительных органов противостоять нарушениям законов и т.п. В противном случае действие негативных факторов будет более интенсивно, чем действие правовых норм, что будет свидетельствовать о низкой эффективности последних.
Если же норма права вообще не имеет механизма, который бы обеспечивал ее эффективное действие, такая норма становится декларативной, что свидетельствует о ее полной неэффективности.
Таким образом, совершенство нормативных правовых актов, механизма реализации норм права и правоприменительной деятельности способны обеспечить реализацию юридических целей норм права, их юридическую эффективность. Благодаря названным компонентам механизма правового регулирования в обществе может быть создан стабильный порядок, граждане и иные лица, действуя правомерно, используют свои субъективные права, добросовестно исполняют юридические обязанности и соблюдают запреты.
Эффективность права как социально-духовного регулятора качественно отличается от эффективности законодательства как формы выражения права, способа существования правовых норм. Эффективность права как социально-духовного регулятора означает реализацию им своего социального, духовного и иного назначения в конкретном культурно-историческом контексте, предоставление им возможности для социально позитивной самореализации личности в конкретном обществе, осуществление в конкретном обществе принципов справедливости, свободы, гуманизма, разумности.
Итак, эффективность законодательства как продукта деятельности государства означает достижение соответствия между целями государства, выраженными в соответствующих нормах, и реально наступившими результатами. Эффективность законодательства отнюдь не означает эффективность права в регулировании социальной и духовной жизни, хотя и связана с ней. Более того, практика показала немало случаев противоречий между эффективностью законодательства и эффективным осуществлением правовых начал в обществе, реализацией принципа господства права в общественной жизни.
Основным критерием эффективности правового регулирования является достижение цели такого регулирования. В сфере юридической можно выделить определенное своеобразие целеположений, которыми руководствуется законодатель и с которыми связана эффективность охранительных норм как таковых.
Рассуждая таким образом, автор пришел к выводу, что имеется два субъекта установления цели правовой нормы. Во-первых, цели охранительных норм устанавливает законодатель в интересах общества и государства, от имени которых выступает. Во-вторых, субъектом установления цели является и субъект реализации, применения правовой нормы при наличии двух условий: цель по содержанию соответствует цели законодателя; способы ее достижения не противоречат установленным в законе, хотя и не обязательно могут иметь именно юрисдикционный характер .
Эффективность правового регулирования во многом зависит не только от правильного определения целей в процессе правового регулирования, что, безусловно, немаловажно, но и выбора средств, обеспечивающих достижение результата при минимальных издержках — как экономических, так и социальных.
Политика современного российского государства направлена на построение системы конструктивного взаимодействия государства и гражданского общества, о чем свидетельствует привлечение институтов гражданского общества к совершенствованию законодательного массива и повышению эффективности деятельности органов государственной власти посредством проведения общественной экспертизы, внедрения институтов общественного контроля и иных форм участия институтов гражданского общества в деятельности государства.
В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:
Первое – совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать.
В этом аспекте, требуется новая парадигма государственной правотворческой политики на федеральном уровне, предусматривающая методологию и технологию законопроектной деятельности, исключающую принятие законов конъюнктурно-корпоративных, недостаточно проработанных, увеличивающих правовую неопределенность в процессе их исполнения.
Второе - совершенствование правоприменения, «дополняющее» действенность нормативного регулирования.
Третье – повышение уровня правовой культуры субъектов права, которое также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.